50
51
КЛУБшшУрок пятыйТронуться на горке с ручником - истинное мучение для новичка. Вспоминается рассказ одной знакомой: только что получила "права", муж уехал, и пришлось ей сесть за руль. На первом же подъеме она никак не могла тронуться - автомобиль катился вниз. Подошедший автоинспектор поинтересовался, что случилось, и "посоветовал" подложить кирпич под колесо. У дамы не было времени раздумывать, действительно ли это совет или неудачная шутка. На следующий день она выехала с подругой, а та вооружилась обычным кирпичом, который просто подкладывала сзади под колесо во время остановки. И моя знакомая научилась трогаться на подъеме! Помог кирпич, вернее, пропал страх, что автомобиль покатится назад и все стало получаться. 50 ЗА РУЛЕМ 9/96Попробуйте последовать ее примеру. На подъеме трогайтесь с "ручника", подложив сначала для верности кирпич под колесо. Помните о том, как трогаться с места с постоянным газом, о чем говорилось ранее. Вы очень быстро освоите этот нехитрый прием. В то, что вы получите "права", уже овладев "ручником" на подъеме, я просто не поверю. Слишком мало часов отпущено на практическое вождение на курсах, а если основы грамотной езды станут для вас абсолютной истиной, вам удастся избежать многих неприятностей. А теперь - о прохождении поворотов. Вот как описывает в своей книге этот маневр австрийский гонщик-легенда Ники Лауда. "Прохождение поворота начинается с того момента, когда ускорение на прямой внезапно оканчивается и правая нога моментально переносится с педали газа на педаль тормоза. Торможение заканчивается с началом поворота руля и "входом" в поворот, а в следующий момент я уже прибавляю газ, чтобы сохранить постоянную скорость в повороте или снова начать ускорение." Теперь разберемся не спеша. Ясно, что тормозить надо до поворота руля. Добавлю, что руль надо научиться поворачивать сразу на тот угол, который позволит пройти весь поворот. "Доворачивать" руль на выходе из поворота - грубейшая ошибка. Наоборот, вы должны стараться как бы отпускать автомобиль, постепенно возвращая руль в исходноеположение, когда колеса стоят прямо. Именно в этот момент можно и нужно несколько прибавить газ, и автомобиль послушно и уверенно выровняется. Очень важно всегда заканчивать торможение до входа в поворот. Вот что разъясняет по этому поводу Ники Лауда: "В поворот необходимо войти только с отпущенной педалью тормоза, и лишь повернув руль, направив автомобиль на вершину поворота, можно прибавлять газ... Траектория в виде плавной кривой должна получаться без подруливания..." На ведущих колесах в повороте обязательно должна быть тяга. Иными словами, автомобиль должен реагировать на нажатие педали газа. Если вы станете проходить поворот на четвертой передаче со скоростью 40 км/ч, то сделаете все наоборот - никакой тяги не будет. Значит, если вы ехали, скажем, со скоростью 90, а поворот проходите со скоростью 50 км/ч, то до начала поворота необходимо перейти на третью передачу. Если вы ехали на третьей, например, со скоростью 60 км/ч, а в повороте едете "40", то проходить поворот надо, соответственно, на второй передаче. Проходить повороты на "нейтрали" абсолютно неправильно: тот, кто так делает, опасный водитель. Как быстро проходить тот или иной поворот, подскажут только ваша интуиция и накопленный опыт. Это зависит и от состояния проезжей части, крутизны поворота, видимости, погодных условий и, конечно же, времени года. Переключаясь перед поворотом на низшую передачу, не забудьте, выжав педаль сцепления, прибавить газ. Об этом мы уже говорили - прием называется "перегазовка". Если вы уверены в том, что хорошо поняли мои объяснения, попробуйте их применить на практике. Освоив, ощутите полную власть над автомобилем. Хотя никакое ощущение "власти" не избавляет от аварийных ситуаций. Например, вы не рассчитали скорость и видите, что не вписываетесь в поворот, или на дороге появилось препятствие. Казалось бы, от ваших действий уже ничто не зависит. Но это не так! Водитель должен до последнего мгновения стараться приложить все силы, чтобы свести к минимуму возможные последствия аварии. К сожалению, в таких ситуациях женщины очень часто бросают руль, закрывают глаза руками и визжат. Если вы явно не вписываетесь в поворот, не пытайтесь сделать невозможное и остаться на дороге, это наверняка кончится опрокидыванием автомобиля и тяжелыми последствиями. Смело поверните руль прямо и "улетайте" с дороги, по возможности избегая наезда на препятствия и, конечно же, пытаясь погасить скорость торможением. Если препятствие появилось неожиданно и тормозить поздно, то вас спасет следование правилу: не держаться дорожного полотна при безвыходных аварийных ситуациях. Это поможет вам избежать страшного своими последствиями, часто смертельного, лобового удара. (Речь идет о езде по загородному шоссе; в городе надо, наоборот, всячески стараться не вылететь на тротуар, ведь там - люди.) Конечно, для этого надо обладать завидным хладнокровием и мужеством. На принятие решения вам часто предоставляются судьбой считанные доли секунды. Тренироваться можно только умозрительно. Но делать это очень полезно! Представляйте себе развитие потенциальной аварийной ситуации на дороге. Например: что я буду делать, если вон тот автомобиль вдруг ринется наперерез, хотя моя дорога главная. Или: как быть, если вон тот пешеход бросится прямо под колеса. Будьте всегда готовы к тому, что другие участники движения или пешеходы не поняли вас или просто не видят. Один из начинающих раллистов рассказывал о своем первом впечатлении, полученном на любительском авторалли: "Я услышал вдруг, как водитель отчетливо и спокойно сказал "уходим" - и по ветровому стеклу захлестали ветки. Это случилось на немалой скорости, и я приготовился к худшему. Вдруг услышал такое же спокойное "выходим" - и, к моему удивлению, мы снова оказались на дороге , продолжая мчаться с огромной скоростью". Если вам придется "уходить" с дороги, проходящей по высокой насыпи, да еще под острым углом, то поверните колеса "в поле". Это уменьшит вероятность переворота автомобиля. Михаил ГОРБАЧЕВ (Продолжение следует)форт. Важное значение они придают отделке, различным дополнительным аксессуарам, качеству ткани, всяким мелочам вроде подставки для бутылок иперчаточного ящичка. Недаром фирма "Рено" заказала знаменитому модельеру Кензо интерьер модели "Рено-Твинго" специальной серии. Исследования фирмы "Ситроен" показали: 30% женщин (и только 23% мужчин) считают, что автомобиль может подчеркивать их индивидуальность. Выбор французских дам чаще падает на малолитражки. Такие модели, как "РеноКлио", "Пежо-106", "Ситроен-АХ" в 53% случаев продают женщинам (кстати, во Франции рождается как раз 53% девочек). 60% объема продаж "Рено-Твинго" тоже пришлось на покупательниц прекрасного пола. В отличие от мужчин, француженки не склонны идеализировать свои машины, делать их предметом поклонения. Светлана ЭЛЛИОТ (по материалам французской прессы)Ну, вот. Как видно, во Франции о женщине-автомобилистке знают если не все, то очень многое. А у нас? Ведь россиянки за рулем - это уже не случайность, а явление, становящееся массовым.Что мы знаем о наших "автоамазонках"? Увы, п рактически ничего. А ведь информация эта - не просто забава для любопытствующих. Она нужна тем, кто выпускает машины и автомобильные аксессуары, тем, кто продает их. И даже тем, кто имеет дело с участниками дорожного движения. В конце концов, и нам, женщинам, самим полезно знать, какие мы. Итак, " Ж енский клуб" предлагает вам, уважаемые автомобилистки, анкету. Ответьте на ее вопросы, и это будет шаг к признанию вас "как класса". А там уж недалеко и до той поры, когда интересы российских автолюбительниц станут учитывать не меньше, чем интересы француженок за рулем.АНКЕТА1. Давно ли Вы за рулем? ] только мечтаю •, меньше года •, от года до двух •, 2 - 5 лет •, 5 - 10 лет •, больше 10 лет • 2. Как часто Вы ездите? j от случая к случаю • , от 1000 до 5000 км Пв год, свыше 5000 км П 3. Какую Вы водите машину? i одну из моделей ВАЗа • , "Москвич" • , "Таврию" • , "Волгу" • , иномарку • , вседорожник • 4. Вы - владелица автомобиля? ! Да П. Нет • 5. Ваши ощущения от вождения? j Неприятная необходимость П. Это так естественно, что я не испытываю каких-то особых ощуще j ний П. Машина придает мне уверенности в себе и вызывает интерес в глазах окружающих D. j Это непередаваемое удовольствие П. 6. Ваши взаимоотношения с другими участниками движения? i Каждый из них старается осложнить жизнь женщине за рулем П. Никаких особых взаимоотноше I ний нет П. Большинство окружающих относятся к женщине-автомобилистке доброжелательно, I готовы помочь П. 7. Если случилась поломка, Вы ] вызываете "техничку" и доверяетесь специалистам автосервиса • , прибегаете к помощи знако| мых мужчин D, способны справиться самостоятельно, за исключением особых случаев • j 8. Автомобиль для Вас i строптивая куча металла • , просто средство передвижения • , почти одушевленное существо, i жизнь без которого немыслима • 9. Ваш возраст (можно не отвечать) j до 20 лет •, от 20 до 30 •, от 30 до 40 •, старше 40 • | Спасибо за ответы! Теперь, вырезав анкету, вложите ее в конверт с пометкой "Женский клуб". / Приятно познакомиться!Imm§И JWB1 1I ИЩШЖ 11/таялМожет, это кого-то удивит, но, по статистике страховых компаний Франции, женщины чувствуют себя за рулем гораздо увереннее, чем мужчины. Характерный тип водителя, совершающего аварии, - мужчинахолостяк 18 - 2 3 лет, получивший "права" не больше двух лет назад, работающий в строительстве или шоу-бизнесе. Идеальный же водитель - замужняя женщина старше 25 лет, мать семейства, имеющая "права" дольше двух лет. Она водит машину (как правило, второй автомобиль в семье, и он старше трех лет) в большом городе. "Отношения с машиной у женщины более взрослые и уравновешенные, чем у мужчин: меньше непредвиденных расходов, меньше стремления к шику и мощности" - отмечает служба маркетинга фирмы ФИАТ. Одно из главных требований (на первых местах - потребление бензина, цена и безопасность) француженок к автомобилю - комШШшШтКЛУБУ ПИШУТНе пойму никак, в чем смысл вашей рубрики "Женский клуб"? Правила дорожного движения для всех одинаковы, автомобили - тоже, да и по дорогам и мужчины, и женщины ездят по одним. Зачем же тогда нас выделять за рамка журнала? Чтобы подчеркнуть: курица - не птица, женщина - не водитель? Мне это кажется обидным: мой стаж вождения — 16 лет, и многие мужчины могут у меня поучаться. Так что закрывайте поскорее свой клуб, а место в журнале отдайте лучше водителям-новичкам. Москва Галина МАМЫКИНА ЗА РУЛЕМ 9/96 51Что касается взгляда "женщины за рулем" - это вопрос, пожалуй, философский. Впечатлений а ощущений - множество, и я хотела бы ими поделишься. Ведь и поведенческие реакции на дороге, и отношение к женщине-водителю со стороны других водителей, пешеходов, тех, кто ловит машины в часы пик, общение с сотрудниками ГАИ, "разборки" при ДТП, поиск запчастей, сервис - для женщины все это протекает по-другому, имеет свои плюсы и минусы. С.-Петербург Ирина ПЕТРУНИНА