На ВАЗе денег нет, причем очень давно. Тем не менее, волжские автостроители возводят собственный автомобильный полигон, поставив этот объект в ряд особо значимых. По замыслу создателей, он должен стать одним из лучших в Европе. Рассказывает об этом уникальном проекте наш корреспондент в Тольятти Сергей МИШИН.. J.ЧЕМ У ФИВираж - самая ответственная часть "кольца". Разговоры о собственном заводском автополигоне начались еще в конце шестидесятых, когда директором ВАЗа был Виктор Николаевич Поляков. Даже выделили на сооружение пять миллионов рублей - немалую, по тем временам, сумму. Начали, естественно, с подбора территории, утряски формальностей с местными властями, поэтому быстро пустить в ход средства не смогли, и в итоге они ушли на другие заводские нужды, коих всегда хватало. Десять лет назад, в сентябре 1986 года, когда было принято постановление о строительстве "вазовского" Научно-технического центра (НТЦ), о собственном заводском полигоне речи не было. Он появился в планах позже, при детальной проработке проекта НТЦ. Определили и место - возле села Сосновка, в 45 километрах от Тольятти. К тому времени заводские специалисты уже приобрели солидный опыт испытательной работы не только в Дмитрове, но ив Италии, Германии, на полигонах ФИАТа и "Порше". Кроме того, они подробно познакомились с испытательными центрами "Фольксвагена" в районе Вольфсбурга, европейского "Форда" в Бельгии, а также весьма серьезно - с названными полигонами "Дженерал моторе". В основу проекта заложили гибкую технологию. На основе ее всегда можно изменять и развивать в разных направлениях существующие методики испытаний, разрабатывать новые. Автополигон - это, как известно, прежде всего испытательные дороги, но среди них есть самые главные, определяющие его уровень: скоростная кольцевая и динамометрическая. Их на ВАЗе делают по высшим требованиям сегодняшнего дня и, конечно, в расчете на будущее. Начнем со скоростного "кольца". На самом деле это не круг, а замкнутая 10-километровая овальная "петля", чем-то напоминающая дорожку на стадионе. Назначение ее - дать автомобилю возможность двигаться на предельной скорости длительное время. В частности, на виражах "вазовского" "кольца" с параболическим профилем "нейтральная" скорость - 190 км/ч! Поясним: нейтральной считают ту скорость, при которой силы, действующие на движущийся автомо-Каждая уважающая себя автомобильная фирма ныне обязательно имеет собственный испытательный полигон. А некоторые даже несколько. Например, у "Дженерал моторе" их три. Первый - в средней для Америки климатической зоне, в Милфорде (возле Детройта), второй, "южный", в пустыне (штат Аризона, рядом с городом Феникс) и третий, "северный", - в Канаде. Без комплекса дорожных испытаний невозможно создавать новые модели и модификации, поддерживать на должном уровне те, что находятся в производстве. Сколько существует автомобиль, столько же существуют и испытания. Правда, раньше обходились без полигонов - автомобили гоняли по дорогам общего пользования. Сегодня, когда масштабы и темпы конструкторских работ несопоставимы с прошлыми, это сделать крайне сложно и небезопасно: методика испытаний подразумевает движение на максимальной скорости, экстремальные режимы заносы, торможение с юзом и т. п. За короткое время автомобиль должен проехать по брусчатке, скоростному кольцу, горной дороге и т. д. Попробуйте это сделать на "натуре". Пока ВАЗ использует для этих целей подмосковный автополигон в Дмитрове. Но это далеко, аж за 1100 километров от завода, а значит, работая там, весьма трудно оперативно решать постоянно возникающие в ходе испытаний вопросы по доработке конструкций. Для этого на полигоне должны быть еще и "вазовские" конструкторы, технологи и другие специалисты. Испытателям из Тольятти там тоже несладко - в командировках они порой по шесть-семь месяцев в году. И последнее - дорого, очень дорого в Дмитрове проводить испытания. 56 ЗА РУЛЕМ 10/96Схема "вазовского" автополигона:1 скоростное кольцо; 2 - динамометрическая дорога; 3 специальная кольцевая трасса; 4 горная дорога; 5 дорога-площадка ("гитара") для испытаний на устойчивость, управляемость и торможение; 6 - испытательные подъемы; 7 - Центр управления движением. Автопромбиль, распределены так, что водителю нет необходимости корректировать рулем направление движения. А допустимая скорость на "кольце" - более 250 км/ч. Замечу, в Дмитрове "десятки" (ВАЗ2110) с 16-клапанными моторами проходили "кольцо" со средней скоростью 200 км/ч - в запредельном для этой дороги режиме. На личной крутизны до 30 градусов и так называемые служебные (подъездные) дороги, которые послужат для имитации городского и пригородного режимов движения (в рамках ресурсных испытаний). Ну и, наконец, специальные ванны для "купания" автомобилей в грязи, соляном растворе и т. п. В первую очередь строят дороги, которолировать работу автомобилей на дорогах полигона будут из упомянутого уже Центра управления движением, очень похожего на Центр управления полетами космонавтов. Понятно, что все эти суперсовременные системы и сооружения ничего не значат без специалистов, поэтому подбором и подготовкой их занялись уже давно. И сегодня мно-новом полигоне испытывать быстроходные машины будет одно удовольствие. Естественно, требования к качеству такой дороги очень высоки. С учетом этогок строительству скоростного "кольца" были привлечены три финские фирмы: "ЕКЕ инжиниринг", "Геунион" и "Леминкайнен". Они участвовали в создании проекта ис момента отсыпки дорожного полотна приступили к работе. Но это далеко не все. Конструкция "скоростной" - сложная: там есть и полиэтиленовая пленка, и пенополистироловые теплоизоляционные плиты, и кое-что еще. Часть работы ведут с помощью дорожностроительной техники из Финляндии. Отечественные дорожники кладут первое "черновое" асфальтовое покрытие, а далее три слоя - финны, причем из своих материалов, гарантируя стабильные характеристики дорожного полотна в течение восьми лет. Строят на полигоне и другие дороги. Прежде всего - динамометрическую длиной в семь километров, именуемую в обиходе "динамкой". Здесь будут измерять топливноскоростные характеристики и динамические свойства автомобилей. "Динамка" - абсолютно ровная, даже повторяющая кривизну поверхности земного шара, дорога. Будет еще и дорога-площадка (ее называют "гитарой", поскольку контурами она напоминает этот инструмент) для испытаний автомобилей на управляемость и устойчивость, оценки тормозных свойств. На ней предусмотрены самые разнообразные покрытия, в том числе "микст" - набор поверхностей с различными коэффициентами сцепления - для исследования антиблокировочных систем тормозов. Назовем еще специальную испытательную дорогу протяженностью 3,5 км со сложным рельефом и всевозможными искусственными препятствиями (лепешками, колодцами, выбоинами, впадинами и т. д.), выполненными "на века",- в бетоне, а также горную дорогу с перепадом высот до 40 метров и разнообразными поворотами и уклонами (до 12 процентов). И это еще не все. Предусмотрен комплекс подъемов разрыв обеспечат длительное движение автомобилей на высоких скоростях, проведение лабораторно-дорожных испытаний, а также ресурсных и испытаний на надежность. В конце 1997 года планируют пустить автомобили на виражи скоростного "кольца". К тому времени должны быть завершены некоторые специальные сооружения. Сейчас почти готовы корпуса для ремонта и обслуживания дорожной техники, в них временно отведут место и для "испытательных" автомобилей. Уже заканчивают строительство котельной, подводят электроэнергию - без тепла и света на полигоне нет жизни. А с остальными объектами полигона ВАЗ намерен начинать новый век. По очереди пустят "динамку", "гитару", завершат административный корпус. Чуть раньше подготовят другие объекты, прежде всего, испытательную базу, где автомобили будут диагностировать, обслуживать, ремонтировать. Особое внимание уделяется комплексу телеметрии. На полигоне будет действовать самая современная спутниковая радиосвязь между автомобилями, а также с Центром управления движения, по которой можно передавать информацию о замерах на борту машины во время испытаний сразу же в центральный компьютер. Предусмотрена система телеметрического контроля за движением автомобилей на дорогах полигона. Ее сейчас разрабатывают в Институте измерительной техники под Москвой. Координировать и контПолным ходом идет подготовка скоростного "кольца" - первый слой покрытия кладут наши дорожники, потом все будут делать финны.Динамометрическая дорога будет повторять контур земного шара. гие работники Научно-технического центра ВАЗа и управления главного конструктора активно участвуют в сооружении полигона ведь им там работать. И последнее: испытатели ВАЗа уже частично используют полигон. Несколько сезонов на специально подготовленной трассе тут проводят зимние испытания шин. В начале нынешнего года на льду расположенного здесь озера тестировали антиблокировочные системы тормозов. Пуска нового полигона ждут не только вазовцы. Он нужен автозаводчанам Ульяновска, Ижевска, специалистам московского НИИШПа. Некоторые зарубежные фирмы тоже хотели бы предоставить свои машины на проверку в Тольятти. Не так давно НТЦ с успехом провел ресурсные испытания трех моделей ФИАТа в российских условиях, но, увы, на дорогах общего пользования. Нетрудно представить, какое важное место в испытании и доводке машин займет "вазовский" полигон, когда он заработает в полную силу. А это время, судя по всему, не за горами. Фото автора