90
91
92
АВТОМОБИЛИМы приближаемся к границе веков - двадцатого и двадцать первого, когда возникает естественное желание оглянуться на прошедшие почти сто лет - чем они были примечательны в нашей истории, истории технического прогресса. И к привычным "атомный век", "космический", "электронный" обязательно добавится - "автомобильный". Действительно, это целая эпоха, когда автомобиль "вырос из пеленок", завоевал всеобщее признание, вошел во все сферы нашего бытия, и сейчас мы просто не представляем свою жизнь без него - этого бесспорного любимца века. В заметках "Автомобили - символы XX века", которые мы начинаем публиковать с этого номера, свой взгляд на автомобильную историю представляет москвич Сергей КАНУННИКОВ.Автомобиль многолик: он - "средство передвижения" и "роскошь", он - просто друг и предмет коллекционирования, он - источник существования и отравитель окружающей среды, он - объект спортивных пристрастий и герой книг, кино, телевидения и еще многое, многое другое. В знаменитой французской автомобильной энциклопедии насчитывается около 5000 марок легковых автомобилей. А еще модели, модификации... Какие же из них стали символами века? Довольно сложно сделать выбор. Бурный технический прогресс - один из признаков нашего времени, и все же исходить из одних только технических новаций было бы, видимо, неверно. Поэтому критерием нашего отбора стала не только роль той или иной модели в развитии техники, инженерии и дизайна, а еще и ее общественный успех, след, оставленный в различных сферах жизни - литературе, кино и даже устном фольклоре. "Форд-Т". Временные рамки столетия, если рассматривать явления общественной жизни, всегда условны. Однако определить, когда начался XX век для автомобиля, совсем не сложно. Это произошло в 1913 году, когда на заводе "Форд" заработал первый конвейер, который стал выпускать родившуюся пятью годами раньше знаменитую модель "Г". Конструкция "Форда-Т" была проста и надежна. Прочную раму делали из высококачественной молибденовой стали. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2,9 л развивал 20 л. с. при 1600 об/мин и имел водяное термосифонное (то есть без водяного насоса) охлаждение. Бензонасос на автомобиле также отсутствовал - бензин подавался самотеком. В системе зажигания были четыре высоковольтные катуш-Один из первых серийных "фордов-Т"(1913г.).Генри Форд (слева) в пятнадцатимиллионном "Форде". ки - по одной на каждый цилиндр. Двухступенчатая коробка передач управлялась с помощью двух педалей, а рычажок акселератора располагался под рулем. Эта своеобразная конструкция нигде больше не применялась и не повторялась. "Форд-Т" прекрасно выдерживал отвратительные в ту пору американские дороги, его можно было отремонтировать в любом сарае, поэтому-то он и стал первым автомобилем - "средством передвижения", а не сложной, дорогой и редкой игрушкой. Теперь это звучит смешно - теперь, но не в начале века. Когда-то Ю. Долматовский причислил "Форд-Т" к "удачным автомобилям для неудачников". Позволим с этим не согласиться: "Форд-Т" был как раз машиной, рассчитанной на самый широкий круг покупателей. Передвижная церковь на шасси "Форд-Т". Гений Генри Форда, создавший конвейерное производство автомобиля, перевернул весь мир промышленности. "Форд-Т" оказался дешевле, надежней, ремонтопригодней доконвейерных машин и разошелся по всему миру в количестве более 15 миллионов экземпляров, став первым интернациональным автомобилем. Кроме США, его строили в Германии и Великобритании. "Форд-Т" неизменно мелькает на фото и кинопленках тех лет, нередко упоминается в романах и иногда играет в них важную роль. Можно припомнить "Гнев" Стейнбека, "Регтайм" Доктороу и одноименный фильм Ф. Ф. Копполы. На базе "Форда-Т" строили спортивные и гоночные автомобили, легкие грузовики, фургоны, даже броневики; история сохранила фотографии пассажирского автопоезда и... передвижной церкви. Автомобиль удостоился собственного имени "Tin Lizzy" ("Жестяная Лиззи"), которое помнят до сих пор, наряду с официальным названием. "Роллс-Ройс-Сильвер-Гост" ("40/50 HP") Ровесники - американский "Форд-Т" и английский "Роллс-Ройс-Сильвер-Гост" и близки, и далеки одновременно. Оба они выпускались около 20 лет, но число экземпляров последнего не достигло и восьми тысяч. Технические решения "Форда" и "Роллс-Ройса" лежат в русле развития техники своего времени, однако если первый автомобиль для каждого, то второй - для избранных.ч90ЗА РУЛЕМ 10/96 БылоеНМВОЛЫ XX ВЕКАоколо 50 л. с. при 1250 об/мин. С 1924 года на "Роллс-Ройс-40/50 HP" устанавливали механический усилитель тормозов. Кузова для "Роллс-Ройса" по заказу делали знаменитые мастерские - "Парк Уорд", "Баркер". На машине с характерной крылатой посеребренной фигуркой ездили коронованные особы и богатейшие люди мира. Автомобиль прославился высочайшим качеством изготовления и надежностью, он слыл вечным. "Роллс-Ройс" продемонстрировал, что роскошь и величественная красота прекрасно сочетаются с прочностью и долговечностью. В первую мировую войну на базе "Сильвер-Гост" делали санитарные автомобили и даже броневики, а в России, как известно, на него установили гусеничный движитель конструкции Кегресса. 1703 экземпляра машины были собраны в самой автомобильной стране мира - США. "СильверГост" своим названием положил начало серебряной линии "Роллс-Ройса", которая существует и поныне.ч"Мерседес-Бенц SSK/SSKL" Автомобиль и скорость - понятия неразрывные. К 20-м годам уже появились настоящие гоночные автомобили, у которых было мало общего с серийными. Но наряду с ними существовали спортивные модели, наКонструкция машины отличалась исключительной надежностью ив то же время обеспечивала максимальный комфорт. Длинные, очень мягкие рессоры способствовали поразительному по плавности ходу. Двигатель соединялся с рамой системой тяг и рычагов. Для снижения шума были применены специальные фибровые вставки в толкателях клапанов. Сам мотор - рядный шестицилиндровый объемом 7428 см 3 развивал"Роллс-Ройс-Сильвер-Гост"(1911 г.). "Сильвер-Гост" 1914 года, один из последних перед первой мировой войной. "Мерседес-Бенц SSK" (1928 г.). которых можно было ездить и по обычным дорогам. С небольшими переделками (часто хватало демонтажа фар и крыльев) они использовались ив гонках, даже на овальных трассах типа берлинской "АФУС". Среди таких машин на рубеже 20-30-х годов блистали "Альфа-Ромео", "Бугатти" и, конечно же, "Мерседес-Бенц". Шестицилиндровый двигатель с компрессором "Руте", издававший характерный свистящик звук, развивал 225 л. с. при 3300 об/мин (на "SSKL" - 265 л. с ) . Тормоза были оснащены сервоусилителем. Автомобиль достигал скорости 200 км/ч! Впечатляла его внешность: стремительный силуэт, длинный капот - настоящая классика. Очевидно Ю. Долматовский прав, считая, что "Карл" из "Трех товарищей" Ремарка, легко обгонявший чопорный "бюик" и побеждавший на "АФУС", имел компрессорный "мерседесовский" двигатель. Кузов же "Карла" явно был не "родным".ГЗА РУЛЕМ 10/9691 БылоеСпортивные "мерседесы" конца 20-х годов стали началом славной карьеры таких великих гонщиков, как Р. Караччиола и М. фон Браухич. Богатые автомобилисты также обожали эти машины - они давали им возможность не только обгонять всякие там "бюики", но и чувствовать себя почти Караччиолой на трассе знаменитой "Милле-Милья". "Кадиллак-V16" "Кадиллак" - символ США, вернее, символ процветания страны и ее граждан. На протяжении нескольких поколений очень многие американцы мечтали и мечтают именно о "Кадиллаке". Не мешают этому даже не слишком патриотические выпады из"Кадиллак V-16" (1931 г.). Родстер "Кадиллак V-16".вестных писателей, например Р. Уоррена, назвавшего в романе "Вся королевская рать" эту машину "помесью океанского лайнера с катафалком". На "Кадиллаке" многое было сделано впервые: электростартер, форточки на окнах, стандартизация деталей. Это - автомобиль президентов, а иногда и коронованных особ. И он же символ безотказности и высокой надежности. Европейцы порой посмеиваются над американскими вкусами, но в душе многие из них разделяют заокеанскую любовь к "Кадиллаку". Когда количество цилиндров в двигателях дорогих машин к началу 30-х годов достигло двенадцати, такие моторы стали выпускать и американские, и некоторые европейские фирмы. Тут были "Линкольн", "Майбах", "Даймлер" и даже малоизвестный "Уолтер". Но "Кадиллак", кроме 12, предложил 16 цилиндров! Нет, он был не единственным заводом, способным построить V16. Такие моторы делали "Мармон" и другие, ныне почти забытые небольшие фирмы. Но у них V16 был или прототипом, или производился мелкими партиями. Даже "Паккард" - главный конкурент "Кадиллака" в довоенные годы так и не создал двигатель V16. Кстати говоря, производство V12 у "Паккарда" и "Линкольна" велось в очень небольших количествах, а "Кадиллак" оба этих двигателя выпускал серийно! Да и продержались они в производстве дольше всех - до 1940 года. Двигатель V16 модели "452" имел рабочий объем 7,4 ли развивал 160 л. с , работал он тихо и плавно. Коробка передач быласинхронизированной, тормоза снабжены вакуумным усилителем. Седан с двигателем V16 весил 2632 кг. Вот так фирма "Кадиллак" доказывала конкурентам, что для нее ничего невозможного нет, а почитатели "Кадиллака" считали, должно быть, что нет ничего невозможного и для владельцев этого шедевра американской техники. "ФИАТ-500-Тополино" Идея создания маленького автомобиля волновала конструкторов с 10-х годов XX века. Всерьез за ее реализацию взялись в обедневшей Европе послеями, плавными переходами. Причем облик соответствовал общему стилю ФИАТа того времени. Попутно Джакоза применил ряд интересных решений, например, установил радиатор за двигателем, что позволило от него обогревать салон и сделать покатым капот. Рабочий объем двигателя составлял 569 см 3 , мощность - 13 л. с. при 4600 об/мин. Легкая машина (545 кг) достигала вполне приличной скорости - 85 км/ч. Версия 1938 года отличалась полуэллиптическими (вместо четвертьэллиптических) задними рессорами, появились бамперы.К омпоновка ФИАТ-500 первых выпусков.ФИАТ-500(1936г.).первой мировой войны (из ранних моделей стоит упомянуть удачный "Пежо-Бебе" Э. Бугатти). ФИАТ-500, который сконструировал Д. Джакоза, был действительно маленьким, однако выглядел гармонично и даже элегантно. Это достигалось скругленными лини-Автомобиль удостоился ласкового собственного имени "topolino" - мышонок. Его выпускали не только в Италии, но и во Франции, Польше, Германии. Делали ФИАТ500 и после войны - он вполне вписался в начало новой эпохи. Продолжение следует92ЗА РУЛЕМ 10/96