132
АвтолюбителейЦЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ 1 "ДВОРНИКОВ"В ту пору, когда электрическая схема автомобиля состояла лишь из нескольких проводов, "дворники" чаще всего приводились в движение рукой водителя. Скорости тогда были невелики, и с этой конструкцией до поры мирились - она применялась на ЗИС-5, "Виллисе". Омывателя же вообще не было в помине. Прошло некоторое время, и появились целых четыре (!) привода щеток. Один их них, электрический, сохранился до наших дней почти в неизменном виде, а три других - вакуумный, механический и пневматический, можно сказать, ушли в прошлое. Подвижный клапан вакуумного привода разделял полость устройства на две части, которые попеременно сообщались то с атмосферой, то с впускным коллектором. Передвигаясь под действием разности давлений, клапан перемещал и рычажок со щеткой. Частота ходов, понятно, зависела от нагрузки двигателя. Такая система встречалась на многих автомобилях 30-40-х годов; одним из по-Всякий водитель знает, что ветровое стекло должно быть чистым в любую погоду. Знает он и то, что в соответствующем состоянии его поддерживают "дворники" с приводом от небольшого электродвигателя и омыватели стекол, питаемые электрическим насосиком, расположенным в бачке омывателя. Но это сейчас все, так сказать, пришло к единому знаменателю. В прошлом же можно обнаружить немало интересных конструкций омывателей и стеклоочистителей.конструкция: бачок, клапан и две трубочки - к "запаске" и к распылителю. Пока сохранялось давление в "запаске", омыватель работал хорошо. Необычна была конструкция омывателя у лимузина ЗИЛ-111 - диафрагма встроенного в бачок насоса приводилась в движение разрежением во впускном коллекторе. У современника ЗИЛа "двадцать первой" "Волги" насос омывателя был также диафрагменным, но приводился в действие рукой. Аркадий АЛЕКСЕЕВМеханический стеклоочиститель.Вакуумный стеклоочиститель.следних ее носителей был отечественный грузовик ГАЗ-51А. Другой привод стеклоочистителя от двигателя автомобиля тросиком, подобным тросу спидометра, применялся вплоть до 1964 года на "москвичах". Тросик имел привод от шестерни на распределительном валу, а "хитрый" редуктор преобразовывал вращение в колебательное движение. Любопытно, что этот стеклоочиститель мог играть роль... тахометра - инструкция "Москвича-401" рекомендовала установить холостой ход "15 двойных колебаний щетки в минуту, что соответствует 550 об/мин коленчатого вала". Однако особой надежностью механизм не отличался, а постоянно меняющаяся часто-та работы щеток утомляла водителя. И наконец, последний вариант. На грузовых машинах с пневматическим приводом тормозов, скажем, на ЗИЛ-130, применяли стеклоочиститель с цилиндром и поршнем двойного действия, работавший от сжатого воздуха из тормозной системы. Интересно, что и омыватель на ранних выпусках "сто тридцатого" приводился в действие сжатым воздухом, который просто выдавливал воду из бачка в трубопроводы распылителей. На "Фольксвагене-Жук" омыватель точно так же использовал сжатый воздух, но последний подавался в бачок из ... запасного колеса. Вряд ли существует более оригинальная и простаяНасос омывателя ЗИЛ-111.132ЗА РУЛЕМ 10/96