йоимишламиДИАГНОСТИРУЕМ ДИЗЕЛЬРамки журнала не позволяют, Дизельных легковых автомобилей в стране уже много, но естественно, подробно остановиться обращаться с их двигателями умеют единицы. Между тем бежать на всем, но мы рассчитываем, что по поводу любой неисправности на фирменную станцию не читатели, которых заинтересует этот обязательно - как иу бензинового мотора, для дизеля материал, имеют опыт общения с существуют простейшие приемы диагностики неисправностей. автомобилем и знакомы с операцияО них рассказали нашему корреспонденту конструкторы ми, описанными в инструкциях и ру"вазовского" дизеля Николай ГАНЮШКИН и Александр ТОЛСТОВ. ководствах по ремонту дизелей. Не станем детально рассматривать и систему питания дизеля - ее устройСамая, пожалуй, р аспростра на место "подозреваемого". В конце ство понятно из рисунка. Так что же ненная причина нечеткой работы концов, если в работе двигателя может случиться с мотором? Пройдизеля - неисправность форсунок. ничего не изменилось, то есть вы демся по "типовым" неполадкам. Возможно, не отрегулировано начаопределили, что фильтр не виноват, Неисправность первая - двило открытия иглы или она не закры- у вас будет запас, который, как гатель работает неустойчиво, не вается, или закрывается , но не известно, карман не тянет. развивает полной мощности ("не плотно (то есть негерметичен расВозможно, вследствие каких-то тянет"). пылитель форсунки). Как правило, операций с двигателем или износа Одна из возможных причин - в эти дефекты сопровождаются ме сбилась регулировка положения цилиндры поступает недостаточно таллическим стуком. Диагностика ТНВД и он несвоевременно подает топлива. Например, из-за негерменеисправной форсунки очень похотопливо к форсункам. Проверьте по тичности топливопроводов. В магижа на проверку работы свечей на инструкции угол опережения впрыска стралях высокогодавления (от бензиновом моторе. Надо по очеретоплива и при необходимости устаТНВД - топливного насоса высокого ди отключать цилиндры и по изменовите правильный. Вихрекамерные давления - до форсунок) неисправнению (или неизменности) характедизели способны пускаться и кое-как ность видна по потекам топлива. Но ра работы мотора судить о состояработать при любом угле, а вот мо если что-то не в порядке на участке нии форсунки. На бензиновом дви торы с непосредственной подачей от бака до насоса, течи может и не гателе вы бы снимали провода вы топлива (например, на "Форде-Транбыть, скорее, вероятен незаметный сокогонапряжения , а на дизеле зит" или "Ауди") очень чувствительны глазу подсос воздуха. Здесь помоследует разгерметизировать маги к этому параметру и при малейшем жет прозрачный полихлорвинилостраль высокого давления. Для этоотклонении даже не заведутся. вый шланг. Вставьте его в магистго на пол-оборота (больше раль перед ТНВД и при рабони к чему) отверните топ тающем двигателе внима ливную трубку у форсунки, а тельно следите за потоком чтобы не залить все кругом топлива. Пузырьков воздуха топливом, обмотайте раз не должно быть вовсе, а если герметизированное соеди они все-таки есть - значит, нение тряпкой. Теперь при вы определили причину не работающем моторе топлировной работы мотора. Оставо будет выходить из - п од ется найти место подсоса и гайки, а в цилиндр не попазагерметизировать его. J дет. Если стук прекратился и Топлива может не хватать двигатель хуже работать не и из-за загрязненного, отрастал, очевидно, форсунка в ботавшего свое фильтра. Ни этом цилиндре неисправна. в коем случае не исключайте Наоборот, отключенная хо его, хотя бы только для пророшая форсунка еще больверки, из системы питания! ше "обессилит" двигатель Даже кратковременная рабоJf^ если раньше он "троил", то та дизеля без топливного теперь "задвоит", а то иза фильтра чревата серьезными глохнет. поломками ТНВД, а он весьма недешев - в среднем $600. Окончательная диагно Л учшекупитекопеечный Схема системы питания дизельного двигателя: 1 - топливный бак; 2 - фильтр; стика сомнительной фор фильтрующий элемент (разу3 - ТНВД (на разрезе слева - топливоподкачивающий насос, справа сунки возможна только на меется, "родной", предназнаплунжерная пара); 4 - форсунка; 5 - свеча накаливания; 6 - вихревая камера специальном стенде. Однако ченный именно для вашего сгорания. Красным выделена магистраль высокого давления, бледнодо него еще нужно доехать, мотора, что можно установить розовым - магистрали, подающие топливо к ТНВД и сливные, отводящие поэтому попробуем обойтись по каталогу или инструкции к избытки топлива в бак. без точногодиагноза . На автомобилю) и поставьте его этом этапе почти навернякаr rlHffl rnfcnr1 20 ЗА РУЛЕМ 10/96 вам придется заказать или сделать самостоятельно спецключ - выворачивать форсунки. Взамен прежней форсунки ставьте новую или меняйте только ее распылитель - наиболее вероятный виновник всех бед. Заметим попутно, что попытки очистить или как - т о иначе привести в порядок старый распылитель - несерьезны, а подбирать новые детали лучше и проще всего в фирменных магазинах по каталожным номерам. И еще: изучите инструкцию к автомобилю, где речь идет о замене форсунок, до того, как приступите к работе. И наконец, самая неприятная причина неустойчивой работы и "вялости" дизеля - износ или нарушение регулировоксамогоТНВД . Предположить такое можно, если перечисленными выше приемами двигателю не удалось помочь. В уверенность ваше предположение может перерасти только после стендовой проверки топливного насоса. Разбирать и ремонтировать ТНВД своими силами не рекомендуется. О дизеле у многих сложилось недоброе мнение какочем - т о грязном, дурно пахнущем соляркой и нещадно чадящем. Заявляем со всей ответственностью, что во всех этих грехах можно обвинять только неисправный мотор! Дизелю " р аз р ешается " в ыбрасывать черный дым лишь кратковременно, когда педаль газарезконажимают до упора. А если вы, разгоняясь, с та вите целую дымовую завесу (понятно, при правильно выбранной передаче) - считайте, с мотором что-то не в порядке. Итак, неисправность вторая дизель дымит. Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о неполном сгорании рабочей смеси. Одна из самых простых причин - "кислородное го лодание" мотора из-за засоренного воздушного фильтра. Еще "копоть" может свидетельствовать о слишком раннем угле опережения впрыска топлива (корректировку ищите вин с трукциикавтомобилю ) . Если фильтр чист и угол в порядке, возможно, неисправна одна из форсунок: не желает закрываться (говорят - "льет" или... нет, это уже неудобно печатать). Описанные выше приемы помогут ее "вычислить", а ежели не получилось, остается предположить неисправность ТНВД, точнее, автомата опережения впрыска или по вышенную подачу топлива, и поспешить к специальному стенду. Как вы заметили, некоторые не исправности совпадают с уже рассмотренными, то есть проявляют себя и неровной работой, и "упадком сил" дизеля, и дымлением. Темпроще их диагностировать, но одновременно и ошибиться в диагнозе, так что будьте внимательны и не делайте поспешных выводов. Случается, дизельный двига тель обильно выдает на выхлопе белый или синеватый дым, особенно после холодного пуска. Это признак догорания смеси в выпускной системе, то бишь чрезмерно позднего впрыска топлива - установите верный угол опережения. Еще одна причина - та же, что и на бензиновом моторе: попадание масла вка меры сгорания. Большой расход ди зелем, как и бензиновым собратом, масла - повод для ремонта цилиндро-поршневой группы. Неисправность третья, самая неприятная - дизель не пускается, даже если на дворе тепло. Тут и до ремонтников не дотянешь тем более нужно уметь диагностировать капризы мотора самостоятельно. Если причина не определяется по щитку приборов (топливо есть, все контрольные лампы горят как обычно), проверьте для начала ра боту отсечного электроклапана. Он перекрывает подачу топливак плунжерной паре ТНВД, когда ключ в замке "зажигания" пребывает в положении "выключено", то есть глушит двигатель. Щелчок срабо тавшего клапана можно услышать под капотом (не спутайте с другим щелчком - о нем речь ниже). Проверка исправности клапана подробно описана в рубрике "Прошу объяснить" (см. стр. 118). Если с клапаном все в порядке, проверьте свечи накаливания. Иногда даже летом без их помощи ди зель не пустишь. Свечами командует электронный блок управления (ЭБУ). По сути, это мощное реле, при включении которого раздается щелчок (одновременно на панели приборов загорается контрольная лампа, часто с изображением спи рали - символом свечей накаливания). Ключ "на старт", реле сработало - переходите к самим свечам. Проверьте, есть ли на них напряжение, подключив параллельно контрольную лампу. Можно всю диагностику начать с простой и наглядной операции. В ы верните свечи из головки блока (часто для этого нужен ключ "на 12") и подайте "плюс" на клемму, а " м и нус" - на корпус. Только не держитесь рукой за штифт! У исправной свечи примерно через десять се кунд он начнет светиться, нагревшись до 1000 - 1200°С. Долго лю боваться сиянием не стоит - без ин тенсивного, как в цилиндре, теплоотвода свеча разрушится, и не как нибудь, а взорвется. Свечу нужнозаменить, если штифт не греется или греется не от кончика и уж тем более - если он поврежден. Иногда из-за неисправности иглы форсунки штифт выплавляется - конечно, т а кая свеча работать не будет. Кстат и , ЭБУ может сократить ресурс свечи (он составляет примерно 80 тысяч км), не отключая ее вовремя. В цилиндре свеча работает не дольше трех минут (иногда помогая уже пущенному мотору, снижая дымность). Бывает, убедившись в отказе ЭБУ, вместо него ставят обычную клавишу. Делать так категорически не советуем - свечи потребляют ток до 140 А, контакты в клавише при этом "прихватит", и вы не сможете даже отключить питание свечей. Вообще, все перечисленные устройства надо подбирать из тех, что ре комендованы автозаводом - будь то пустяковый разъем или ЭБУ. Поэтому не пренебрегайте каталогами! Допустим, нагревательные приборы работают как надо. Что еще мешает пустить дизель? Может, ему не хватает топлива? В ТНВД есть механизм, который при пуске (100-200 об/мин коленвала) увеличивает в 1,5-2 раза подачу топлива по сравнению с режимом номинальной мощности (аналог на бензиновом двигателе - "подсос"). Отказ или сбой в работе этого ме ханизма точно диагностируется, к сожалению, лишь на стенде. В оз можно, насос не подает достаточного количества топлива под нужным давлением из-за износа плунжерной пары - святая святых ТНВД. Предположить такую неисправность можно, если холодный дизель удается пустить, а прогретый - нет. Почему? Горячее топливо "жиже" и часть его успевает вытечь из секции высокого давления через зазоры до того, как направится к форсункам. В этом случае надо готовиться к крупным затратам - насос, повторимся, стоит немало. Топлива может не хватать по самой банальной причине - если где-то открылась течь, об этом мы уже говорили. Как ио неверном уг ле опережения впрыска, который тоже влияет на пусковые свойства. Еще два дефекта роднят дизель и бензиновый мотор, но на дизеле проявятся сильнее - это заниженные пусковые обороты (слаб акку мулятор, что-то со стартером) и не достаточная компрессия. Коротко о зимнем пуске. Львиная доля проблем здесь связана с топливом не по сезону. Но и против этого хитрые конструкторы кое-что придумали (подробнее в ЗР, 1994, № 1). Одно из самых распространенных - о богревтопливногоЗА РУЛЕМ 10/96 121