20
21
ЭкспонатыМИМС-96АРИАЦИИДолгие десятилетия отечественные производители грузовых автомобилей были лишены права самостоятельно решать, какие машины им выпускать. За них это делало отраслевое министерство, которое строго определяло и число выпускаемых моделей, и их параметры. И то, что у нас всегда было очень мало модификаций грузовиков, влекло за собой низкую эффективность использования их парка. В последние годы ситуация резко изменилась: теперь сами производители учитывают (причем, в первую очередь) интересы грузоперевозчиков. Заказчик-то получает автомобиль не по разнарядке, как раньше, и готов платить лишь за ту машину, которая ему нужна. Когда проектировали новый грузовик ЗИЛ-5301 (ЗР, 1995, № 11), исходили из того, что он станет родоначальником большого семейства. Поэтому предусмотрели три варианта колесной базы, два типа силовых агрегатов, три разновидности кабины. В совокупности со всевозможными кузовами и специальными устройствами это может обеспечить многообразие исполнений, удовлетворяющее запросы самого широкого круга покупателей. Да плюс еще возможность выполнять индивидуальные заказы. Уже сейчас АМО ЗИЛ, кроме шасси с колесными базами 3250, 3650 (стандартная) и 4250 мм, а также бортового грузовика с тентом, готов поставлять автомобили с фургонами и изотермическими кузовами. Чтобы увеличить ассортимент, ЗИЛ активно взаимодействует с партнерами, способными расширить сферы использования автомобиля. Это и "Метровагонмаш" (Мытищи), и 'Тонар" (ОреховоЗуево), и "Мосдизайнмаш" (Москва), а еще КАФ (Шумерля), ОДАЗ (Одесса), "Автодизайн" (Казань), KM3 (Козельск) и другие.Самосвал с трехсторонней разгрузкой.Автомобили-эвакуаторы, слева - разработанный ЗИЛом, справа - мытищинским "Метровагонмашем". 20 ЗА РУЛЕМ 10/96 НА ТЕМУ ЗИЛ-530Наиболее солидный и самый давний партнер ЗИЛа - мытищинский завод - по традиции оснащает грузовик самосвальным кузовом. На шасси малотоннажника с колесной базой 3650 мм монтируют металлическую, с тремя откидывающимися бортами, платформу грузоподъемностью 3 т. Гидравлический привод, которым водитель управляет из кабины, позволяет за 15 секунд опрокидывать кузов на любую из трех сторон. Вместимость - 3 м3 , а с надставными бортами - до 5,5 м3, предусмотрен тент для защиты груза от непогоды. Максимальная скорость самосвала ЗИЛ-ММЗ-2502 (полная масса его - 6530 кг) - не менее 80 км/ч. Он рассчитан на перевозку разнообразных грузов в небольших количествах, например, в коммунальном хозяйстве, на стройках с малыми объемами работ, а также в сельскохозяйственном секторе. Количество выпускаемых машин определит спрос. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ на ЗИЛе подготовлен и прошел испытания малотоннажник с цельнометаллическим фургоном и грузоподъемным бортом (ГПБ) в задней части машины. Этот механизм с гидроприводом может поднять 300килограммовый груз на высоту пола кузова за считанные секунды, сохранив горизонтальное положение. Размеры борта позволяют размещать самые разнообразные грузы, а скос в задней части дает возможность закатывать погрузочные тележки и контейнеры. Во время транспортировки ГПБ находится в вертикальном положении и не увеличивает габарит машины. По заявкам коммунальщиков зиловцы подготовили к производству модификации с колесной базой 4250 мм, оборудованные сдвоенной кабиной. Машина удобна при различных ремонтно-профилактических и аварийных работах: кабина, кроме водителя, вмещает еще 6 человек - бригаду специалистов, а грузовая платформа рассчитана на перевозку оборудования, материалов. Вместо бортовой платформы на раму можно смонтировать кузов, в котором найдется место для компрессора, газосварки, лебедки, инструмента. Неплохие шансы у такой машины на роль передвижной техпомощи в автосервисе или ремонтной мастерской. Грузоподъемность "двухкабинника" с металлической бортовой платформой - 2,5 т, снаряженная масса - до 4,225 т, габаритная длина - 6745 мм и радиус поворота - 7,8 м. На Московском карбюраторном заводе ("Москарз"), который входит в объединение АМО ЗИЛ, шасси с двухрядной кабиной стало базой для пожарной автоцистерны так называемого "первого хода". Обладая высокой маневренностью и хорошими скоростными качествами, она призвана первой прийти в зону загорания и приступить к тушению пожара еще до прибытия основных сил. В грузовом отсеке установлены цистерна для воды емкостью 1500 л, пенобак на 125 ли центробежный двухступенчатый насос, который автоматически смешивает компоненты,преобразуя их в вещество с высокими огнегасящими свойствами. Боевой расчет подавляет пламя с помощью 60-метрового рукава высокого давления. Его при транспортировке наматывают на специальную катушку. Скорость пожарного автомобиля, названного АЦ1.530/4 (ЗИЛ-5301 П1), - около 90 км/ч. Размеры (длинахширинахвысота) 6,5x2,3x3,63 м, полная масса не превышает 7 т. Другой филиал ЗИЛа - Рязанский завод автоагрегатов (P3AA) на базе стандартной трехтонки построил опытный образец автобуса малого класса "Русь". В незамысловатом по дизайну кузове довольно уютно располагаются водитель и 13 пассажиров. На комфорт намекают большие окна, раздельные сиденья с регулировкой наклона спинок, три люка в крыше для вентиляции, светильники, позволяющие читать с наступлением темноты. Высота салона -1500 мм, длина - около 3800 мм. Рабочее место водителя отделено невысокой угловой перегоЦельнометаллический панельный фургон • пока только рисунок. родкой. Посадка в автобус - через правую дверь кабины, которая чуть выше, чем на грузовике. В задней части кузова - широкая дверь верхней навески. Демонтируя часть сидений, получают грузопассажирский фургон. Салон отделан легкомоющимися полимерными материалами. База автобуса - 3650 мм, максимальная скорость около 95 км/ч. "Русь" поможет определить, насколько велик спрос на такие машины. Большие надежды ЗИЛ возлагает на цельнометаллический панельный фургон, он, кстати, легко трансТрехосник" с изотермическим кузовом. формируется в автобус. Длина грузового помещения, в зависимости от величины В отличие от развозного фургона, у авколесной базы - 3000, 3770 и 4370 мм. Грутобуса колесная база будет только 4250 мм. зоподъемность - не менее 3000 кг, полная Количество пассажиров зависит от длины масса - 6950 кг. Широкая сдвижная дверь на заднего свеса и составит 16, 19 или 22 челоправом борту, задние распашные двери и повека. Стандартная высота салона - 1500 мм, грузочная высота 800 мм делают фургон ас "высокой" крышей - 1900 мм, а это знаудобным для обслуживания торговых точек, чит, что большинство пассажиров смогут пемалых предприятий и т. п. ремещаться по салону не нагибаясь. По уровЗА РУЛЕМ 10/96 21