104
105
Желание приобрести именно "козлика" возникло давно. Хотелось иметь многоцелевой, всепогодный автомобиль, приспособленный для наших дорог, - так начал обращение в редакцию туляк О. ПОИСЬЕВ, рассказывая о своем УАЗе."Кенгурин", жесткая крыша, дополнительные фары придали машине новый облик.При выборе марки руководствовался примерно таким доводом: что ниже меня ростом и без рамы - мне не подходит. Кроме того, не последнюю роль играла стоимость машины, а УАЗ (разумеется, не новый) по сходной цене найти можно. Два года назад удалось приобрести "уазик" в неплохом состоянии, 1973 года выпуска. До этого на подобных машинах ездить не приходилось. Пересел на УАЗ после пяти лет эксплуатации старенького "Запорожца". Поэтому хочу поделиться своими впечатлениями и кое-каким опытом, не как знаток данной модели и поведения ее на дороге, а как молодой автовладелец. Впервые сев в салон "уазика", почувствовал себя как бы внутри небольшого домика на колесах - основательного, весьма крепкого. На мой взгляд, УАЗ внутри более просторный, чем это кажется снаружи, в отличие от многих зарубежных джипов, которые занимают много места на дороге, а внутри тесноваты. Впрочем, не берусь сравнивать УАЗ и иномарки. Это некорректно уже хотя бы потому, что цены их несопоставимы. В то же время, полагаю, по проходимости УАЗ мало кому уступит из своих зарубежных "коллег". Некоторое время пришлось привыкать к габаритам машины - "Запорожец" все-таки поменьше. Поэтому первое, что сделал, поставил правое боковое зеркало. Стало ездить полегче, особенно задним ходом. И если раньше за рулем "Запорожца" думал о том, как бы меня кто не зацепил, то теперь посматриваю, как бы самому кого не задеть. Вождение УАЗа летом мало чем отличается от вождения легковушки, если, конечно, ехать не по грязи и бездорожью. Там при включенном "передке" понимаешь, что находишься за рулем вседорожника. Появляется желание проверить машину на проходимость. Посколь1 04 ЗА РУЛЕМ 10/96ку электрическую лебедку поставить дорого, полезно возить с собой ручную, которая ив гараже тоже пригодится. Если вы постоянно не ездите по проселочной дороге и грязи, то нецелесообразно использовать "вездеходную" резину. Ее сцепление с дорогой, особенно зимой, оставляет желать лучшего. На мой взгляд, не стоит и ставить "вездеходку" назад, а универсальные шины - на передний мост. Их разные сцепные свойства обязательно дадут о себе знать на скользкой дороге, это я знаю из собственного опыта. Купленный мною УАЗ был именно в такой комплектации. Поменяв "вездеходную" резину на универсальную, почувствовал себя более уверенно, к тому же она не столь шумная. Зимой на наших дорогах "уазик" ведет себя примерно, разумеется, когда "передок" включен. Выключать же его желательно только на сухом, твердом покрытии, которое в эту пору бывает на трассе нечасто. Выключать муфты на передних колесах не стоит. Полный привод может понадобиться в любой момент. Передний мост должен легко включаться рычагом при движении автомобиля. Если с затруднением - проверьте давление в шинах. Оно должно быть 1,7 кгс/см 2 - в передних колесах, 1,9 - в задних. Если забуксовали, а передний мост отключен, остановите задние колеса и только потом подключайте передний мост, иначе произойдет удар в приводе трансмиссии переднего моста. Чтобы этого не случилось, колеса обоих мостов должны вращаться с одинаковой скоростью или быть неподвижными. Многие сокрушаются по поводу того, что УАЗ не имеет межколесной блокировки мостов. Ее можно сымитировать таким способом. Если при буксовании вращаются одно переднее и одно заднее колеса, левой ногой плавнонажимайте на тормоз, не блокируя колеса, а правой прибавляйте газ (лучше это делать на пониженной передаче). Таким образом выравнивается усилие, передаваемое на все колеса. Соответственно, все четыре колеса или буксуют, или вы выбираетесь из дорожного плена. Этим же приемом можно воспользоваться, если одно из передних или задних колес зависло. В отличие от передне- или заднеприводных машин на УАЗе зимой можно проходить поворот, слегка прибавляя газ (если на дороге скользко, машина будет стремиться уйти на больший радиус), или немного тормозить двигателем, тогда автомобиль идет по заданной траектории или слегка "ввинчивается" в поворот. Загнать УАЗ в неуправляемый занос весьма трудно. Если же вам "повезло" - тормозить бессмысленно. Можно лишь попытаться, играя газом, "поймать" дорогу. Поскольку рекомендаций по управлению полноприводными машинами мне не попадалось, пришлось осваивать приемы вождения самому, что советую и другим новичкам, севшим за руль "уазика". Найти безлюдный скользкий пустырь зимой у нас не проблема. Вот и выполняйте на нем разные маневры крутые повороты, змейки, торможения. Уверяю вас, получите массу положительных эмоций, а кроме того, научитесь прогнозировать поведение машины в разных ситуациях. При езде в колее расслабляться, как и выворачивать руль, не следует, иначе одно из передних колес может резко зацепиться и вы окажетесь поперек колеи. Впрочем, об этом уже упоминалось в других статьях, посвященных нашему другу и "Ниве". На своем УАЗе за два года непрерывной эксплуатации я проехал 30 тысяч километров и поменял только выжимной подшипник и лопнувшую переднюю рессору. Пока других поломок не было. Все ТО стараюсь проводить вовремя, в соответствии с заводскими рекомендациями. Поскольку УАЗ - это тот автомобиль, который каждый старается приспособить к своим нуждам, здесь есть, где развернуться. Расскажу о том, что было сделано мной за время эксплуатации автомобиля. Установлен электровентилятор для охлаждения двигателя, работой которого управляет электронная схема, описанная в журнале "Радио" (1993, № 1). В результате машина стала значительно быстрее прогреваться. Температурный режим двигателя улучшился, что сказалось и на экономичности. Собран и установлен блок электронного зажигания ("Радио", 1990, № 1 и 2) и октан-корректор (1988, № 5). Двигатель с электронным зажиганием работает мягче и пускается легче. А о пользе октан-корректора при нашем бензине говорить излишне. Установлен карбюратор К151 с воздушным фильтром от ГАЗ-3102, с которым забот меньше, да и бумажный фильтр лучше очищает воздух. Блок экономайзера был собран по опубликованной в "Радио" (1994, № 5) схеме. От ГАЗ-3102 использованы и подрулевые переключатели, которые значительно удобнее. От этой же модели и дверные ручки. Дверь водителя, так же как и задняя, закрывается на замок. Сиденья водителя и переднего пассажира - от междугородного автобуса "Икарус" (установлены еще предыдущим владельцем) - также удобнее штатных. Сразу после покупки машины встал вопрос о замене брезентового верха на жесткий. После поиска и сравнения разных вариантов, а выбор сейчас есть, остановился на "ленинградском", который и купил, правда, в Твери. На мой взгляд, он наиболее проработанный в плане дизайна. Верх изготовлен из стеклопластика и достаточно прочный. На багажнике, установленном на крыше, летом загорали всей семьей. Предусмотрено место под люк и дополнительные прожектора. Правда, боковые стекла и стекло задней двери пришлось поискать - они не входят в комплект жесткого верха. И, конечно, времени и сил потребует установка, подгонка и все, что с этим связано. Сделал люк в крыше, что значительно улучшило вентиляцию салона. Узнав, что в Уфе выпускают муфты быстрого подключения передних колес, купил и установил их. Вещь очень полезная. Теперь передний мост подключается без проблем, необходимо только выйти из машины и повернуть рычажки на каждом из передних колес. Ну и, конечно, что за вседорожник сегодня без "кенгурина" (тем более, у меня штатный бампер был изрядно помят). Удалось относительно недорого приобрести трубы и сделать из них то, что хотел. Повозиться пришлось изрядно, но результат, что называется, на "лице" машины. Кроме того, изготовил и задние бамперы. Для полного счастья, как говорится, установил боковые защитные трубы. Все это машину утяжелило, но, что сразу стало заметно, плавность хода улучшилась. После поездок в темное время захотелось улучшить освещение. Дополнительные фары дальнего света поставил на защитную решетку и крышу, кроме того, оснастил машину противотуманными фарами. Ездить стало, что называется, гораздо "светлее". Для того, чтобы все нормально горело и светило, установил генератор от ГАЗ-3102 на 65 А. Все фары, разумеется, с галогенными лампами. А для плавного выключения дальнего света собрана и функционирует схема, описанная в "Радио" (1992, №11>. Задние сиденья установлены на полозья, что позволяет сдвигать их назад или вперед в зависимости от того, где нужен больший объем - в салоне или в багажнике. При желании сиденья снимаются совсем. Переключение баков с одного на другой выполняю выключателем. Для этого установил в разрыв бензопровода на каждый бак электромагнитные клапаны, перекрывающие путь топливу, которые заодно служат противоугонным средством. Теперь штатный переключающий краник можно снять, а вместо него поставить тройник или же рассверлить в кранике отверстие для свободного прохождения бензина из любого бензобака. Выключатель лучше взять на три положения. В левом - напряжение подается на левый клапан и, соответственно, подключен левый бак. В правом - на правый, а в среднем положении оба клапана обесточены и бензин не подается (противоугонное положение). Теперь не надо лезть рукой под сиденье и искать там кран, который, как правило, еще и туго поворачивается. В заключение о расходе топлива. Да, бензин УАЗ любит, но он и перевозить может значительно больше, чем легковые машины. Кроме того, потребляемый им А-76 немного дешевле, а двигатель при нормальном его обслуживании ходит гораздо дольше до капремонта, чем тот же "жигулевский", и его ремонт обходится значительно дешевле. Учитывая, что перед поездкой можно не слушать прогноз погоды и не бояться, что после снегопада не выедешь из гаража, прощаешь машине некоторую прожорливость. За небольшое время, проведенное с УАЗом, успел привязаться к нему и поменять на легковой автомобиль желания не возникает.Такой бампер выглядит соврем: нее "родного".Новые руль и сиденья куда удоб нее и благороднее штатных.Муфты включения привода колеса - далеко не лишние механизмы.З РУЛЕМ 10/96105 А