106
Часто можно услышать, что "классика" безнадежно устарела, давно изжила себя и никому уже не нужна. Однако спрос на такие машины по-прежнему достаточно стабилен. Житель подмосковного города Раменское И. ПЕТРОВ десять лет назад стал владельцем универсала ВАЗ-2104. По его мнению, "четверка" при всех недостатках - автомобиль простой, надежный. И, несмотря на свою архаичность, вполне отвечает роли семейной рабочей лошадки. В феврале этого года минуло десять лет со дня рождения моего ВАЗ-2104. Ничего особенного - рядовая машина выпуска 1986 года. Комплектация обычная, двигатель -2105. Место стоянки - неотапливаемый кирпичный гараж. Эксплуатация - круглый год. Пробег 80 тыс. км, из них примерно треть по городу, остальное по подмосковным шоссе. По опыту эксплуатации "Москвича2140", когда каждую неделю приходилось три-четыре часа тратить на ремонт, с первого дня решил завести журнал на "четверку". Может быть, сегодняшним владельцам ВАЗ2104 мои заметки будут интересны. "Четверка" - автомобиль универсальный. Были в ее биографии выезды с семьей на садовый участок, к родственникам, по магазинам, перевозка стройматериалов для домика и другие поездки по делам важным и не очень. С полной нагрузкой машина эксплуатировалась редко, но бывали случаи, когда кузов "трещал" от перегрузки. Зимой, когда на дорогах соленый кисель, "четверка" покидала гараж только при крайней необходимости. Что приятно удивило - ни разу не обращался в гарантийный ремонт (с "Москвичом" это было четырежды, причем в первый раз - после пробега 50 км). Первое ТО выполнил на станции и больше туда не обращался, все делал сам. На второй год установил магнитофон "Панасоник" (до сих пор нареканий не вызывает), в передние ниши - алюминиевые подкрылки, защитные стекла на фары, электронное зажигание с октан-корректором, выключатель "массы", панорамное зеркало заднего вида. В заглушках шарниров рулевой трапеции просверлил отверстия, нарезал резьбу и ввернул пробки. Все эти доработки не очень трудоемкие. В 1995 году установил газобаллонную аппаратуру. Бензин всегда использую только "93-й", в последнее время "92-й". На АЗС старался заправлять канистру, чтобы потом перелить в бак через воронку с мелкой сеткой (мусора в бензине всегда много, бывает и вода). Средний эксплуатационный расход топлива составил 7,4 л/100 км летом и8л - зимой. Стиль езды спокойный: скорость до 60 км/ч в 106 ЗА РУЛЕМ 10/96 городе, 70-80 - по трассе. Часто на крыше трехопорный багажник, иногда с досками, фанерой или брусьями. Мотор пускается хорошо летом и зимой. В сильные морозы использую пускозарядное устройство. Перед пуском холодного двигателя после длительной стоянки подкачиваю бензин вручную, запустив, прогреваю полторы-две минуты (пока закрываю ворота), еще три-четыре минуты обороты резко не прибавляю, за это время он выходит на нормальный тепловой режим. После поездки в ненастную погоду обязательно мою автомобиль (каждая втораятретья мойка с шампунем) и протираю насухо. Через четыре-пять моек натираю кузов импортной восковой мастикой. Замеченные сколы и трещины краски подкрашиваю сразу нитроэмалью. При стоянке машины больше суток отключаю аккумулятор выключателем "массы". Все работы по обслуживанию (кроме первого ТО) выполнял своими силами. Масла и смазки - отечественные. Масло в двигателе заменяю через 10 тыс. км или раз в год. В коробке передач и заднем мосту сменил масло после 60 тыс. км, проверяю уровень раз в год. Регулировка клапанов и зажигания - тоже раз в год, как и набивка шарниров рулевых тяг "Литолом-24". Три-четыре раза натягивал ремень генератора и газораспределения. Заменил жидкость в приводах тормозов и сцепления единожды после 60 тыс. км пробега. Проверяю давление в колесах раз в месяц или при резком изменении температуры воздуха. Остальные работы - по мере необходимости. Осматриваю машину снизу два-три раза в год. Раз в год провожу антикоррозионную обработку. Неисправностей за 80 тыс. км было немного. Вот их список: на 22-й тысяче - замена изношенного ремня генератора, через 46 тысяч вышел из строя проработавший пять лет аккумулятор. Спустя еще четыре года, когда пробег составил 73 тыс. км, история повторилась. 48 тыс. км - раскололся корпус насоса омывателя. К 50 тыс. км из-за повреждений корда пришлось заменить четыре покрышки МИ-166. Через семь лет эксплуатации к 62-й тысяче насквозь проржавела система выпуска. На 66-й тысяче поставил новый прерыватель-распределитель. В старом разрушился шарикоподшипник, износились контакты прерывателя, изменились характеристики центробежного регулятора. Тогда же вышел из строя регулятор напряжения Я-112В. На 69-й тысяче сорвало накладку с тормозной колодки. Вот и все дефекты за 10 лет. Ничего нового, все это знакомо водителям. Обратите внимание - ни одной поломки, связанной с некачественной сборкой автомобиля. Внешний вид машины все еще достаточно привлекательный, следов коррозии незаметно. Снизу проржавели чашки под пружины подвески, гнезда под домкрат, места крепления резиновых брызговиков на крыльях. Сварные швы на днище в отдельных местах помечены ржавчиной, а вот сквозной коррозии на кузовных деталях пока нет. Пора менять просевшие пружины подвески. Сайлент-блоки, шаровые опоры еще походят тысяч десять-двадцать. Двигатель не дымит, масло от замены до замены не доливаю. Потери мощности по сравнению с новым не ощущается. Работает шумно, но после регулировки клапанов становится потише. В последнее время начал замасливаться зубчатый ремень - значит, необходимо менять сальники на коленчатом, распределительном валах и вале привода масляного насоса. На рабочем цилиндре сцепления непрочный чехол порвался лет через пять (замотал его пленкой, да так оставил). Коробка передач пока неприятностей не доставляла. Начала постукивать задняя крестовина - собираюсь заменить. Электрооборудование в целом надежно. Отдельные замечания: при включении холодного вентилятора отопителя раздается громкий визг - жду, что будет дальше, пока не ремонтирую. Иногда не включается с первого раза стартер - очевидно, попала грязь или появился нагар на контактах. К тормозам и рулевому управлению претензий нет. Общее впечатление. В эксплуатации "четверка" неприхотлива. Для поездок на небольшие расстояния удобна, зимой достаточно теплая. В салоне шумновато, но при поездках не дольше двух-трех часов это не очень беспокоит. Удобны задняя дверь, низкий уровень загрузки, хорошо, что есть возможность увеличить багажник за счет заднего сиденья. Западного комфорта, конечно, нет, но как рабочая лошадка для дома машина вполне удовлетворяет. А сравнивать ВАЗ-2104 с иномарками просто некорректно - он отстает лет на 15-20 по форме, надежности, экономичности, безопасности, экологичное™ и т. д. Качество сборки ныне выпускающихся "Жигулей", по сравнению с 1986 годом, снизилось, как и надежность агрегатов. Но если цена будет приемлемой, ВАЗ2104 всегда найдет покупателя. Очень удобная, простая машина для семьи из трех-четырех человек на пять-шесть лет, после чего ее нужно менять на новую.