107
Своими впечатлениями о работе различных систем этого популярного отечественного грузовичка продолжает делиться Антон УТКИН. Учитывая особенности этой системы, рассмотрим три аспекта: конструкцию узлов, рабочее торможение и экстренное торможение. Главная особенность конструкции - отменные дисковые тормоза (см. рис.). Решение, прямо скажем, весьма передовое для завода, который даже "Волгу" ГАЗ-31029 до сих пор выпускает с барабанными тормозами. Так что здесь ГАЗу есть чем гордиться. Суппорты действительно заслуживают похвалы. По конструкции они похожи на вазовские ("2108"), но только мощнее. Скобы перемещаются по цилиндрическим пальцам, обильно смазанным консистентной смазкой и закрытым герметичными чехлами. Ложкой дегтя могут стать резиновые защитные колпачки поршней. Именно качество этих "пыльников" и определяет в большинстве случаев ресурс цилиндров дисковых тормозов. Например, на ВАЗ-2108, "Ниве", М-2141 резиновые колпачки и после десятка лет эксплуатации сохраняют эластичность, в то время как "пыльники" суппортов М-2140 и ИЖ-412 трескаются и разваливаются уже через 3-4 года. Задние тормоза - самые обычные и отличаются от "волговских" только большей шириной колодок. Держат они неплохо, но нагрузка на них уже гораздо выше, чем на легковой машине, поэтому "ходят" задние колодки не как обычно, в 3-4 раза дольше передних дисковых, а примерно столько же 20-30 тысяч километров. Главный цилиндр и вакуумный усилитель взяты с "Волги", и работа их не вызывает нареканий. У тормозных трубок "Газели", как иу "волговских", наименее удачная конструкция из всех существующих. С переходом в 1985 году на бочкообразную развальцовку своих же медных трубок на заводе снизили надежность соединения. Теперь достаточно перетянуть накидную гайку (что бывает, когда машину собирает или ремонтирует неквалифицированный слесарь), как медная "бочка" легко деформируется, вызывая течь. Работа тормозов в условиях обычной повседневной езды связана только с положительными эмоциями. Впрочем, их испытывают в основном водители, пересевшие на "Газель" с других грузовиков или с "Волги". Этим "Газель" обязана дисковым тормозам, обладающим превосходным эффектом "с обратной связью" - плавным нарастанием тормозного момента пропорционально силе давления на педаль. Если, скажем, водитель "Волги" или УАЗа вынужден сначала подводить колодки к барабанам и только потом,ТОРМОЗАруководствуясь опытом и интуицией, тормозить, то на "Газели", как, впрочем, и на любом современном легковом автомобиле, водитель, можно сказать, вообще забывает об этом процессе - машина словно бы сама галаров... Ну а когда в кузове лежит тонны полторы груза, то в тех же условиях "Газель" начинает чертить на сухом асфальте жирные линии уже всеми шестью баллонами, напоминая при этом корову на льду... Отсюда вывод: если едете по автомагистрали с разрешенной для "Газели" скоростью 110 км/ч, всегда думайте о том, как вы будете тормозить и где при этом остановитесь... Несколько слов о стояночном тормозе. Привычный для грузовиков трансмиссионный "ручник" с барабаном на коробке передач здесь уступил место "легковому", с тросовым приводом на задние колеса. Регулировать его - дело кропотливое, да и тросы эти - лишняя головная боль, но ход рычага "ручника" просто громадный по сравнению с теми, что стоят на легковых автомобилях, исит скорость когда нужно ис нужной интенсивностью. Еще более сильные ощущения испытывают те, кто до "Газели" работал на грузовиках с пневмоприводом тормозов, где, как известно, "обратную связь" может почувствовать только человек с хорошо развитым воображением... Если же говорить о режиме экстренного торможения, то здесь "Газель" уже перестает напоминать хорошие легковые машины все-таки грузовик есть грузовик. Слишком уж она тяжела, высока и узка (по колесам) для своей массы. Если легковая машина, особенно иномарка на широких шинах, при экстренном торможении буквально впивается в асфальт, то "Газель" в аналогичной ситуации ведет себя совсем по-иному! Порожняя машина сразу же "задирает корму" и дальше идет уже только на передке, виляя из стороны в сторону. При этом темп замедления отнюдь не дает водителю почувствовать себя пилотом формулы 1. И если перед вами такие же действия предпринял водитель, скажем, новенькой "семерки", то у вас есть шанс налететь на несколько сотен долДисковый тормозной механизм "Газели": 1 - ступица колеса; 2 - тормозной диск; 3 основание скобы; 4 тормозные колодки; 5 - защитный чехол; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - корпус скобы; 8 - шланг; 9 поршень; 10 - поворотный кулак.держит он отлично - тронуться с места, не почувствовав его, невозможно. На новой машине надо сразу закрепить передние тормозные шланги жестяными хомутиками за болты крепления пластиковых брызговиков, чтобы они не перетирались рычагом поворотного кулака или просто покрышками колес в повороте. Ну и, как обычно, замазать пластилином все разъемы тормозных трубок снизу машины, дабы не приржавели гайки. ЗА РУЛЕМ 10/96 107