127
ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПосле аварии я установил на ВАЗ-2105 новый радиатор, но без кожуха вентилятора (купить его не удалось). И двигатель стал перегреваться! В чем же причина? И не лучше ли купить электрический вентилятор? Весьма вероятно, что мотор стал сильней нагреваться именно потому, что вентилятор работает без направляющего воздух кожуха. Взгляните на рисунок: если кожух в полном порядке (а), то весь поток воздуха, засасываемый вентилятором, направлен так, что проходит через радиатор, эффективно его охлаждая. Заметьте: подсоса воздуха вентилятором с других направлений (например, сбоку) практически нет. Иная картина наблюдается в отсутствие кожуха (б). В этом случае немалая часть потока воздуха, протекающего через вентилятор, совершенно не обдувает радиатор, поскольку засасывается крыльчаткой не только спереди. Теперь он поступает и сбоку, и снизу, и сверху, а охлаждение радиатора существенно ухудшается - особенно на ВАЗ-2105, у которого крыльчатка отстоит от радиатора дальше, чем, например, на ВАЗ-21011 (расстояние А больше). Эффективность работы Крыльчатки вне кожуха снижается еще и тем, что на периферии лопастей образуется зона кольцевого вихря - вентилятор как бы перегоняет часть потока "по кругу". Видимо, вам следует все же постараться купить штатный "пятерочный" кожух или хотя бы изготовить ему подобный из подходящего материала. Это может быть как металлический лист (сталь, алюминий, латунь), так и пластмассовый, например полипропиленовый. Но самое лучшее решение - это действительно установка электрического вентилятора, например, от автомоби; "Я •;• В Я • • • • В • И Я111 лей ВАЗ-2106, ВАЗ-2103. Такой вентилятор более эффективен, так как во включенном состоянии вращается с высоким числом оборотов, почти не зависящим от режима работы двигателя (можно наблюдать лишь небольшое изменение оборотов из-за колебаний напряжения в бортовой сети машины). Это свойство электровентилятора особенно ценно при движении автомобиля с малой скоростью и при низком числе оборотов двигателя, при остановках у светофоров или в уличных пробках, то есть в ситуациях, неблагоприятных для системы охлаждения с обычным, ременным приводом вентилятора. В то же время при езде зимой двигатель с электровентилятором меньше склонен к переохлаждению, а после пуска быстрей прогревается до рабочей температуры. То и другое способствует повышению срока его службы. Автомобиль с электровентилятором несколько более экономичен: последний включается только в случаях, когда температура двигателя поднимается выше допустимой. Вентилятор с ременным приводом от шкива коленвала вращается постоянно, создавая определенное сопротивление работе двигателя, на что расходуется дополнительный бензин. Купил на рынке поршни для двигателя "Запорожца" и только дома обнаружил, что они существенно отличаются друг от друга размерами. Особенно в верхней части, там, где прорезаны канавки под поршневые кольца. Видимо, придется вручную подгонять их под один "калибр". Какими же должны быть размеры поршня, в том числе диаметр на уровне канавок под поршневые кольца? При ремонте двигателей большинства автомобилей новые поршни подбирают, как правило, по размеру юбки и допустимому зазору между юбкой и стенками цилиндра. Для двигателя "Запорожца" этот зазор составляет 0,05...0,07 мм. Зазор между цилиндром и поршнем на уровне канавок под поршневые кольца, а также диаметр поршня в этом поясе не измеряется, так как при установке поршня в сборе в цилиндр этот зазор будет выбран новыми поршневыми кольцами. Поэтому снимать лишний металл при доработке поршня можно только с юбки. Напомним, что минимально допустимый диаметр юбки (замер производится по линии, условно перпендикулярной оси отверстий под поршневой палец, на расстоянии 70 мм от донышка поршня) 75,778 мм. Кроме того, масса двух любых поршней из одного комплекта не может различаться более чем на 8 г. К сожалению, в редакционной почте немало писем о покупке нашими читателями некачественных, а подчас и бракованных деталей для "запорожцев". Что ж, видно, производителям их невдомек, что низкое качество деталей для снятой с производства машины определяет отношение покупателей к ныне выпускаемым и перспективным моделям. Пока это положение не изменилось к лучшему, советуем владельцам ЗАЗов отправляться на покупку запчастей вооруженными точным измерительным инструментом. Три года назад получил, как ветеран войны, новый ЗАЗ-968МБ. Недавно, разбирая забарахливший трамблер, с удивлением обнаружил, что на нем нет привычной колпачковой масленки. Что это - нововведение в конструкции механизма или просто недосмотр сборщиков? Хотя из письма и неясно, отсутствует ли только сама масленка или сверление для подвода смазки также не выполнено, мы склонны все же предполагать второе. Маловероятно, чтобы "под занавес" производства "Запорожец" претерпел такое изменение в конструкции, как установка нового прерывателя-распределителя вместо Р-114Б. Но даже в этом случае наиболее вероятные в качестве замены трамблеры Р118, Р-107 и Р-147А, применявшиеся на "москвичах-2140", -2138 и ИЖ-412, имеют колпачковую масленку. Поэтому некомплектный прибор следует либо заменить, либо доработать (высверлить отверстие, вставить штуцер, выточить колпачковую гайку), чтобы обеспечить смазку оси кулачкового валика. У одного из колес моей "Таврии" всегда "приспущенный" вид, даже если давление в норме. Протектор изнашивается равномерно, при движении машину не уводит. Можно ли считать это дефектом шины и требует ли она замены (пробег 20 тыс. км)? Подобное "поведение" шин, произведенных в России или странах ближнего зарубежья, увы, не редкость. Дефект этот, скорее всего, "врожденный", то есть возникший при производстве шины. Вероятно, в нее заложен более жесткий брекер, который меньше изгибается при повышении давления в шине и препятствует "округлению" ее сечения. Если колесо с такой шиной не вызывает увода автомобиля при движении, сама шина не имеет остаточных деформаций, а протектор изнашивается равномерно, менять ее вряд ли стоит. Пусть работает. Повышать же давление с целью придать шине нормальную форму нецелесообразно: разность давлений в шинах (особенно передних колес) может сильно повлиять на курсовую устойчивость автомобиля. ЗА РЛМ1 / 6 127 УЕ 09N 11 и ©IА\tv\\ \ V тг / /W tTTTTTTни1< F 1 -V Vи©Поток воздуха, создаваемый вентилятором: а-с направляющим кожухом; б - без кожуха.