|
128
|
129
|
|
A DC 4ГИ УгаАвтолюбителейШДействительно, любопытные случаются эффекты в поведении ав томобиля из-за, казалось бы, н е большого износа шин. Вот и на одном из редакционных автомобилей тоже: ни тебе помятых колес, ни поврежденных шин, ни следов ударов на узлах подвески - а машину ощутимо уводит влево. Конечно, д ер жать ее рулем на прямом курсе не проблема, и все же ощущение не приятное. Как и сознание того, что подобная силовая "борьба" с шинами им же, шинам, не на пользу. К ак водится, п роверили , что могли: давление в шинах нормальное, "сход-развал" тоже... Потом вспомнили, что в передней подвеске у нас - газонаполненные амортизаторы. Не случилось ли с одним из них беды - газ вы шел, выталкивающая сила ис чезла, появился крен кузова? Нет, пока ничего похожего не отмечено. Итак, картина, знакомая любому автомобилисту, к о гда какой-нибудь агрегат отмыт, очищен, отрегулирован, смазан, заправлен - а не работает! Так иу нас: все в порядке... а уводит! И тут вспомнилось , что увод влево был замечен вскоре после смены проколотого колеса за пасным. В том, что виноваты именно шины, убедиться оказалось не Рис. трудно. Как раз подоспели ис пытания новых, их установили и автомобиль вполне нормально взял курс, никуда не отклоняясь. В чем же различия между уже поработавшими (35 тысяч километров) и новыми шинами, если гово рить не просто об износе протектора? Дело в характере износа и, кроме того, в том, что чем дольше на автомобиле работает комплект шин, тем основательней каждая из них "прирабатывается" к своему месту, а значит, тем деликатней становится вопрос: как менять их местами? Посмотрите, что при этом может происходить. Износ шин (по их ширине) равномерным не бывает - уже хотя бы потому, что на поворотах протектор испытывает действие больших боковых сил. В сочетании с наклоном кузова на повороте (особенно упо клонников агрессивного, "спортив1 28 ЗА РУЛЕМ 10/96ИННЫЕ КАПРИЗЫВ почте редакции встречаются письма, авторы которых просят объяснить особенности поведения автомобиля при некоторых внешне незаметных дефектах шин. На их вопросы отвечает Эдуард КОНОП. ного" стиля вождения) сильней изнашиваются наружные дорожки протектора. Прежде всего это заметно на передних колесах (в основном на автомобилях классической схемы, таких, как "жигули", например). Пятно контакта такой поработавшей шины при движении в прямом на правлении оказывается несколько смещено внутрь колеи по сравнению с новой шиной. мент: перемонтируем одну из изношенных шин, повернув на 180°, как на рис. 2 (эту ошибку порой допускают и опытные автомобилисты!). О круж ность левой и правой шин одинакова, а уводит в сторону очень заметно! Что же происходит? Представьте, чисто схематически, устройство подвески: вертикальные силы R-, и R2- действующие от дороги на колеса, стремятся (вследствие продольного наклона оси поворотного кулака) как бы "свести" их, увеличить схождение. Но, поскольку ось имеет и поперечный наклон, стремлению колеса сместиться вперед препятствует вес машины - при прямом положении колес передняя часть кузова занимает самое низшее, устойчивое положение. И все же... эта система сил устойчива, лишь пока симмет рична. Если же R1 ближе к середине машины, чем R2, то их совместными "стараниями" колеса непременно повернутся на ка кой-то угол влево - только так1. Конусообразный] износ одной шины (левой) в сочетании с новой шиной (правой) вызывает увод автомобиля.Если колеса на автомобиле не меняли местами, картина износа остается примерно симметричной относительно срединной плоскости кузова и автомобиль вполне приемлемо держит курс. Но вообразим, что левая шина изношена, как на рис. 1, а правую вы заменили новой. Симметрия нарушена - и вы почувствуете увод автомобиля в сторону. Конечно, внимательный читатель заметит, что в этом примере мы пренебрегли од ним важным фактором: у новой шины не только правильная форма протектора, но еще и диаметр чуточку больше! Что ж, проведем "чистый" экспериРис. 2. Так действуют на колеса и подвеску вертикальные силы R1nR2 при ошибках в монтаже изношенных шин. В данном примере - увод влево. ВО и НО- верхняя и нижняя опоры (условно). наступит равновесие. Значит, если теперь отпустить руль, автомобиль "упорно" (и устойчиво!) будет отклоняться по дуге влево. Кроме того, шина с односторонним, конусообразным износом испытывает при качении по дороге широко известный эффект: вся она (как целое) вращается с одной и той же частотой, но окружность внутренних дорожек больше наружных. Значит, окружная скорость последних ниже. Результат: по ровной, плоской по верхности шина катится с уводом влево (рис. 3), как это бывает, когда по плоскости катится конус. Если шина не свободна, а соединена ско лесом, подвеской - она стремится повернуть вашу баранку на какой-то угол влево. Как видите, оба рассмотренных эффекта дополняют друг друга , складываются, вызывая нежела тельный увод автомобиля. Лишь симметрия шин справа и слева (пусть даже сильно изношенных) и з бавляет от такого увода. В чем же была наша ошибка? В том, что мы, как и многие автовладельцы, меняли одно колесо на другое, не задумываясь о какой-либо системе. Доведите "идею замены" до абсурда и вообразите, что вы меняете колеса местами ежедневно. Тогда - очевидно! - их износ будет практически одинаковым. Но если вам везет и вы тысяч 15-20 ездили без проколов, не трогая колес, будьте готовы к некоторым "неожиданностям". Большинство автомобильных ин струкций содержит указания о том, в какие сроки ив каком порядке надо менять местами колеса, чтобы их износ оставался достаточно равномерным. Эти рекомендации порой вызывают сомнения: многие резонно считают, что шина - если ее то иде ло переставлять - ускоренно изнашивается (всякий раз предыдущая приработка протектора нарушается новой). Шины с направленным ри сунком протектора (имеющие на боковине стрелку "направление вращения") требуют еще большего внимания. Здесь схема замены из инструкции совершенно неприемлема менять местами можно только пе реднее и заднее колеса одной стороны (левой, правой). В противном случае шины пришлось бы дополнительно перебортовывать - кто станет это делать? Водителю полезно знать также, что если после вынужденной замены поврежденного колеса "запаской" машину упорно тянет в сторону - вся идея малого износа приработанных колес рушится! Противодействуя уводу автомобиля рулем, вы заставляете шины изнашиваться быстрей и так до тех пор, пока тянет руль...Конечно, когда-то колеса, "обточившись", вновь станут симметричными. Рассмотренные факторы (например, показанный на рис. 1) помогут вам понять и то, что шина с искривленной беговой дорожкой (это зна -следа шины. Ситуация равновесная -увода нет, считая, что другое колесо в порядке (рис. 4, а). В самом же общем случае (рис. 4, б) след "кривой" шины не только колеблется около линии середины обода, но, если вычислить его среднее отклонение от этой линии за один оборот колеса, окажется, что это отклонение равносильно смещению пятна контакта наружу или внутрь - примерно, как на рис. 1. Значит, такая шина одновременно и тянет в сторону. В некоторых случаях искривление шины в глаза не бросается. Но если вы замечаете, что на малой скорости, около 10 км/ч, ваш автомобиль ощутимо по качивается в стороны, да еще "непонятно" тянет на больших скоростях, можете быть вполне уверены: одна из шин запела "лебединую песню". Готовьтесь к покупке новой, ибо ко нец не за горами. Как видите, даже использование одинаковых шин не всегда гарантирует нормальное поведение автомобиля на дороге. А разных по типоразмеру, конструкции, рисунку протектора и так далее? В этих случаях вы можете столкнуться с различными "неожиданностями" - кавычки не случайны, ведь дело - т о как раз вполне предсказуемое. Возвращаясь из длительной поездки, в сложной ситуации и нам случалось ставить на одну ось радиальную шину Ми-16 и диагональную М-145... Что можно сказать, даже не обращаясь к требованиям ПДД? Ехать-то можно, но будьте готовы к не всегда приятному поведению машины.Рис. 3. Качение конусообразного тела (шины с односторонним износом).комо всем, кто ездил на нашем ме таллокорде") помимо того, что тря сет и раскачивает машину, одновременно может уводить ее в сторону. Разница лишь в том, что этот увод не постоянный, а как бы "штриховой". За каждый оборот шина "рисует" на дороге кривой след - в зависимости от собственной деформации (рис. 4), и этот "зигзаг" бесконечно повторяется. Что при этом происходит? Если шина деформирована в виде "чистой" восьмерки (что бывает редко), то с линией 1 (середины обода) совпала бы и линия 3 - середина1231 2341 оборот колеса©Рис. 4. Шина с деформированным брекером может быть причиной увода автомобиля в сторону: а - "идеальный" случай (увода нет); б - реальный, с несимметричной деформацией, вызывающей увод; 1 - линия середины обода; 2 - след шины на дороге; 3 - линия середины следа.ЗА РУЛЕМ 10/96129