136
137
А;к лувТРУДНО ПУСТИТЬ?ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С "ДЕВЯТКОЙ"?Приходит однажды знакомый водитель с вопросом: "Почему "девятка" утром не заводится? Вытяну подсос свечи мокрые, вспышек нет". Отвечаю ему: проверь пусковое устройство. Оно несложное. И заодно на пальцах объясняю, как оно работает. Ушел довольный - все, мол, ясно! Но месяца через два - снова тот же вопрос. Еще раз объясняю - жалко же мужика! Зима в разгаре, ему позарез машина нужна, а двигатель упорно не желает пускаться. Наступает весна. "Девятка" попрежнему капризничает. Ага! Кажется, что-то проясняется: снял крышку воздухофильтра - двигатель взревел. 'Ты, - говорит, - был прав: воздушная заслонка не открывалась. Я ее чуть приоткрыл - и мотор сразу завелся!" Подобных историй случается немало. Если работа самых простых систем карбюратора для многих остается тайной за семью печатями, то что говорить об автоматике! Не любит, боится ее наш среднестатистический мужик, за что и расплачивается.1 автолюбителейПричин, затрудняющих пуск двигателя, как известно, немало. О некоторых из них рассказывает Эдуард КОНОП.Они, вообще говоря, бывают разные. Одно из самых известных - пусковая воздушная заслонка. Закрыв ее ("вытянув подсос"), вы почти полностью перекрываете путь потоку воздуха в карбюратор. Поэтому при вращении ко ленвала стартером в каналах карбюратора и диффузоре резко увеличивается разрежение, топливо поступает в разрежение в рабочей полости "полуавтомата" (подробности - ниже) и он приоткроет заслонку настолько, н а ­ сколько нужно для данного карбюратора. При этом слегка приоткрыта и дроссельная заслонка, обеспечивая работу холодного двигателя на достаточно высоких оборотах (2000-2800 об/мин), чтобы смесеобразование было устойчивым. Например, у "Озона" пусковая заслонка должна приоткрываться примерно на 5 мм, а дроссельная - на 0,7-0,8 мм. Пусковая система карбюратора "Озон" показана на рисунке. Подчеркнем, что это всего лишь схема реально система рычагов выглядит более сложной, поскольку она должна быть приспособлена к работе различных систем. Но, взяв в руки карбюратор, вы все легко поймете, как это успешно делали до вас миллионы автомобилистов. Итак, вытянув "подсос", тросом 3 вы поворачиваете трехплечий рычаг 6 против часовой стрелки. Нижним своим плечом этот рычаг через телескопическую тягу 8 повернет по часовой стрелке рычаг 2, а с ним и пусковую заслонку 4 до закрытого положения. Малая изогнутая тяга 5 при этом займет крайнее левое положение в прорези штока 18 вакуумного пускового устройства. Одновременно через тягу 7и систему рычагов привода дроссельной заслонки (у нас она показана упрощенно) последняя приоткроется на положенную величину, то есть 0,7...0,8 мм. В случае необходимости эта величина легко регулируется - изменением изгиба тяги 7. При пуске в задроссельном про. странстве возникает значительное разрежение, передающееся по каналу 11 с жиклером 12 в рабочую полость диафрагмы 14 пускового устройства. Слева на диафрагму действует атмосферное давление, поэтому она прогибается до упора в регулировочный винт 16, преодолевая усилие возвратной пружины. Регулировочный винт защищен от загрязнения и других случайных воздействий винтом-пробкой 17. Прогнувшись, диафрагма тянет вправо шток 18, а с ним через тягу 5и рычаг 2 приоткрывает заслонку 4 на положенную величину, то есть 5 + 0 ' 5 мм. Регулируется эта величина, при необхо-АВТОМАТИКА "ИЗНУТРИ"Схема полуавтоматической системы пуска карбюратора Обратимся к нашей "азбуке" - "Озон": 1 - корпус; 2,6,9- рычаги; 3 - трос; 4 - пусковая жигулевскому "Озону". Но прежде воздушная заслонка; 5,7- тяги; 8 - телескопическая тяга; одно замечание: независимо от типа 10 - дроссельная заслонка; 11 - вакуумный канал; карбюратора важно понимать, для 12 - воздушный жиклер; 13 - корпус пускового устройства; чего при пуске холодного двигателя 14 -диафрагма; 15 - крышка; 16 - регулировочный винт; вы закрываете пусковую заслонку 17 - винт-пробка; 18 - шток. А - положение заслонок при ("вытягиваете подсос"). Если, не сдеработе с нагрузкой; В - закрытые заслонки; В - положение лав этого, попробовать завести хо ­ заслонок на режиме прогрева двигателя после пуска. лодный двигатель, можно потерпеть . фиаско. Соотношение воздуха и топлива в системах карбюратора окажется избытке, и в начале пуска и прогрева практически таким же, как на прогредвигателя обеспечивается обогащентом двигателе (изменением плотности ный состав смеси, который легко восвоздуха и топлива по температуре препламеняется. Но... при одном непренебрегаем), но при этом бензин в хоменном условии: с первыми же вспышлодном карбюраторе и дальше - во ками в цилиндрах заслонка должна впускном коллекторе и цилиндрах чуть-чуть приоткрыться, позволяя возиспаряется очень слабо, большая часть духу поступить в диффузор. Иначе его просто стекает по стенкам. Резульсмесь может сразу стать переобогатат - настолько плохое смесеобразощенной - мотор не запустится, а когда вание, что воспламеняться в цилиндрах вы вывернете свечи, они окажутся практически нечему. мокрыми от бензина. С началом устойчивой работы частота вращения коС учетом этого карбюраторы снабленвала увеличится, станет больше жают обогатительными устройствами. 136 ЗА РЛМ1 / 6 УЕ 09 димости, с помощью винта 16. Изогнутой тягой 5 (меняя ее изгиб) добиваются того, чтобы при закрытой воздушной заслонке правый конец тяги находился именно в конце прорези штока. В противном случае (например, когда вместо утерянной тяги делают самодельную) может случиться, что и полного прогиба диафрагмы будет недостаточно для нужного приоткрытия заслонки. Тяга 8 выполнена телескопической, так как пусковая заслонка приоткрывается за счет ее "укорачивания" (при этом сжимается имеющаяся в ней пружина), - поворот пусковой заслонки происходит без изменения положения дроссельной. Дальнейшее, думаю, будет понятно. При высоком разрежении за воздушной заслонкой (в первый момент полностью закрытой, а затем приоткрытой, но уже при работающем двигателе) топливо обильно поступает во впускной коллектор через распылители главной дозирующей системы и системы холостого хода, чем обеспечивается необходимое обогащение смеси и ее способность к воспламенению.ЧТО МОЖЕТ НАС ПОДСТЕРЕГАТЬ...Теперь, когда, надеюсь, вам все ясно, можно (даже если нет претензий к пуску двигателя) пофантазировать: какие неполадки могут затруднить пуск? Вообразите, например, что тяга 5 потеряна - такое порой бывает, причем не каждый это сразу заметит. В этом случае мотор "схватывает", а затем или отказывает из-за того, что свечи за ­ брызганы топливом, или работает плохо, с перебоями, как бы "троит", - явный признак переобогащения смеси. Дополнительная примета - черный дым выхлопа. Рецепт "лечения" понятен: нужна новая тяга. А если обветшает, порвется диафрагма 14? В этом случае создаваемое ею усилие может оказаться недостаточным, чтобы сжать пружины телескопической тяги и пружины устройства, - шток не переместится вправо или сдвинется незначительно. Заслонка приоткроется, но мало. Картина может оказаться аналогичной, если засорится жиклер 12.Когда через неплотность стыка корпуса карбюратора и корпуса 13 устройства подсасывается воздух, диафрагма опять-таки будет работать слабо или вообще откажет. Столь же опасен и возможный подсос воздуха по резьбам пробки 17 и регулировочного винта, а также по стыку диафрагмы и крышки 15. Если из-за наслоений грязи (это часто бывает) заклинит телескопическую тягу, приоткрытие пусковой за ­ слонки сопровождается полным за ­ крытием дроссельной. В этом случае мотор (не забудьте, что он еще холодный) работать не сможет - при слишком низких оборотах качественного смесеобразования не будет. Наконец, затруднения могут возникать и вовсе не из-за неполадок собственно пускового устройства, а по причине засорения топливного жиклера главной дозирующей системы. Затрудненный пуск может быть связан ис неполадками в зажигании: не будем забывать, что именно при низких пусковых оборотах многое за ­ висит от силы и регулярности искры на свечах, а также от правильного угла опережения зажигания.устройства до упора вправо ив этом положении удерживаете, после чего можно немного приоткрыть заслонку, частично утопив манетку. Конечно, при соответствующем навыке можно примерно то же делать и одному: пустив мотор, при первых же вспышках утапливать манетку. Не всегда получается сразу - тут важно угадать. Ведь мотор на режиме пуска довольно ка ­ призен. Эти и подобные "фокусы" вполне доступны в теплое время года. Зимой, на морозе, пуск значительно сложнее тут вряд ли стоит экспериментировать, гадая, богатая уже смесь или еще бедная. Лучше вовремя устранить неполадки. Если вы поняли, как работает система пуска и прогрева на "Озоне", то, встретившись с подобными ей на "Солексе" и многих других карбюраторах, не будете пугаться: хотя их конструкции в чем-то иные, немало и общих закономерностей. Регулировочные данные (пусковые зазоры) наиболее распространенных отечественных карбюраторов представлены в таблице.РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМ ПУСКА-ПРОГРЕВА КАРБЮРАТОРАИндекс Карбюратор модели двигателя Зазор заслонки, мм воздушной дроссельнойКАК ЗАВЕСТИСЬ БЕЗ ПОЛУАВТОМАТАОпытный водитель, хорошо чувствующий двигатель, может это делать, вытягивая манетку "подсоса" частично, до одному ему известной величины, и пусковая заслонка окажется приоткрытой именно на необходимые 5 мм. Тем не менее, в самом начале пуска может оказаться "многовато" воздуха - иными словами, нужно как - т о обогатить смесь. Обычно приходится действовать педалью газа: при резких нажатиях на нее включают ускорительный насос, который впрыскивает в диффузор карбюратора дополнительную дозу бензина. Главная трудность здесь именно в дозировании - впрыснуть столько, чтобы мотор ожил. В сущности, для того и создан полуавтомат, чтобы избавить водителя от подобных хлопот. Вдвоем с приятелем - намного проще. Сажаете его за руль, он вытягивает манетку до упора, включает стартер. Вы же при первых вспышках вручную оттягиваете шток пусковогоАвтомобили ВАЗ 2101-1107010-03 2101-1107010-02 2103-1107010 2103-1107010-10 2106-1107010 2105-1107010-20 2105-1107010-10 2107-1107010-20 2107-1107010-10 2108-1107010 1111-1107010 2101 2103 2106 2106 2106 2101 21011 2105 2105 2108 1111 7±0,25 8±0,5 7+0,25 7+0,25 7±0,25 5±0,5 5+0,5 5,5+0,25 5,5±0,25 3,0±0,20 2,2±0,2 0,75-0,85 0,8-0,85 0,85-0,95 0,85-0,95 0,85-0,95 0,7-0,8 0,7-0,8 0,9-1,0 0,9-1,0 0,85-0,90 0,70-0,80Автомобили 3A3 21081-1107010 МеМЗ-245 2,0±0,2 0,9-1,0Автомобили АЗЛК К-126П K-126H 412-1107010 2140-1107010 2141-1107010 21412-1107010408 412 412 4122106-105,2±0,8 5,2±0,8 7,0+0,25 4,0±0,20 5,5±0,25 2,8±0,251,3-1,5 1,3-1,5 0,75-0,85 1,5-1,60 0,9-1,0 1,5-1,6331ЗМЗ-402.10 ЗМЗ-4021.10Автомобили ГАЗ К-126ГМ К-126С 1,8+0,2 1,8±0,2 0,8±0,2 0,8±0,2ЗА РУЛЕМ 10/96 137