60
61
62
Выставки, салоныЕМ НА ГОРЕ АМО РТИЗАТОР?За 1995 год сбыт полноприводных вседорожных автомобилей во Франции увеличился на 10,9% и составил без малого 30 тысяч - 29 881 машину, а за первые три месяца 96-го спрос на них увеличился на 20,4%. Лидером по объему продаж в 1995 году (3162 автомобиля) стала 'Тойота-Р.АУ4" или "Фанкрюйзер", как ее здесь называют. Второе место у "Опеля-Фронтера" - 2756 машин, а третье ... у "Нивы" - 2565. Хотите верьте, хотите нет, но в 1994 году она с большим отрывом занимала даже первое место. Французский авторынок так же необычен, как и французская кухня. Только ли дешевизной можно объяснить рост продаж румынских "Аро" и индийских 'Тэта" - машин, отличающихся допотопной конструкцией и скверным качеством сборки? Однако пора перейти к самой выставке. Маленькая Вальд'Изер хорошо известна любителям горнолыжного спорта. В зимнее время тут десятки тысяч состоятельных лыжников не только из Франции, но и со всей Европы, даже из России. А вот в межсезонье на одну неделю тихая жизнь курорта переворачивается вверх дном. Скромные "Пежо", "Рено" и ФИАТы местных жителей и роскошные машины постояльцев дорогих отелей уступают места грозно рычащим дизелями вседорожникам. Среди них совсем немного сверкающих краской "паркетных" машин с хромированными колесами и шоссейной резиной. Улицы заполоняют в основном разномастные "полноприводники", обутые в зубастую внедорожную резину. Их покрытые грязью и пылью бока и пороги красноречиво говорят об общении с каменистым бездорожьем.Автор, совершая вечерний променад по окрестностям курортной деревеньки, наткнулся на маленький магазин по продаже подержанных машин, в котором обнаружил всего два автомобиля: семилетний "Ауди-200", сверкавший серебряным "металликом", на дорогих алюминиевых колесах с широкой резиной, прошедший, правда, 130 тысяч, и девятилетнюю белую "Ниву" в отличном состоянии, с пробегом всего 40 тысяч км, французской газовой аппаратурой и без всяких "прибамбасов". Так вот, в долларах США, ставших столь привычными для наших автомобилистов, первый стоил примерно 6000, а второй (да провалиться мне на том самом месте!)... 7000. "Тойота-Ленд-Крюйзер", подготовленная для ралли-рейдов. Три (!) амортизатора на каждое колесо это выглядит эффектно.Сама выставка автомобилей как бы разделена на две части: внизу, на высоте 1800 метров, в сборных шатрах-павильонах располагаются экспозиции фирм, а наверху, куда посетителей доставляет поезд - помесь фуникулера с метро, находится демонстрационная часть. Здесь ездят только с включенным передним мостом и на пониженной передаче. Немудрено, ведь уклоны такие, что не один уже фотокорреспондент демонстрировал публике эффектный спуск по каменной осыпи на "пятой точке". Итак, там, где зимой катаются на лыжах, а летом не пройти пешком, ездят на автомобилях. И как ездят! Опытные водители-испытатели фирм демонстрируют все возможности машин. 30-градусный 150-метровый подъем по каменистой осыпи, от бивуака наверх, это только цветочки (кто не представляет себе, как это выглядит, вспомните эскалатор в метро). Дальше на каменистых склонах и скалах возможности машин с хорошим сцеплением колес, похоже, органичиваются лишь углом въезда. Бампером не зацепился, значит можно наверх. А уж спускаться водители умудряются чуть ли не по отвесным склонам. Тут главное - удержать направление. Малейшая ошибка, и машину развернет поперек, а там кувыркаться можно до дна долины - мало не покажется. Впрочем, за все недолгое время нашего пребывания происшествий такого рода не случилось, хотя, глядя на очередной эффектный спуск через мощный телеобъектив, порой хотелось запечатлеть что-нибудь "этакое". Но вернемся в долину. Там посетителей ждут новинки, а также очаровательные и вниматель-"Мицубиси-Паджеро-2800ТО" в подходящей для скалолазания "обувки" от "Файрстоун". Новый "Джип-Рэнглер" никак не проявил себя на горном бездорожье. Одна из премьер выставки - "Мицубиси-1.200". Он получил новую, более элегантную и просторную кабину. Двигатель и трансмиссия остались без изменения. ные стендистки. Нынешний салон поставил абсолютный рекорд по премьерам - 3 мировых и 10 французских! Мировые: новая "Тойота-Ленд-Крюйзер". пикап "Мицубиси-1_200", основательно модернизированный "ОпельФронтера" с новым турбодизелем. Среди национальных премьер новый "Джип-Рэнглер", модернизированный "Ниссан-Террано" (он же "Форд-Маверик"), корейский "Саньён-Муссо" с новым дизелем и абсолютно новая модель KJ, а также "Сузуки-Х90", "Ленд-Ровер-Дефендер-90" в исполнении "Экстрем" с мягким верЗА РУЛЕМ 10/9661 На таком уклоне опрокинуть машину - пара пустяков, поэтому пользоваться тормозами надо очень аккуратно. Чхом и парочка "Субару" - новый "Джасти" и "Легаси-Вэгон" с битопливной системой, работающей на бензине и газе. В последнем конструкторы умудрились так ловко спрятать баллоны общим объемом 60 л, что даже опытный автомобилист не сразу их найдет. Впрочем, не только автомобили радовали посетителей. Здесь был представлен и огромный для Европы выбор шин полноприводных автомобилей: "Мишлен", "Би-Эф Гудрич", "Файрстоун" - все, что может пригодиться владельцу вседорожника. Шоссейные, универсальные, для различных видов бездорожья, любых размеров, для всех типов машин. Заметим в связи с этим, что именно размер колес и рисунок протектора - одни из важных факторов, определяющих проходимость полноприводной машины. С подходящей резиной даже такие скромные по способностям на бездорожье машины, как "ОпельФронтера", "Джип-Гран Чероки", демонстрировали незаурядную проходимость. В это время наверху пригласившая нас фирма "Де Карбон" готовилась доказать необходимость амортизаторов вне дорог. Немногим российским автомобилистам знакомо это название. Между тем, еще в далеком 1953 году Христиан Бурсе Де Карбон изобрел однотрубный газожидкостный амортизатор высокого давления (в обиходе его называют просто газовый), сыгравший впоследствии немаловажную роль в автомобилестроении. Благодаря простоте устройства и высокой эффективности конструкция оказалась настолько удачной, что вскоре крупнейшие мировые производители амортизаторов, такие, как "Бильштайн" (Bilstein), "Боге" (Воде). "Монро" (Monroe), "Гирлинг" (Girling), "Кайяба" (КауаЬа) и "Ямаха" (Yamaha), приобрели лицензию на ее производство. В чем же преимущество современного однотрубного газового 62 ЗА РУЛЕМ 10/96амортизатора перед конкурентами - двухтрубным газовым или обычным гидравлическим? Вопервых, газ отделен от жидкости плавающим поршнем, который не дает им смешиваться. В результате основной поршень работает в чистой гидравлической жидкости, свободной от пузырьков газа и возможной кавитации. Во-вторых, масса подвижной части амортизатора минимальна (только шток с поршнем), и поэтому лучше гасятся колебания маленькой амплитуды. В-третьих, двусторонние перепускные клапаны в основном поршне упрощают движение жидкости. К тому же единственная наружная стенка тонкая, что способствует эффективному охлаждению амортизатора, который при работе интенсивно нагревается. Недостаток конструкции - очень высокие требования к технологии и культуре производства, без чего не обеспечить нужной герметичности и надежности. Позволим себе не согласиться с теми, кто считает, что задача амортизаторов только обеспечивать плавность хода. Без них машина дорогу вообще "не держит". Нужны ли амортизаторы на бездорожье, когда скорость не превышает 20 км/ч? Для ответа на этот вопрос "Де Карбон" подготовил два "Опеля-Фронтера" - один со своими фирменными амортизаторами (ими комплектуют автомобили на заводе), а другой - со специально изготовленными - "бесполезными", или "неисправными". Автор, разумеется, не преминул "пощупать" подвеску обеих машин своими руками. Если "Фронтеру" с "неисправными" амортизаторами с третьего нажатия руками на угол капота удалось заставить совершать колебания с солидной амплитудой, то автомобиль с исправными вообще не хотел поддаваться. Попытка приложить большее усилие не увенчалось успехом, руки соскользнули с покрытой каплями дождя машины, и... едва удалось избежать столкновения собственной физиономии с капотом. На ходу автомобиль с "неисправными" амортизаторами больше раскачивался на ухабах, но настоящая неожиданность произошла при торможении юзом на спуске каменной осыпи. Там, где фирменные амортизаторы "Де Карбон" позволяли остановиться за15-20 м, с "бесполезными" потребовалась втрое большая дистанция, к тому же автомобиль активно пытался отклониться от прямолинейного движения. При подъеме у него также раньше начиналось буксование. Однако тут многое зависит от водителя. А что же все-таки в итоге? То, что исправные амортизаторы лучше неисправных, понятно. Гораздо важнее, что такое событие, как салон полноприводных автомобилей в Валь-д'Изер, принес много любопытного и поучительного в том смысле, что посетители его имели возможность не только "пощупать" то, что сегодня предлагают на рынке полноприводных вседорожников, но и увидеть их в деле, в руках лучших водителей, и даже проехаться с ними. Возможно, если бы на всех автосалонах экспонаты демонстрировали не только на подиуме, но и на ходу, в сравнении с другими, среди "автомобилей года" было бы поменьше изящных, а больше эффективных современных конструкций. Странно, что такая очевидная идея до сих пор не получила достойного развития. Может, стоит взять пример с авиастроителей - у них демонстрировать самолетстоящим на поле не принято. Показ движущихся автомобилей может быть не менее зрелищным, чем авиашоу. Анатолий ФОМИН Фото автора Редакция благодарит фирму AC Delco ("Эй-Си Делько") за приглашение на 13-й Международный салон полноприводных автомобилей. Неизменные участники таких салонов - наши "нивы". Уроки геометрии - преодолеть скальный выступ по силам лишь самым короткобазным вседорожникам. "Опель-Фронтера" демонстрирует возможности задней подвески.