8
9
10
11
В ИГРЕ-КАК В ЖИЗНИ Нынче в Санкт-Петербурге появился аттракцион - автомобильчики фирмы "Юникар", по устройству максимально приближенные к настоящим. Покататься на них могут все желающие, возраст - не помеха: как написано на рекламном щите, от 7 до 70. Но особенно популярны "юникары", конечно, у детей. Может, благодаря этому на всю жизнь в подсознании осядет мысль, что лучше все-таки соблюдать правила дорожного движения - себе дороже перебегать улицу посреди мчащегося потока машин или пытаться прошмыгнуть "под красный свет" перед носом спешащего куда-то автобуса. На площадке, где можно попробовать себя в роли полноправного участника дорожного движения, есть практически все, что встречаешь на дороге: и дорожные знаки, и регулировщик, который разбавит" поток и направит водителей по более свободной траектории. Да и просто радость обладания (хоть и кратковременного) автомобилем останется у ребенка на долгие годы. Аттракцион, если можно его так назвать, не дешев: в будние дни 10 тыс. рублей за три минуты, в выходные - подороже. Автомобильчики с различными кузовами - от формульного монокока до джипа. Но начинка у всех примерно одинаковая. Двигатель - "Хонда-GX-l 10", четырехтактный, одноцилиндровый, 2,6 кВт при 3600 об/мин; максимальный крутящий момент - 0,7 кгсм при 2500 об/мин; тормоза - дисковые, с гидроприводом; руль - реечный, трансмиссия - бесступенчатая (вариатор). Максимальная нагрузка - 200 кг; скорость - 5 0 км/ч (на площадке ограничена 20 км/ч).Завод микролитражных автомобилей КамАЗа наращивает производство "Оки". В мае было выпущено 300, в августе - В00, а к концу года месячный объем достигнет полутора тысяч штук. Сезонный спад сбыта здесь надеются преодолеть благодаря экспорту: есть контракт с Египтом, рассматривается возможность поставок в Латинскую Америку.НЕ ПЕЙ ЗА РУЛЕМ ДАЖЕ "КРЕМЛЕВСКУЮ" Что общего между алкоголем и вождением автомобиля? Казалось бы , большей несовместимости невозможно представить. Но - нет. Водка "Кремлевская" имеет самое непосредственное отношение не просто к средствам передвижения, а к формуле 1, мотогонкам и авторалли. Да, компания "Кремлевская групп" - главный спонсор команды "ДжорданПежо" формулы 1, за которую выступают известные гонщики Р. Ьаррикелло иМ. Брандл.Жители города на Неве еще на один шаг приблизились к "западному' стилю жизни. Финская фирма "Билтема" (Biltema), которая специализируется на производстве и продаже запасных частей и других комплектующих для автомобилей и катеров, предлагает новую услугу. Все, что вы выберете в ее каталоге, можно заказать по почте. Доставка посылки обойдется в $15. Максимальный вес посылки - 31,5 кг. Если учесть, что многие комплектующие фирма предлагает гораздо дешевле, чем в магазинах Питера, есть резон организовывать "коллективы" собратьев по несчастью (для тех, кто заказывает по мелочи) и делать общие заказы. Принимают их в двенадцати почтовых отделениях города, срок выполнения - до девяти рабочих дней. Все здорово, только вот маленькая поправка от Государственного таможенного комитета: если сумма цен составляет от 200 до 2000 USD, то при получении посылки вам необходимо заплатить таможенную пошлину в размере 30% от суммы, превышающей 200 USD. Так все радужные надежды на получение заветных деталей встают в копеечку. Но если не обращать внимания на "пустяки" подобного рода, то можно утверждать, что Питер стал еще ближе к западу (точнее, к северу). В прошлом году "Кремлевс кая " стала спонсором "Дукати Супербайк" одной из самых сильных команд в кольцевых мотогонках, куда входил прошлогодний чемпион мира К. Ф о гарти, а в нынешнем вместо него выступают известные гонщики Д . Косинский и Н. Ходжсон.„____•Успешно реализуется программа "экспансии" ГАЗа на рынки СНГ. Первую годовщину отмечает завод по сборке "Газели" в Крыму, а в сентябре пущено в эксплуатацию аналогичное предприятие в Казахстане. До конца года намечено открыть еще пять таких заводов.Возможно, в среднем классе рядом с "Волгой" у ГАЗа появится еще одна машина "Тойота" нижегородской сборки. К изучению перспективы подобного сотрудничества приступили два автомобильных гиганта после визита в Японию президента ОАО "ГАЗ" Н. Пугина.-55°СЛетом 1996 года из программ дилеров исчезла "Пежо-205". Выпуск замещающей модели намечен на 1998 год.М ОРОЗИ "ТУРБО" В Санкт-Петербурге открылось представительство канадской нефтяной компании 'Турбо". Более чем тридцатилетняя история фирмы позволяет ей рассчитывать на успешную деятельность на территории Северо-Запада России. Тем более, что 'Турбо" специализируется на выпуске минерального масла для северных районов. Одно из предлагаемых масел для двигателей с индексом SAE 0W30 может работать в условиях Крайнего Севера при температуре -55°С! В программу фирмы входят масла различного назначения: для двухтактных моторов, для бензиновых и дизельных двигателей как с наддувом, так и атмосферных, для трансмиссий, для двигателей, работающих на газе, и др.ШваС 1996 года "Кремлевская групп" начала поддерживать еще и "Кадживу" - команду, входящую в совместное предприятие с "Дукати Супербайк" и принимающую участие в ралли "Гранада-Дакар". Кстати, она уже дважды побеждала в этих состязаниях. Не удивительно ли пристрастие алкогольного производителя к автомотоспорту? - Мы - за содействие пропаганде здорового образа жизни, - сказали в "Кремлевской групп". - И ничего парадоксального здесь нет. А водку, даже самую хорошую, за рулем все-таки пить нельзя. Категорически. ШАГ К ПОТРЕБИТЕЛЮ Очередная разработка Генерального департамента развития ВАЗа (более известного как НТЦ) - полноприводный пикап ВАЗ-2329 с "двойной" кабиной. Впервые он был представлен широкой публике в сентябре этого года в Санкт-Петербурге на выставке "Мир автомобиля96". Автомобиль создан на базе двухдверной "длинной" "Нивы" ВАЗ-2129 (подробнее о нем - ЗР, 1996, № 4). Насколько быстро он появится в продаже, не в последнюю очередь зависит и от реакции потенциальных покупателей. Сейчас идет подготовка к серийному выпуску, который планируется начать в 1997 году на опытно-промышленном производстве завода.Н ЕОБЫЧНАЯ ЛОТЕРЕЯ Ее устроила для покупателей московская фирма "Лада инжиниринг". Фирма выбрала из компьютера данные о купивших автомобили и пригласила счастливчиков на финал лотереи. Без приза не ушел никто. Кстати, были и весьма недешевые подарки: два кожаных салона (фирма обязалась переделать стандартную обивку машины), два комплекта аудиоаппаратуры, импортные амортизаторы, зеркала с электрообогревом и др."Лада инжиниринг" знаменита не только тем, что торгует автомобилями. Ее команда выиграла в 1995 году Кубок России по авторалли. А еще "Лада инжиниринг" занимается тюнингом автомобилей ВАЗ (ЗР, 1996, № 7). За границей это широко распространено - небольшая фирма модернизирует машины для спортивных соревнований и помогает перенести некоторые конструктивные решения на серийные автомобили, которые покупают любители активного стиля вождения. Как видим, такая практика прижилась и на нашей почве.М ОТОРЫ - ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ Проект АО "Заволжский моторный завод" (ЗМЗ), связанный с организацией массового производства двигателей семейства ЗМЗ - 4 06 (см. ЗР, 1996, № 6), вошел в число победителей конкурса инвестиционных проектов, которые могут получить господдержку. По данным агентства "Интерфакс", проект должен получить в 1997-1998 гг. инвестиционный кредит в размере 20% от общей стоимости, составляющей $92 млн. Отмечают, что, несмотря на значительную стоимость и довольно большой срок окупаемости (5 лет), проект прошел конкурс благодаря тому, что "создание производства автомобильных моторов мирового уровня является крайне важной задачей для российской промышленности". Базовый двигатель ЗМЗ-406.10 (2,3 л, 150 л. с.) выпускают с 1995 года. К настоящему времени изготовлено около 3000 двигателей; в 1997 году планируется ввести мощности для ежегодного выпуска 75 тыс. моторов этого семейства, предназначенных для автомобилей АО "ГАЗ"и других российских автозаводов. За семь месяцев 1996 года АО "ЗМЗ", на котором работает более 19 тыс. человек, выпустило 125 тыс. четырехцилиндровых бензиновых двигателей (101% к соответствующему периоду прошлого года), а за год рассчитывает увеличить их выпуск на 5% по сравнению с 1995-м. На долю завода приходится около 20% российского рынка автомобильных моторов. Главным потребителем продукции Заволжского моторного завода (более 50%) является АО "ГАЗ", которому принадлежит 7,2% уставного капитала АО "ЗМЗ".Мэрия Перми выделила из бюджета средства на приобретение для городского УВД и ГАИ шестнадцати "опелей". Мпшина-то, известное дело, неплохая, да вот стоит вдвое дороже родных "Жигулей". Видно, в Перми научились уже "брать" нарушителей не числом, а умением. а умениеПосле девальвации лиры, итальянские машины стали заметно дешевле французских и потеснили их на местном рынке скажем, фирма "Рено" потеряла около 10% своих покупателей в Европе.К АМАЗУЛИШНЕГО НЕ НАДО Специалисты считают, что емкость внутреннего рынка крупнотоннажных грузовиков в ближайшие 10 лет не превысит 100 тысяч машин в год. Располагая мощностями для выпуска 150 тысяч грузовиков в год, в 1995 году КамАЗ реализовал лишь 23 тысячи, в то время как "порог безубыточности" - около 25 тысяч. Исходя из этого, здесь разработана программа оптимизации и частичной консервации мощностей. Ее первый этап проходит в 1996 году. На заводах будет выведено из эксплуатации около 15% единиц оборудования и производственных площадей (около 500 тыс. м 2 ). В частности, консервируется один из корпусов автомобильного завода, корпуса завода "Ремдизель" и термогальванический цех. Это даст экономию издержек в размере 88-120 млрд. в год. На втором этапе предстоит вывести из эксплуатации еще несколько объектов, причем экономия значительно превысит результаты первого этапа. Уже сегодня, по данным предприятия, КамАЗу удалось на 25% сократить расходы на потребление энергии и энергоносителей.СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ПОЦЕЛУЯ Столичные дорожники решили преподнести молодоженам свой подарок. На Поклонной горе, куда после ЗАГСа, но перед рестораном приезжают свадебные караваны, недавно появилась своеобразная аллея. До места парковки (где откупоривают шампанское) движение машин регулируют "свадебные" разметки и знаки с обручальными кольцами."Тойота", "Ниссан", "Хонда" и другие японские производители автомобилей создали компьютерный союз для обмена информацией между исследовательскими подразделениями. Это позволит сократить срок разработки новых моделей до 18 месяцев.По данным журнала "Ауто, мотор унд Шпорт", до 40% воздушных подушек безопасности для пассажиров срабатывало без необходимости.Идею воплотили более года назад. Однако нанесенная краской разметка не выдержала соленой московской зимы. В этом году дорожники буквально сотворили чудо: цветную разметку сделали из специального пластика и наклеили на асфальт. Весной ее будет достаточно помыть. Обещают, что такое покрытие продержится минимум пять лет. Если, конечно, любопытные водители из числа сопровождающих молодых не будут отдирать кусочки на память. Разумеется, ни в одном ГОСТе разметка и табличка с обручальными кольцами под знаком не упоминаются. Но приятно...Немецкая полиция предупреждает, что большинство платежных чеков и кредитных карточек, утраченных владельцами, были украдены из автомобилей. КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ Репликары, воспроизводящие популярные модели прошлого, обычно строят небольшие фирмы, используя агрегаты современных автомобилей (см. ЗР, 1996, N° 10). На сей раз такой гигант, как 'Тойота", решил отметить 60-летие начала производства своих автомобилей репликаром 'Тойота-Классик". Внешне он довольно точно соответствует первой серийной 'Тойоте" модели "АА", но построен на "платформе" пикапа "Хай-Люкс" и оснащен четырехцилиндровым двигателем (2 л, 9 7 л. с ) . Немного, но ведь у "Тойоты-АА" было всего 65. Впрочем, водителю репликара не придется спешить: партия машин заказана для исторического парка развлечений в Нагасаки, где они будут перевозить посетителей, возвращая в атмосферу минувшей эпохи. Что касается водителя, его ощущения будут ближе к современным благодаря усилителю руля, электростеклоподъемникам и кондиционеру. "Карету прошлого" выпустят небольшой серией и будут также продавать в Японии. Цена - в пересчете около 100 тысяч немецких марок - сама по себе заставляет относиться к истории с уважением.Клуб любителей "фольксвагенов", зарегистрированный прошедшим летом в Москве, провел первые акции - совместные выезды и парад владельцев "жуков".в ,•Московские дилеры "Рено" в начале октября провели показ легковых моделей фирмы под названием "Рено Шоу - 96". Как известно, в МИМС-96 срирма не участвовала. Придумана альтернативная выставка для узкою круга?ФИЛЬТР МОЖНО ПОДОГРЕТЬ Кто не знает: загустевшее от мороза масло затрудняет пуск двигателя, не давая "раскрутить' коленвал и затрудняя движение поршней; оно поступает в систему неочищенным проходит большей частью в перепускной клапан фильтра, а не через фильтрующии элемент, и т. п. Чтобы снизить .••••/г вязкость масла, один из отечественных заводов освоил производство нагревателя, надеваемого на фильтр. За шесть минут масло в нем нагревается до 60°С, при этом расход энергии всего 1,5 Ач (3% емкости средней батареи). При включении стартера порция разогретого очищенного масла поступает к подшипникам коленвала и другим движущимся деталям, облегчая пуск.В России начались продажи автомобилей концерна СЕАТ. Эксклюзивными правами представительства обладает московская компания "Росинка". Покупателям пока предлагаются три модели: "Ивиса", "Кордоба" и "Толедо". Стоимость полностью растаможенных автомобилей в базовой комплектации составляет соответственно 16195,17261 и 20753 долларов.М ОТОР ОБРЕЛ " П РОПИСКУ " Но сначала был труд конструкторов, технологов, испытателей, увенчанный теперь официальным документом. После испытаний на автополигоне НАМИ ижевской "Орбиты" (ИЖ2126) Уфимское моторостроительное производственное объединение получило сертификат соответствия на свой двигатель модели 3320. Аналогичный документ выдан и "Ижмашу". Это означает, что уфимцы могут серийно выпускать и поставлять в Ижевск двухлитровый мотор . Там, опять-таки на конвейере, двигателем могут оснастить ИЖ-2126 и отправить потребителям. Которые, в свою очередь, могут совершенно официально купить, зарегистрировать и эксплуатировать двухлитровую "Орбиту". Ее показатели: мощность - 73 кВт/99 л. с , разгон до "сотни" занимает 13 с, максимальная скорость - 165 км / ч , р асход топлива при 90 км/ч 6,7...7 л/100 км. Дело за малым - туманное "могут выпускать...могут купить" заменить ясным "уже собирают, устанавливают, п родают " . А пока " О рбита " еще слишком далека от потребителей. И все-таки хорошо, что у "бездомного" до сих пор мотора 3320 появилось место жительства под чьим-то капотом...Ожидается, ч го к 2000 году ЕЭС примет закон о полной ответственности производителей автомобилей за их утилизацию в конце срока службы."Порше" рассматривает предложение фирмы "Мерседес" о выпуске под своим фирменным знаком новой спортивной модели. Производство планируют развернуть в США, штате Алабама."ДАЛЬНОБОЙ"... НА ПЛОЩАДКЕВ рамках выставки "Мир автомобиля-9о" состоялось невиданное доселе представление - трак-шоу "Дальнобой-96". В состязаниях приняли участие одиннадцать грузовиков разных производителей. "Вольво", "Скания" и "Интернейшнл" вместе с КамАЗами, МАЗами, "Уралом" и ЗИЛом крутили "фигурку" и "змейку" на глазах изумленной публики. Большинство из собравшихся раньше не могли и представить, что эти громоздкие машины настолько маневренны. Большое оживление вызвало появление известного питерского гонщика М. Львова на настоящем спортивном МАЗе, который когда-то участвовал в кольцевых гонках. Призовые места распределились так: 1. Фанис Фотихов, КамАЗ; 2. Леонид Ромашин, КамАЗ (оба - Набережные Челны); 3. Валерий Килзев, "УралАЗ" (Миасс). Соревнования были организованы телевизионной программой "Авто-Питер" и Автоспортивным многопрофильным предприятием (АСМ) при поддержке администрации Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В недалеком будущем здесь планируют провести соревнования подобного рода, но сделать их более специализированными и привлечь больше участников. Возможно, введут деление грузовиков по классам. ИИИИД^^в^Д^^^^в^И1^^ИИНЯНЕ ТОЛЬКОТОРМОЗНЫЕДИСКИРАСПЛАТА - ДЕЛО... П ОСЛЕДНЕЕВ Москве открыта первая заправочная станция одной из крупнейших нефтяных компаний мира - "Бритиш петролеум". Это ее совместный проект с "Мак-Дональдсом". На полутора гектарах "Би-Пи" разместила 10 заправочных колонок (40 "пистолетов") для легкового транспорта, автоматическую мойку, магазин и две специальные, высокоскоростные колонки для грузовиков. (Для справки: колонки для легковых машин закачивают 40 л/мин, а для грузовых 130. Причем последние обеспечивают одновременную заправку двух баков, расположенных по разным бортам машины.) Рядом - вторая в Москве закусочная, построенная "Эм-Ди" специально для автомобилистов. Известный изготовитель автомобильных комплектующих "Ай-Ти-Ти Аутомотив" ("ITT Automotive") выпустил компьютерный диск CD-ROM. "ITT Automotive' - лидер по производству систем тормозов, АБС и стабилизации движения, поэтому диск содержит нечто вроде компьютерной игры, иллюстрирующей их работу. Можно задать вид дорожного покрытия - сухой или мокрый асфальт, снег и т. п. и посмотреть поведение машины, например, с включенной и выключенной АБС. На диске есть информация об истории фирмы и сегодняшних новинках, а кроме того, с его помощью можно выйти в Интернет и получить более подробную информацию у отраслевой автомобильной службы. CD-ROM предназначен для журналистов, работников автомобильной промышленности. На фото: новинка, выпускаемая серийно, - алюминиевый суппорт дискового тормоза, который позволил снизить массу автомобиля БМВ (5-й серии) Строительство подобной АЗС в Европе обходится в три миллиона долларов. В России потратили больше, поскольку пришлось закупать практически все оборудование и заменять подземные коммуникации. Зачем нам такие дорогие заправки? Если отбросить банальное "как в Европе" и "пример для подражания", то значит, современные технологии и разработки по охране окружающей среды и контролю качества нефтепродуктов стали для нас необходимы. Не забывайте, что московское правительство в скором будущем намерено оснастить все столичные автомобили нейтрализатор ами . В ближайшее время "Би-Пи" станет использовать специальные добавки, чтобы качество продаваемого бензина соответствовало принятому в Европе. Обслуживать станцию будут 35 человек, не считая вооруженной охраны. Для наблюдения за территорией АЗС установлены видеокамеры. Однако все перечисленное меркнет перед небывалым для Москвы фактом: это первая АЗС, где платят после заправки.Руководство ГАИ Москвы обязало все столичные отделения автоинспекции повесить на самых видных местах листовки. Они гласят: "Внимание! Если Вам что-либо известно о коррупции и взяточничестве сотрудников Госавтоинспекции, просьба сообщить по телефонам: Управление собственной безопасности МВД РФ 200-47-03, 200-26-17,222-41-35, Управление собственной безопасности ГУВД Москвы 200-98-66, 200-85-48, 200-89-36, 200-84-72, Контрольнопрофилактический отдел УГАИ ГУВД Москвы 923-78-92, 200-91-56,200-82-95, 208-47-32".на 5,6 кг.Д АЕШЬ ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИАО "ГАЗ" совместно с нижегородской производственно-коммерческой фирмой "Алтекс" в ближайшее время создаст в Нижнем Новгороде инжиниринговую компанию. Она станет своего рода научно-технологическим центром, который должен помочь таким предприятиям региона, как ОАО "ГАЗ", А О "Заволжский моторный завод" и АО "Павловский автобус", в проектировании и моделировании новых образцов техники на основе современных технологий. В создании инжиниринговой компании примут участие несколько иностранных фирм, которые готовы внести в ее уставный фонд до $3 млн. (ГАЗ оп-ределит размер своего вклада в ближайшее время). В частности, ведутся переговоры об участии в создании компании международной инжиниринговой фирмы "Прайс Уотерхауз" - одной из дочерних структур одноименной аудиторской компании. Фирма "Алтекс" и ГАЗ уже реализуют совместный проект по внедрению новейших компьютерных технологий ' Рэпид прототайпинг". Их применение сокращает цикл изготовления новых образцов деталей и инструментов и позволяет тиражировать изделия до уровня малых серий. Трехмерное компьютерное моделирование используется также при разработке модификаций "Газели". В настоящее время с помощью этих же технологий "Алтекс" готовит некоторые детали интерьера для автомобиля "Волга" ГАЗ-3110.В 12 областях России проводится эксперимент по инструментальному контролю технического состояния автотранспорта. Идея заменить привычный техосмотр принадлежит Минтрансу, Госстандарту и НИИАТу. Пока в "экспериментальных" областях контроль проходит только государственный и специальный транспорт. Если будет достигнута договоренность с ГАИ РФ, то в скором времени на инструментальный контроль пригласят и частников."УНИВЕРСАЛ" РАБОТАЕТ СУАЗОМ Ульяновская фирма "Универсал-2000" с 1994 года занимается тюнингом автомобилей. Каких? Конечно же, УАЗов. Дело не ограничивается заменой бамперов и колес и установкой пластиковых накладок. Список предлагаемых усовершенствований занимает две машинописные страницы - здесь и внутренняя отделка дверей, и покраска в любой цвет, и даже "умягчение рессор". Панель приборов от ГАЗ-31029 и "вазовский" руль, велюровые (или кожаные) чехлы на сиденья - рецепт, известный многим "улучшателям" ульяновских вседорожников. К счастью, здесь фирме не изменил вкус, и автомобиль смотрится довольно гармонично. Кстати, кроме внешнего вида, "Универсал" занимается и более серьезными работами - любителям быстрой езды установят двигатели 2,9 л (100-110 л. с ) , а желающим сэкономить на топливе - дизель "Андория-4с90". В отличие от многих подобных фирм, "Универсал-2000" активно сотрудничает сАО "УАЗ".Недавно все подразделения МВД Москвы получили телеграмму от министра внутренних дел РФ А. Куликова. В ней запрещается сотрудникам патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, муниципальной и криминальной милиции осуществлять контроль за соблюдением водителями ПДД. Отныне только ГАИ имеет право следить за порядком на дорогах. Однако ограничения коснулись и ГАИ. Ей министр запретил проверять на постах и дорогах техническое состояние и содержание СО в отработавших газах автомобилей, успешно прошедших государственный технический осмотр.