118
•тини>^^11М^(воимишламиШАРИКОВЫЙ ВМЕСТО РОЛИКОВОГОВо многих автомобилях американских и европейских фирм (СААБ, "Вольво", "Фольксваген" и др.) для задних колес применен подшипник, аналогов которого отечественная промышленность не выпускает. Поскольку таких машин в нашей стране становится все больше, у многих владельцев, не имеющих возможности купить его, возникает вопрос, как выйти из положения, когда требуется замена. Вот что рекомендует инженер из Самары Вячеслав АВДЕЕВ. шое количество типов дает возможность выпускать большие партии, что снижает стоимость изделий. Подобный подшипник марки U499/U460L применен в конструкции заднего моста мироавтобуса "Мерседес-Бенц-2070" (рис. 2). Для его замены в этом автомобиле наиболее подходит (по грузоподъемности и возможности воспринимать осевую нагрузку) наш шариковый 126208 с размерами 40x80x18 мм (внутренний и наружный диаметры, ширина). Высокая его грузоподъемность достигнута тем, что внутреннее кольцо состоит из двух полуколец (рис. 3) и позволяет использовать максимальное количество шариков. Способность же воспринимать большую осевую нагрузку обеспечивает так называемый сложный профиль дорожек качения у полуколец. Здесь радиальная нагрузка (Рг) раскладывается на две составляющие (РГ1=0,56Рг), уменьшая тем самым контактные напряжения на внутреннем кольце, которое в обычном подшипнике повреждается в первую очередь. Такие подшипники до последнего времени применялись только в авиатехнике, а ныне используются ив автомобилях (подшипник 126805 на АЗЛК, ГАЗ). В рассматриваемом случае можно проточить полуось до диаметра 40 мм. Но чтобы не ослаблять ее и сохранить возможность установки в дальнейшем штатного подшипника, мы увеличили внутренний диаметр подшипника до 45-0.013 ММ ] к ак было рассказано в ЗР, 1994, №3 и 1995, №2.Основные размеры подшипников типа TSU\ ч Раэм . , ммРечь идет о роликовом подшипнике типа TSU (рис. 1) американской фирмы Тимкен" (о нем упоминается в ЗР, 1996, № 2). Несмотря на то, что однорядный, он способен воспринимать осевую нагрузку не в одном, как обычно, а в обоих направлениях. Это достигнуто двумя нововведениями: на внутреннем кольце опорный бортик выполнен со стороны узкого торца (в обычном подшипнике со стороны широкого); к наружному кольцу приставлено упорное кольцо 2 (см. рис. 1), которое воспринимает осевую нагрузку в другом направлении. Благодаря этому один такой подшипник может быть установлен вместо двух обычных. Осевой зазор в подшипнике TSU устанавливают на заводе-изготовителе, при монтаже на автомобиль дополнительная регулировка не требуется.т с: с л- >г 12 345Рис. 3. Схема нагружения внутреннего кольца подшипников типа 126000: Рг - радиальная нагрузка; Рг1, Р,2 - составляющие.Q"Ов Рис. 1. Подшипник типа TSU: 1 - наружное кольцо; 2 - приставное упорное кольцо; 3 - сепаратор; 4 - ролик; 5 - внутреннее кольцо.Чтобы сохранить одинаковое положение со штатным подшипником, наш шариковый установили согласно рис. 4, выточив проставочные кольца 2и 5. Запорное кольцо 4 после запрессовки должно выдерживать осевое усилие на сдвиг около 2500 кгс. Вот уже более 20 тысяч километров подшипник работает нормально.Подшипники изготовляют всего нескольких типоразмеров (см. табл.) с отверстием диаметром от 30 до 45 мм, что определено спросом. Неболь-d30 3539,688 39.688D58 6573,025 79.967Т1718,1 19,395Рис. 2. Конструкция опоры полуоси микроавтобуса "Мерседес-Бенц-2070": 1 -щит заднего тормоза; 2 - фланец балки заднего моста; 3 - подшипник U499AJ460L; 4 - запорное кольцо; 5 - полуось; 6 - упорное кольцо с сальником; 7 - упорная пластина.118 ЗА РУЛЕМ 11/96Тип^ s .С1 16 1718,50 20.091В19,50 20,60 22,098 22,098С13 1415,265 15,265U199/U160L U298/U261L U399/U360L U399A/U360L U497/U460L U499/U460L45 4580 802422 2226 2618-Рис. 4. Опора полуоси с шариковым подшипником: 1 - подшипник; 2 - проставочное кольцо в балке; 3 - балка заднего моста; 4 - запорное кольцо; 5 - проставочное кольцо на полуоси.