86
87
В классе грузовиков закономерно победила команда "КамАЗ-Мастер", несмотря на то что лидировавший экипаж Виктора Московских сошел с дистанции, разбив машину. Первым, с результатом 78 часов 19 минут, финишировал КамАЗ Владимира Чагина. Вторым, спустя 1 час 13 минут 50 секунд грузовик Фирдауса Кабирова. Третий призер, француз Александр Бутвиллэн на "Мерседесе", отстал от лидера почти на 20 часов. Столь большое отставание свидетельствует не только о явном преимуществе нашей команды: к сожалению, среди соперников не было ни "татр", блиставших еще год назад, ни "заводских" "мерседесов", ни легендарных "перлини", с которыми окрепший КамАЗ мог бы сражаться на равных.КОГДА НЕ СТАЛО КОНПобедителем "Мастер-ралли-96" в абсолютном зачете стал финский гонщик Ари Ватанен. За рулем своего "Ситроена" он преодолел спецучастки на трассе от Ульяновска до Улан-Батора за 57 часов 17 минут 13 секунд. Его основной соперник - французский пилот Пьер Лартиг, управляя такой же машиной, отстал на 18 минут 48 секунд. Впрочем, так ли отстал? Третий "Ситроен" - Филлипа Вамберга - был на финише через 3 часа 2 минуты 52 секунды после Ватанена. А вот четвертое место неожиданно досталось французу Жану-Пьеру Стрюго: на "Мицубиси-Паджеро", подготовленном в рамках требований Т-1, он опередил куда более мощные машины второй группы. Рокировка? Команда "Ситроен-спорт" была наиболее заметной в ходе гонки. Она выделялась не только своими спорт-прототипами, но и количеством персонала в красной униформе - более семидесяти человек, включая даже психологов. Автомобилем № 200 управлял Пьер Лартиг, трехкратный обладатель Кубка мира по внедорожным ралли-рейдам, реально претендовавший на эту награду ив четвертый раз. Автомобиль № 201 вел Ари Ватанен - чемпион мира по ралли, пилот "атакующего" стиля. На "Дакаре-95" Ватанен попал в тяжелую аварию, чудом выжил, приобрел, как говорят, философски-задумчивое отношение к жизни, но от напористой манеры езды не отказался. Ситуация подогревалась тем, что все вокруг (и миллионы болельщиков тоже) понимали - "Ситроен" давал "последнюю гастроль". Первые участки "Мастер-ралли" проходили по России - через Ульяновскую и Оренбургскую области. Все взоры - на лидеров. Известно, что в личном споре Ватанен ни разу не выигрывал у Лартига. Последнему надо "сломаться", как недавно в гонке по Испании, чтобы Ватанен победил. Гонка по России показала: Лартиг по-прежнему силен. На каждом этапе он "привозил" Ватанену 5-6 минут. Однако, когда въехали в Казахстан, произошло нечто странное. На этапе Байконур-Джезказган Лартиг проколол шину, что сразу "съело" все его преимущество. На следующем участке Ватанен обошел соперника на две минуты, затем - еще на минуту. Так, выигрывая каждый раз минуту-две, Ватанен постепенно наращивал преимущество. Методичность, с которой это происходило, и регулярное отставание Лартига на самую малость начали вызывать подозрение. В один из вечеров после гонки и ужина автор вызвал Лартига на откровенный разговор. - Месье Лартиг, наши читатели не сомневаются, что вы сильный гонщик и можете отыграть отставание. Что происходит? Трудно поверить - краска стыда залила симпатичное лицо француза. Пряча глаза и запинаясь, он признался: "Есть указание свыше, от руководства команды "Ситроен-спорт" - первым на финише должен быть Ватанен". Комедия, которую разыгрывают два пилота на глазах публики, не что иное, как беспрекословное исполнение этого указания. - Неужели вы не можете ослушаться? - Ни за что. Меня тут же отчислят из команды, - и грустно пошутил: - Сошлют в Сибирь. Так и ехали они колесо в колесо, порой финишируя в одну и ту же минуту, что лишний раз подтверждало их высокий класс как пилотов, надежность автомобиля. Ватанен стал победителем "Мастер-ралли", впервые в жизни обойдя Лартига в единоборстве. Лартиг, получив очки за второе место, досрочно, за этап до финала, стал победителем Кубка мира-96 - в четвертый раз подряд. ,Кто порадовал азартной борьбой, так это мотоциклисты. До самого финиша боролись за первое место испанец Хорди Аркаронс и француз Тьерри Маньяльди - оба на мотоциклах КТМ. Первым все-таки оказался Аркаронс - 71 час 12 минут 27 секунд, Маньяльди отстал на 29 минут. Шедший на третьем месте монгольский мотоциклист Шагдарсурен Эрденбилег отчаянно пытался "достать" именитых гонщиков. На одном из последних этапов это желание превзошло меру осторожности - он упал, повредив позвоночник. Травма оказалась серьезной, требующей сложного и дорогого лечения. А поскольку монгольский гонщик оказался единственным, кто не был застрахован, Ари Ватанен предложил всем участникам рейда оплатить стоимость лечения из призовых денег. Третье место завоевал немец Норберт Шильшер, но его отставание от лидера составило почти 9 часов."Ситроен" Ари Вата нена летит к "золотому" подиуму.86ЗА РУЛЕМ 11/96 (УРЕНТОВПрощание с Т-3 Нынешняя гонка - последняя для автомобилей группы Т-3. Похоже, мы больше не увидим спорт-прототипов, способных мчаться по пустыне со скоростью 200 км/ч. Любители спорта помнят, как, словно гром среди ясного неба, прозвучало решение ФИА запретить с 1998 года участие в Кубке мира автомобилей группы Т-3. Но так ли неожиданно оно было? Напомним: сейчас участники раллирейдов выступают в трех группах. Т-..1 включает серийные полноприводные автомобили, как правило, вседорожные, без каких-либо переделок, влиящих на ходовые качества. Их подготовка к ралли минимальна: дополнительные топливные баки, средства безопасности и навигации. Машины группы Т-2 готовят более серьезно, включая форсировку двигателя и доработку подвески. Т-3 объединяет уникальные спорт-прототипы, созданные специально для гонок. Если такая машина несет на борту название автомобильной фирмы, то и внешне она в какой-то мере представляет ее продукцию. Но сходство с серийной, как правило, ветровым стеклом и световыми приборами и заканчивается. Сложнейшая конструкция, современные технологии и штучное производство поднимают цену таких автомобилей до астрономических величин. А если учесть, во что обходится команда технической поддержки - зачастую передвижной мини-завод, способный за ночь полностью перебрать машину, - становится ясно: реально претендовать на победу могут исключительно команды с мощной финансовой поддержкой. Последние годы в группе Т-3 сражались только две команды - "Ситроен" и "Мицубиси". Кто-либо другой мог попасть в первые ряды лишь в случае схода лидеров. Но и тогда его отставание измерялось часами, десятками часов. Из гонки ушла интрига, ушла состязательность. Поэтому решение об отмене группы спорт-прототипов, призванное уравнять шансы участников , вполне объяснимо. Вспомните хотя бы запрет на использование активных подвесок в формуле 1 - примерно та же ситуация, те же способы ее разрешения. Узнав о грядущем упразднении, прагматичные японцы тут же прекратили финансирование всех работ в группе Т-3 и отозвали заявку на участие "Мицубиси" в рейде. А освободившиеся средства направили на подготовку вдруг ставшей "королевской" группы Т-2, где их вседорожник "Паджеро" и так в числе лидеров. "Ситроену" же отступать некуда, в его производственной программе подобных машин нет. Отмена Т-3 для "Ситроена" равносильна уходу из ралли-рейдов. Словом "СитроенZX-RR" в последний раз выходил на старт иПобедители "Мастер-ралли-96" в классах легковых автомобилей и мотоциклов. В центре - мотоциклист Хорди Аркаронс, справа Ари Ватанен, слева - его штурман Жиль Пикар. отправлялся прямо в историю. Теперь его место - в музее. Незадолго до старта в Париже мне пришлось обсудить с Лартигом отмену группы Т-3. На вопрос, как ФИА, в аппарате которой столько французов, смогла допустить такое, Лартиг ответил: - Типично французская черта - все лучшее, созданное руками человека, надо обязательно закопать в землю. Ари Ватанен был более дипломатичен. Он в общем одобрил решение ФИА, выразив надежду, что оно облегчит участие в ралли-рейдах серийных машин, поднимет массовость. Ну а для Ари запрет на Т-3 сильный удар: он остается без любимой работы. Впрочем, пусть читатели не слишком переживают за судьбу двух пилотов: как оказалось, у Лартига в запасе шесть (!) вариантов участия в ближайшем "Дакаре", а Ватанен в 1997 году собирается вернуться на трассы классического ралли. Добравшиеся до финиша участники, переведя дух, высказали пожелание: пусть в следующий раз "Мастер-ралли" станет короче, не более двух недель, тогда оно привлечет больше спортсменов. И конечно, не в сентябре. Переносить ночные осенние заморозки в полевых условиях - перебор экзотики для непривычных к холоду европейцев. Анатолий ЛЕЛЬЕВР Фото Алексея БелянчеваНа трассе - КамАЗ Фирдауса Кабирова, ставшего в итоге вторым в за-ЗА РУЛЕМ 11/96 ••-V- ^.-53487