62
63
Дороги РоссииОстровок России среди иных государств. "Дальний Запад" нашей страны. Самая молодая из российских земель. Все это - Калининградская область, территория бывшей Восточной Пруссии, привлекающая к себе своеобразием, нерусской красотой и отдаленностью от самой державы. Ну, уж здесь-то дороги пример российским! По статистике в области, по сравнению с другими, максимальное количество дорог и на квадратный километр, и на число жителей. Да и строили на Западе во все времена добротно, надежно, красиво. Такие мысли возникали, когда мы приближались по ухоженному литовскому шоссе к калининградской границе. - Сейчас увидите, что у нас за "автобаны", - многообещающе промолвил пограничник на таможенном переходе. - Держитесь крепче сами и машину не разбейте на ухабах. Оценить совет пришлось буквально при выезде с пограничного поста. Сначала нас тряхнуло на ямах, потом, чуть набрав скорость, мы влетели на булыжную мостовую, где автомобиль задребезжал, задрожал, как в припадке. Вдобавок, не было никаких указателей, никаких дорожных знаков - пришлось поплутать по Советску. Кстати, под таким "псевдонимом" на современных картах скрылся упоминающийся во всех учебниках истории Тильзит. Первое знакомство с прежней Восточной Пруссией отрезвило. Наверное, слишком многого мы ожидали от этих мест, слишком яркую нарисовали себе картину. А ведь уже полвека это не "заграница" - самая обычная, хотя самая западная российская провинция. Потому ис меркой к ней нужно подходить отечественной. Реальность же, увы, была такова. Область почти полностью военная. Здесь располагалась мощная оборонная промышленность, военные базы: как-никак западные рубежи Советского Союза - территория, так сказать, лицом к лицу обращенная к Обход Гусева на трассе Калининград Вильнюс выглядит вполне по-европейски (фото вверху). "врагу". Началась перестройка военно-промышленный комплекс увлек область в финансовую пропасть. А денежный ручеек из Центра почти иссяк. Видно, "наверху" решили: регион слишком западный, отрезан от страны чужими, прибалтийскими странами. Впрочем, возможно, все объясняется по-другому. Но так или иначе, Калининградская область никогда за всю свою полувековую историю особой щедрости от государства не видела. Отсюда и состояние, в том числе, дорог. Заместитель начальника управления транспортного комплекса области Владимир Аверин увлечен историей. Не наукой как таковой, а историей дорожного строительства в этой местности. Он нашел оставшиеся от немцев документы, сведения уже наших дорожников и пишет историческую справку. Читаешь ее - перед глазами встает то время, когда Калининград был Кенигсбергом, Правдинск - Фридландом, а Гусев - Гумбиненом. В Восточной Пруссии было более 5000 километров дорог и 92% из них - с твердым покрытием, почти половина асфальтированных. Ни одного деревянного моста - только железобетонные, металлические и каменные - всего 548! Содержание дорог было хорошо организованно. На каждые два километра - обходчик, на каждых 10 обходчиков - мастер, распоряжавшийся двумя грузовиками и ремонтной техникой. А каждые 100 километров контролировал инженер. В апреле 1945 года все это кончилось. Когда советские войска с ожесточенными боями взяли Восточную Пруссию, от ее идеальных дорог мало что осталось. 200 мостов оказалось взорвано. Чтобы проехать 120 километров из Тильзита в Кенигсберг, требовалось восемь часов. А ведь это была, по сути дела, правительственная имперская автодорога... Так что миф, будто область получила готовенькую немецкую сеть дорог, - всего лишь миф. Хотя сказать, что русские застали только дымящиеся руины явное преувеличение: главноето было лишь восстановить разрушенное. Сейчас в области почти 4600 километров дорог, которые ведут ко всем без исключения населенным пунктам. Ни одной грунтовой дороги! Больше всего асфальтовых и бетонных - 2835 километров, а щебеночных, гравийных и мостовых 1740 километров... Словом, показатели действительно лучшие по стране... Кажется, что это бесконечный коридор или туннель. Через полчаса начинает рябить в глазах, еще через час-другой возникает чувство, похожее на боязнь замкнутого пространства. Такие ощущения вызывают, в большинстве своем, дороги области. Они все, за малым исключением, обсажены деревьями, причем не возле дорожного полотна, а прямо по обочине. Дорожки узкие, с крутыми поворотами, двум грузовикам разъехаться - с трудом, а в метре справа от машины мелькают громадные, в два обхвата, деревья с белой полосой на стволах. - Самое распространенное дорожно-транспортное происшествие на наших дорогах - наезд на постороннее препятствие, говорит начальник областного управления ГАИ Юрий Казаков. - Это же просто деревья-убийцы: почти у каждого на счету человеческая жизнь.Завод минерального порошка (добавка в асфальтобетон), построенный по западной технол огии , пока еще в новинку.62ЗА РУЛЕМ 12/96 блема уже была ясна, решили дорожники ликвидировать придорожные деревья. Часть успели убрать. Но вот по трассе поехал областной "голова" - первый секретарь обкома. Что тут началось! Самое мягкое - крики "под суд!". Любитель природы, покоящийся в пассажирском кресле "членовоза", со своего комфортного места проблемы не разглядел, а "зеленых друзей" пожалел. Решение наболевшего вопроса было отодвинуто на долгие годы. Не так уж это курьезно, если вспомнить погибших в ДТП людей. - В общем-то число аварий у нас снижается, - успокоил Казаков. - За этот год их было около 700, погибло сто человек, 760 ранено. В 1995-м было больше. При том, учтите, количество машин в области растет. Говорят, лет пять назад за год регистрировали столько автомобилей, сколько за месяц сейчас. По 300 машин в день! И почти все - иномарки. Уже сейчас их в городе 65%. Скоро будет еще больше. Оно и понятно: особая экономическая зона, позволившая юридическим лицам избегать драконовских таможенных пошлин, близость Польши, Германии... Зарегистрированные в Калининграде автомобили разъезжаются по всей европейской территории России. Действует такой скрытый механизм дешевой покупки машины. И, возможно, в скором времени статистика преподнесет сюрприз: окажется, что в Калининградской области На дорогах, обсаженных деревьями-убийцами, у сотрудников ГАИ много работы. Объездная дорога вокруг Гвардейска уже почти готова. Дорожная техника в области современная.число автомобилей превышает число жителей. Несмотря на процветание нового вида "бизнеса", на здешних дорогах спокойно: ни перестрелок, ни рэкета, ни всплеска угонов. Если в прошлом году украли 165 машин (120 нашли), то в этом - 130 (найдено 89). Относительное спокойствие легко объяснимо: в любой конец области можно добраться за час-два. И упереться ... в российскую границу. При переходе через которую (испытали сами!) могут изрядно потрясти. Хотя сегодня назвать Калининградскую область тихим, сонным местом было бы искажением действительности. Сейчас, когда она получила статус особой экономической зоны, жизнь начала оживляться. В дорожном строительстве - тоже. В прошлом году ввели в строй обход Гусева, в нынешнем практически завершена объездная дорога Гвардейска, сдан завод по производству минерального порошка - добавки в асфальтобетон, увеличен объем ремонта дорог. Конечно, до уровня "настоящего" Запада Калининградской области еще очень далеко. Да и ситуация здесь сложная, тяжелая - отдаленность от России не избавляет от общих для страны "болезней". Но все-таки хочется верить:"обрусение" принесет Кенигсбергу и его окрестностям не упадок, а процветание. Оно же во многом определяется и состоянием дорог... Елена ВАРШАВСКАЯТоже наследство Восточной Пруссии. Когда-то это было красиво: неспешно ехать в повозке или на авто по тенистой аллее. Молодые деревья к тому же скрывали движение от посторонних глаз. Сейчас, когда скорости выросли, былое украшение превратилось в бедствие. А главная угроза еще впереди: состарившиеся деревья начнут падать... Хоть свой леспромхоз дорожникам создавай - ведь сотни тысяч стволов нужно пилить! Не так это просто, как кажется: оставшиеся корни начнут гнить, дорожное полотно над ними - проваливаться. К тому же к дорогам "привязаны" трубопроводы, кабели. С ними тоже приходится возиться. Кстати, рассказывают в Калининграде байку. Лет пятнадцать-двадцать назад, когда проИ все-таки это Россия.