126
127
на глухом, с разбитой проезжей частью переезде возле какого-то завода, и старый рельс с острыми заусенцами сделал свое дело! Вот почему, проезжая по трамвайным путям (особенно в местах их пересечений), вряд ли уместно "отводить душу", давая полный газ! Пробуксовка колес здесь очень опасна. Что касается железнодорожных переездов, то здесь важно понимать психологию работников "чугунки", которые меньше всего думают об автомобилистах - взгляните на хищно торчащие головки костылей, скоб. Иной раз даже на цыпочках не проедешь! Если вам приходится ехать вдоль рельсового пути, выступающего над покрытием хотя бы на 50-60 миллиметров, или пересекать его под очень острым углом, учтите, что процесс этот требует особого "почтения". При пересечении рельса на колесо действуют значительные силы, к тому же меняющиеся по направлению, - руль надо держать крепко. Но помимо опасности заноса (вы, возможно, мастер в этой области) самим шинам здесь грозят неприятности. И прежде всего недокачанным. Случается, например (рис. 4), что шина - конечно, "неожиданно"! - разбортовывается, выпуская воздух, а то и сходя с обода. В последнем случае ее повреждения, иногда очень серьезные, просто неизбежны - это и порезы о кромку рельса, и пробои из-за защемления между рельсом и ободом. При выезде слабо накачанной шины одной стороной на рельс возникает дополнительная сила, еще больше прижимающая колесо к рельсу, как в уже приведенном примере с бордюром: колесо само стремится повернуть, особенно "посуху", при хорошем сцеплении. На скользком, мокром рельсе легко возникает проскальзывание - тут эффект слабее. Вывод прост. С выступающими рельсами обращайтесь на "вы". Разумеется, важно следить за давлением в шинах, особенно тому, кто использует низкопрофильную резину, строго говоря, не предназначенную для наших горе-дорог.кАвтолюбителейАК "КОРОЛЕВА" СТАЛА "ДИНГО""Редакционный "Москвич", похоже, донашивает второй уже кузов"- написал в октябрьском номере журнала Антон ЧУИКИН, да и сглазил. Кузов пришлось менять значительно раньше, чем полагал автор. Его печальный опыт, надеемся, поможет тем, кто оказался в подобной ситуации. ГАИ приехало (интересно, почему так укоренился средний род в отношении автоинспекции) минут через пятнадцать. Инспекторы составили схему ДТП - образец художественного мастерства: четыре прямоугольника и размерные линии. Теперь надо освобождать перекресток - супостат "пазик" подал назад, освободив "Москвич" из плена. В отличие от остальных собратьев по несчастью, я, невзирая на совет гаишника, пускать двигатель не рискнул - радиатор разбит, возможно, и бензин где-то подтекает. Милиционеры собрали со всех водителей объяснения, составили акт и попросили у меня один номерной знак: "почините машину - вернем". С чем и удалились, сообщив, что за справками об аварии можно приехать через неделю. Тем временем к ПАЗу подъехал главный механик автопредприятия - разбираться, что же случилось с тормозами. Неожиданно под его ногой они заработали! Нам он предложил отремонтировать "Москвич" у них на автобазе. Глядя на их автобус, я повременил с ответом - не очень-то верилось, что они способны сделать ремонт так как надо - и мы, обменявшись визитками (самый, как оказалось, мудрый шаг, сделанный мной в тот день), договорились вернуться к этому разговору позже. Только по визитке узнали мы, кто же нас обидел - государственное предприятие "Мострансгаз", управление по реконструкции газопроводов. Название намекало на небедность организации, а статус - на возможность взыскать с нее ущерб (с госпредприятия это всегда легче, чем с частника). На веревке дотащились до редакции и ... все-таки (на другой, конечно, машине) отправились вко ­ мандировку, по дороге всячески хуля газовиков. Кстати, в случае разбирательства дела в суде мы могли бы потребовать компенсации за моральный ущерб - сразу после аварии ехать за рулем еще 1000 километров страшновато, но надо позарез! Такое волнение стоит дорого. Но вот, наконец, и справка об ава-Спокойствие, только спокойствие!...Удар сзади был такой силы, что сидевшая рядом пассажирка, откидываясь, сломала спинку сиденья и мигом приняла горизонтальное положение - безопасное при следующем, теперь фронтальном ударе. Он оказался неминуемым - даже с заблокированными колесами "Москвич" налетел на стоящую впереди машину, та еще на одну... Ну все, приехали... Вот как это произошло. Без четверти девять мы стояли в хвосте среднего ряда на самом обычном перекрестке в ожидании "зеленого". И, о ужас, в зеркале заднего вида я вижу вдруг метнувшуюся справа сине-белую тень. Что это - понять не успел, лишь нажал на тормоз и собрался сказать: "Уф, пронесло". Увы... Автобус ПАЗ-3205, как бульдозер землю, собрал перед собой три машины. Наш "Москвич" был у него первым, затем "Волга", затем - "Самара". Причину назвал сам водитель ПАЗа - "тормоза провалились, виноват". Он ехал в правом ряду и, когда понял, что затормозить не удается, попытался уйти влево, на свободные встречные полосы. Не удалось. А яв полной мере осознал справедливость поговорки: "Не ты стукнешь, так тебя". Результат - на снимках. Добавлю к этому, что в это утро нам предстояло отправиться на машине в Тольятти в срочную командировку.Не стоит обольщаться тем, что сейчас многие мастерские успешно ремонтируют крупные порезы шин, хотя, действительно, подобная заплата может быть вполне надежна. Но по-настоящему ездить на такой шине вы все равно не сможете: даже после тщательно выполненной балансировки она трясет. Теперь это не более чем "запаска". На этой "радостной ноте" давайте и закончим беседу и пожелаем друг другу побольше везения, без которого появляться на наших дорогах просто нельзя.1 26 ЗА РУЛЕМ 12/96 рии получена - в ней указано, когда случилось ДТП, кто виноват, что повреждено. Внимание! Повреждения автомобиля должны быть указаны полно, например, как у нас: передние бампер, левая фара, крыло; капот, решетка радиатора, задние панель, пятая дверь, стекло, левый фонарь, боковина; возможны скрытые дефекты. Последнее очень важно, это едва ли не решающий аргумент при оценке ремонта. И еще одно: попадете, не дай Бог, конечно, в подобную ситуацию - узнайте точно ко ­ ординаты виновника, не рассчитывайте, что за вас это сделают инспекторы ГАИ. Они спишут с техталона "адрес стоянки", и только, а вам понадобится полное название и почтовый адрес обидчика. Зачем - узнаете ниже. И общий совет не нервничайте: во-первых, это вредно, во-вторых, можно что-нибудь упустить.Торг не уместен!Так получилось, что к оценке, или калькуляции, ремонта мы приступили нескоро. Само по себе это действие несложное, но выполнять его должны специалисты-эксперты. Лучших, чем на известной "москвичовской" ГСТО-1 на Волгоградском проспекте, не найти, решили мы, и отправились туда. При оценке может присутствовать кто-то со стороны виновника, которому заранее надо выслать телеграмму примерно такого содержания: "Прошу направить вашего представителя и водителя (такого-то), совершившего аварию, для определения стоимости аварийного автомобиля (марка, госномер). Осмотр состоится (время, место). В случае неявки акт будет составлен в ваше отсутствие. Владелец автомобиля и доверенное лицо (реквизиты)". Ваш обидчик может и не прийти, но дать ему знать о калькуляции вы обязаны, иначе ее результат будет недействителен. Представьте теперь, как вы шлете телеграммы по адресу, указанному в справке об аварии, - а там их даже некому получить, ведь это просто стоянка. В такое положение попал, кстати, водитель одной из разбитых ПАЗом машин. Дабы быть уверенным, что телеграмма нашла адресата, нужно уведомление о вручении. Мне такового почему-то не принесли (а ведь за не ­ го было уплачено), и я на все лады костерил из рук вон плохо работающую почту, ожидая представителя "Мострансгаза". Если бы он не пришел - оценку пришлось бы отложить. Но все обошлось, и вот мы с экспертом и механиком "противной стороны" тщательно, со всех сторон исследуем покореженный "Москвич". Теперь самое время рассказать о том, чего вы не видите на фото. Кузов, к сожалению, повело от удара: заклинило левую заднюю дверь, пол багажникавыгнулся и оторвался от лонжерона и, наконец, самое неприятное - за водительским сиденьем появился горб, то есть днище деформировалось и здесь. Мне казалось, что это однозначно говорит о необходимости замены кузова. Обидчик с этим не согласился - на его взгляд, повреждения небольшие и легко устраняются. Один из аргументов - "ну давайте не будем разорять водителя, он не виноват". С такой позицией нельзя соглашаться - ведь водителя разоряете не вы, а предприятие, на котором он работает. Ущерб должен был компенсировать "Мострансгаз", а его взаимоотношения с водителем - не наше дело. По поводу замены кузова ни мы, ни эксперт спорить с представителем автобазы не стали - не хочет платить за новый кузов, пусть платит за восстановление старого. Рискну дать со ­ вет читателям: не спорьте с экспертом, он все равно знает лучше вас. Не старайтесь выглядеть подавленным, печальным у своего разбитого автомобиля: ваши страдания не станут одним из факторов, определяющих сумму ущерба. А после калькуляции предоставьте дело юристу - пусть с судом и обидчиком (теперь уже - ответчиком) общается сведущий человек. Итак, калькуляция готова. По ней виновник аварии должен нам примерно 11 миллионов. Не спорил бы, согласился бы на замену кузова - заплатил бы миллиона на два(!) меньше ремонт нынче дорог. Тем более такой, как сложная правка кузова.Хочу новое "платье"!А мы подумали и решили кузов все-таки поменять. Прежний (цвета "снежная королева") пережил уже не одну московскую зиму, кое-где начал ржаветь, да и вообще, "Москвич" в редакции остался последний и должен держать марку. Жить ему еще долго (тьфу-тьфу), и новый кузов будет очень кстати. Напомню, что редакционный автомобиль ведет родословную с киевского авторемонтного завода, где собирали "спортивные модификации". Их главное отличие - почти го ­ лый салон. Наш "Москвич", конечно, со временем обзавелся и обивкой потолка, и задним сиденьем, и кое-какой шумоизоляцией - но все это было, мягко говоря, поношенное и разношерстное: многих деталей интерьера достать так и не удалось. Так что, поразмыслив, решили брать кузов в сборе, с салоном, стеклами и т.п. Но вот проблема - где его найти? АЗЛК больше полугода стоит, и кузова стали дефицитом. На крайний случай нашли "в металле", то есть "голый" и окрашенный - за 11,5 миллиона. И вдруг подвернулся собранный! То ли завод когда-то расплатился им по бартеру, то ли еще что - а только фирмапросила за него 15,2 миллиона "безналом". Говорят, есть и дешевле, но мы не стали больше испытывать судьбу и взяли этот - благородного цвета "динго". В случае продажи старого кузова и возмещения ущерба такой поворот дела представлялся даже выгодным. Кстати, о продаже. Тот, кто возмещает ущерб, имеет право на детали, не подлежащие восстановлению. Например, у нас в калькуляции написано "капот - замена", значит, его может потребовать ответчик. Зачем его дело, но выкидывать покореженные детали мы не торопимся. Как ни стыдно в этом признаваться, но кузов мы меняли не сами. Одна из причин - чисто экономическая: в ы ­ годнее оказалось выполнить работу на стороне. Несколько дней и 1,2 миллиона - в Москве заманчивые условия. Предстояло переставить силовой аг ­ регат, трансмиссию, подвеску. На новом кузове установлен главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель, некоторые тормозные трубки, сигнальное устройство, кое-какая ме ­ лочевка - тросики (не все), катушка зажигания и прочее. В общем, замена кузова, даже в сборе, - работа не ма ­ ленькая. Естественно, некоторые де ­ тали потребовались новые, например радиатор. На глаза попалась заметка в нашей газете "Москва за рулем" о японском двухрядном радиаторе, разработанном для "москвичей" с кондиционером. У нас климатической установки нет, зато есть мощный и "горячий" двухлитровый мотор, нуждающийся в интенсивном охлаждении. Это обошлось в 650 тысяч рублей. Из непредвиденных затрат - 130 тысяч за разбитую при перевозке но ­ вого кузова фару (как назло, левую, которая пострадала и на старом). В общем, на все ушло 2,5 миллиона. Теперь в салоне редакционного "Москвича" вновь витает аромат новой машины, столь сладостный для всех автомобилистов. А как поведет себя возрожденный "Москвич" - вы узнаете из наших дальнейших публикаций.З РЛМ1 / 6 127 АУЕ 29