106
ВАЗ-21093"Девяносто третья" живет в редакции уже более полутора лет. Пробег перевалил за 43 тысячи километров, и последние десять обернулись рядом неприятностей... Однажды по дороге на работу я обнаружил тонкое, "змеиное" шипение где-то в зоне педалей. Сообразив, что появление здесь пресмыкающегося маловероятно, через несколько секунд сделал грустный вывод: что-то произошло с вакуумным усилителем тормозов. Симптомы дефекта? Вот они: если педаль не нажата, вы слышите, как подсасывается в усилитель воздух. Чуть притронулись ногой звук меняется... Начали легонько тормозить - шипение прекращается. Собственно процесс торможения как будто ничем от "нормы" не отличается, за исключением завершающего этапа: освобожденная педаль тормоза почему-то возвращается в исходное положение замедленно, словно зависая в немного приторможенном состоянии. Вот этот-то "пустячок" больше всего и беспокоил, так как сама природа дефекта - едва вспомнилось устройство усилителя - стала ясна и опасной не представлялась. Дело в том, что наблюдение за процессом растормаживания машины показало: из-за такого "зависания" каждое торможение автомобиля оказывалось слегка затянутым. Представьте это - и вы поймете, какие неудобства возникают. О повышенном износе тормозов,Поврежденный защитный чехол вакуумного усилителя - причина подсасывания воздуха.шин или увеличенном расходе бензина уже и не говорим! Итак, что же случилось? Если хотите, можете взглянуть на чертеж усилителя, имеющийся в любой книге, и вы поймете, что такая неполадка возможна лишь в одном случае - если в атмосферную полость воздух подсасывается, минуя законный путь через фильтр. Например, если в корпусе появилась дырка. В этом случае, пока вы не тормозите, атмосферная полость сообщается с вакуумной (клапан открыт) - и вы слышите звук засасываемого воздуха. (Кстати, обедняющего топливно-воздушную смесь во впускной трубе за карбюратором, что само по себе уже не здорово. Правда, в нашем случае этот эффект был не сильно выражен и на работе мотора практически не сказывался.) ...Когда вы тормозите, закрывшийся клапан разобщает полости усилителя, в атмосферную начинает поступать воздух через фильтр, обычным путем - и шипение прекращается. Ясно, что на самом торможении такой "подсос" не сказывается. Но что происходит при растормаживании? Теперь, открывшись, клапан вновь сообщает вакуумную и атмосферную полости, одновременно прекращая поступление воздуха через фильтр - в исправном усилителе очень быстро разрежение в обеих полостях становится одинаковым, и педаль легко возвращается в исходное положение. Когда же в атмосферную полость проникает "левый" воздух, давление в ней несколько выше, чем в вакуумной. Результат - замедленное возвращение механизма усилителя к исходному поДеформированные пластины диафрагменной пружины.ложению, зависание педали тормоза. Что поделаешь? Пришлось на 37-й тысяче километров пробега "девятки" покупать новый вакуумный усилитель для замены дефектного. А вот и он на снимке. Как видите, мы не ошиблись в диагнозе: резиновая "гармошка" почему-то порвалась в том месте, где она выходит из-под металлического корпуса. Здесь и подсасывался воздух. Можно было бы на этом и поставить точку, уподобившись Карлсону: "Дело-то житейское!" Но не хочется. Худобедно, а за новый "вакуумник" пришлось заплатить 220 тысяч из кассы издательства - как при этом не вспомнить о том, что когда-то у автора имелся ВАЗ-2105, прошедший полмиллиона километров и сейчас принадлежащий уже другому владельцу - а "вакуумник" все еще исправен! Согласитесь, тут есть из-за чего грустить... Впрочем, последние тысячи километров, о которых мы ведем речь, заставили издательство еще раз раскошелиться покрупному. Если читатель помнит, прошлой зимой на "девятке" мы заменили муфту сцепления. Новая оказалась немного шумноватой. Сейчас уже можно подвести итог: этот шум отнюдь не исчез, никакой "приработки", на которую уповали отдельные наши специалисты, не случилось. С течением времени шум прогрессировал, да и муфта как-то работала неважно (особенно заметно это было водителям, не привыкшим к этой машине). Пришлось агрегат разобрать (об этом - самостоятельный материал в данном номере журнала). И выяснилось: выжимной подшипник сильно изношен, отЦентральная втулка ведомого диска, провернувшаяся из-за износа шлицев, - на снимке виден цилиндрический поясок с остатками шлицев по краю. (Рядом следы работы отрезного круга, с помощью которого узел разобран.)1 06 ЗА РУЛЕМ 12/96