131
pЕССОРЫ, ПРУЖИНЫ, ТОРСИОНЫ...втолюбителеиНеобходимость увеличения комфорта в автомобилях и быстро растущие скорости уже в 10-х годах заставили конструкторов задуматься над тем, что подвеска - дело серьезное и примитивными решениями здесь не обойтись. В 1912 году на автомобиле "Сизер" установили простую независимую переднюю подвеску. Нормальная двутавровая ось была жестко прикреплена к раме, а удлиненные шкворни перемещались в кулаках в осевом направлении. Сам шкворень нижней частью жестко соединялся со ступицей колеса, а верхней - упирался в конецЭти детали мы привычно называем элементами подвески автомобиля и совершенно не задумываемся о том, что кузов его вовсе не "подвешен" к колесам, как у карет. Предлагаем вниманию читателей краткий экскурс Сергея КАНУННИКОВА в историю автомобильных подвесок. гами. Ясно, что такая подвеска не могла обеспечить хорошую управляемость. Однако конструкция прижилась, и после определенного усовершенствования появилась на автомобилях "Мерседес". На заднемоторном "Мерседесе130Н" вместо рессор применили цилиндрические пружины, которые помещались между "чулком" полуоси и специальным, вынесенным вверх кронштейном рамы. В конструкцию входили рычаги, прикрепленные одним концом к "чулку" полуоси около колеса, а другим - к пальцам, установленным у картера главной передачи. биль "ДБ" не был построен, однако резиновые упругие элементы четверть века спустя все же нашли применение на знаменитом "Остине-Мини". В начале 30-х годов Ф. Порше запатентовал торсионную, или, как ее называли в то время, стержневую подвеску. Стержень-торсион, работавший на скручивание, применялся на ЗАЗ-968М. Подвеска, сочетающая качающиеся рычаги и торсионы, стояла на дорогом автомобиле "Лагонда"(рис. 3). К нижнему вильчатому рычагу присоединялся торсион, другой конец егоРис. 1. Передняя подвеска автомобиля "Морган"поперечной листовой рессоры, средняя часть которой также была соединена с рамой. Отметим, что на "Сизер" отсутствовали передние тормоза. . Простая и надежная подвеска с вертикальным перемещением колеса, причем снабженного тормозом, применялась с 1921 года на "Лянча-Лямбда". Этот автомобиль вошел в историю как первый крупносерийный с независимой подвеской. Основным элементом конструкции был стакан, закрепленный сверху и снизу в двойной трубчатой поперечине, представлявшей собой одно целое с рамой. Внутри стакана находилась втулка, которая соединялась с цапфой колеса и упиралась в нижнюю часть цилиндрической пружины. Еще одна пружина ограничивала ход колеса вниз. Внутри втулки была сделана камера с маслом - своеобразный гидроамортизатор. Похожая конструкция применялась на английских "морганах" (рис.1). В 20-х годах получили распространение подвески с качанием колеса в поперечной плоскости. Например, на "Гудзоне" стояли обычные полуэллиптические рессоры. Средняя часть оси была вырезана, а оставшиеся связаны двумя шарнирно закрепленными рыча-Рис. 2. Задняя подвеска "Дорожной блохи".На "мерседесах-290" и -500 классической компоновки в задней независимой подвеске были уже по две пружины с каждой стороны. Между парами пружин проходили "чулки", и к ним прикреплялись короткие рычаги, между которыми стояла горизонтальная пружина, предохраняющая колесо от резкого хода вниз при движении по неровностям. Интересна была подвеска спроектированного под руководством Г. Зимелева в 30-х годах (в автомобильной лаборатории Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта) автомобиля "ДБ" - "Дорожная блоха" (рис. 2). Основным пружинящим элементом в ней служили резиновые шайбы с привулканизованными стальными кольцами. Внутреннее кольцо соединялось с фасонной втулкой на трубчатом стальном рычаге. На другом конце его была смонтирована ступица колеса. АвтомоРис. 3. Передняя подвеска "Лагонды".крепился к раме. Там же, у рамы, находилась регулировочная траверса с правой и левой резьбой для предварительного закручивания торсиона. Интересно, что на "Лагонде", как и на некоторых других автомобилях такого класса, у каждого колеса был смонтирован гидравлический домкрат, и при необходимости можно было поднять любое колесо - или все четыре одновременно - без дополнительных приспособлений.