124
125
Лвтолюбителейис ха ^ is* "ГАПОГИ ^ СТОПЧЕШЬ!.."Опытный автомобилист, возможно, скажет: нашли о чем писать! Давно известно, когда и чем мы "убиваем" шины. Однако... понаблюдайте за коллегами по "транспортному цеху" не покажется ли вам, что многие из них словно торопятся избавиться от надоевших колес, чтобы раскошелиться на новые? К тому же в России еще немало мест, где до изобилия запчастей далеко. Не потому ли (вопреки некоторым удобным теориям) колеса традиционно воруют? Недавно пострадала одна из редакционных машин - заметьте, в Москве, с ее насыщенностью подобным товаром! Итак, если вам это интересно, поговорим о шинах. Наш читатель не из тех, кто меняет один автомобиль на другой, едва пепельница заполнится окурками. Каждый стремится так или иначе продлить жизнь своей машины - это касается, в частности, колес и шин, затраты на приобретение которых ощутимо бьют по карману. Но иногда неумелыми действиями мы усугубляем эти потери. Рассказывает Эдуард КОНОП.Начинающий автолюбитель, конечно, считает первым врагом шины здоровенный гвоздь, вспоминая, как ловко вчера объехал упавшую с грузовика старую доску. Не стану спорить - сделал правильно. Но все же враг номер один всякой шины - "гомо сапиенс" за рулем, когда он забывает о том, что разумен. Однажды мы провели эксперимент: при испытании автомобиля, достигнув скорости километров в полтораста, тест-пилот вдавил педаль тормоза в пол до полной блокировки колес. Хотите верьте, хотите нет - на шинах появились проплешины глубиной в несколько миллиметров - дефект уже неустранимый, и машину стало ощутимо трясти. Обратите на это внимание, господа "гонщики"! Но и вполне скромный, разумный дачник запросто лишается шин на наших дорогах, наезжая не только на гвозди. Однажды автор имел "счастье" проколоть шину алюминиевой вилкой! А стоит ли упоминать такие серьезные предметы, как обрезки арматуры, железнодорожные костыли, строительные скобы? Одним словом, если вам случится (по делу или просто в поисках приключений) оказаться на заброшенной дороге, а значит среди привычных россиянину куч мусора, то прежде, чем пытаться развернуть автомобиль, не поленитесь выйти из машины и осмотреть место, на котором предстоит маневрировать. Тут вас могут подстерегать разнообразные, но одинаково неприятные сюрпризы. Ночью очень полезным подспорьем здесь окажется электрический фонарик. Максимальная же124 ЗА РУЛЕМ 12/96осторожность требуется зимой, ибо никому не дано угадать, что именно спрятано под снегом - и только вам решать, разгрести снег или положиться на "авось". Иной раз шину способен проткнуть просто шип какого-нибудь южного растения: если под крымскими звездами вы ищете убежище для машины в лесополосе - будьте начеку! Некоторые колючки не уступают по прочности гвоздям и поражают своими размерами. Еще один совет: старайтесь объезжать за версту каждый механический завод, каждую базу бывшего "Вторчермета", ибо окрестности непременно посыпаны металлической стружкой. Красивая витая штучка может обрадовать ребенка, но зато какие "пятаки" она способна вырезать в шине! Доподлинно известно: есть на великой территории нашей страны белые пятна, где "не ступала нога человека". Но нету мест, где не валялась бы битая стеклотара! А уж на дорогах... Кстати, стекло для шины часто пострашней гвоздя, особенно в "мокрую" погоду, когда какое-нибудь "донышко" входит в резину, как в масло: силы мокрого трения невелики. Так что россыпи "хрусталя" тоже лучше объезжать. Мелкие камешки, гравий все жеРис. 1. Защемление боковины при низком давлении в шине во время движения вдоль рельса.менее опасны, поскольку уступают стеклу в остроте кромок. Но и они враги шины. Дедовский совет: после каждой поездки по сомнительным дорогам (будто есть у нас другие!) осматривайте шины и удаляйте из них застрявшие гвозди, камешки, стеклышки. Очень часто шина прокалывается не сразу, а постепенно, по мере углубления в нее гвоздя. Главное же - внимательность, старайтесь все это "добро" замечать еще на дороге и объезжать. Многие "гнилые" теории возникли еще в эпоху "руссо-балтов". Но одну из них назвать так я бы не решился - это насчет гвоздя, подбрасываемого передним колесом и торчком попадающего под заднее. Ведь это факт, что чаще всего от подобных проколов страдают именно задние колеса! Конечно, если вы ездите по свалкам, где валяются доски с торчащими гвоздями, вероятность повреждения для всех колес примерно одинакова, но гвоздь, лежащий на шоссе, прокалывает переднее колесо чрезвычайно редко. Вспомните собственный опыт: часто ли вам приходилось именно из-за проколов менять передние колеса? А задние?.. Кстати, брызговики за передними колесами могут в корне пресечь "агрессивные намерения" гвоздя. Эта штука не менее полезна, чем многие другие. В первую очередь для вас. В наши дни у большинства шин легковых автомобилей - металлокордный брекер (силовое кольцо под протектором, поддерживающее форму шины). Конечно, всякая конструкция имеет свои плюсы и минусы. Один из минусов металлокордной это ее склонность... к "самоубийству" в камерном варианте. Правда, когда брекер начинает разрушаться (признаки этого - вылезающие из боковин проволочки), покрышке так или иначе конец. Но даже на кривой иногда удается дотянуть до дома, проехать тысячу-другую километров, если... проволочка, вылезшая внутрь, не прокалывает камеру. Рис. 2. Характер удара при наезде на каменьБорьба с такой проволочкой - дело заведомо проигранное: как ее ни обламывай, она продолжает вылезать. Иногда, но не часто, ее удается вытащить полностью - тут, считайте, вам повезло. Но ненадолго. В этом отношении бескамерные шины, безусловно, лучше. Да и при проколе гвоздем они теряют воздух не так быстро. Во многих случаях ускоренное разрушение брекера металлокордных шин происходит из-за коррозии проволочек, когда через повреждение протектора к ним получают доступ вода, соль, грязь. Любое повреждение следует тотчас загерметизировать. Но покажите мне того, кто это делает...загремит по дороге - это худший вариант развития событий. Даже довольно опытному автомобилисту зачастую трудно обнаружить прокол заднего колеса, особенно на переднеприводной машине. Да, нынче уже появились системы, оповещающие водителя о проколе. Но разве вам с вашим "сорок первым" от этого легче? Остается и здесь дать все тот же совет: не отвлекайтесь на ходу, внимательно "слушайте" машину. Иногда помогает. Некоторые возлагают надежды на чудо-препараты, предлагаемые для езды с комфортом по гвоздям и иным острым предметам. Но пока, судя по отзывам многих читателей, настоящей "панацеи" никем не придумано, к тому же использование некоторых снадобий дает побочные эффекты, скажем, в виде дисбаланса колеса. Посему, купив очередное чудо, не забудьте кинуть в багажник и обычную монтажную лопатку - вдруг пригодится? Кстати, возить в багажнике этот предмет, не умея им пользоваться, несолидно! А купив или изготовив удлиненную монтировку, не вредно помнить, что шина с разорванным бортовым кольцом в лучшем случае годится для устройства цветочной клумбы.Рис. 4. Рельс может разбортовать шину с низким давлением.ЗКак известно, главный двигатель прогресса - лень. Неохота идти пешком - сел на лошадь, изобрел колесо. Вдобавок к колесу изобрел компрессор - включи и подкачай, если надо. Но многим трудно заставить себя не то что колесо подкачать, а и манометр достать... Предпочитают ехать на недокачанных шинах, хотя общеизвестно, что это ухудшает динамические показатели машины, нарушает ее устойчивость, управляемость, увеличивает расход топлива. Наконец, сами шины в этом случае быстрее изнашиваются: протектор истирается, каркас корда внутри (незаметно для глаз) ветшает. А бывает - и очень заметно. Вообразите "предельный" случай: проколото заднее колесо, а вы, не замечая этого, едете, пока какой-нибудь сердобольный коллега энергичной жестикуляцией не заставит вас съехать на обочину. Тут уж, остановившись, вполне можно увидеть дымящееся колесо с характерными "грыжами" на боковинах. Это каркас уже начал расслаиваться изза сильного нагрева. Такой шине один путь - на свалку. Невнимательный водитель будет ехать на спустившем колесе до тех пор, пока обод с остатками шины неапомните правило: никогда не наезжать даже на кажущиеся вполне безобидными предметы на дороге. Хотя случайная банка из-под пива вряд ли заряжена тринитротолуолом, лучше миновать ее, чтобы закрепить привычку. Сколько раз лихачи расплачивались за это, наехав на безобидный клок сена, под которым прятался здоровенный валун - излюбленная шутка многих деревенских ребят. И совсем уж непростительно наезжать на открыто лежащие на дороге предметы - кирпичи, камни, бревна. В первую очередь страдают, конечно, шины, особенно слабо накачанные, ибо с ними часто происходит то, что показано на рис. 1. На мгновение "ра-зинув варежку" и наехав на край выступающего люка или трамвайного рельса, вы можете защемить боковину шины между ним и ободом колеса кроме погнутого обода за это часто расплачиваются пробоем боковины покрышки. Возможен и вариант, показанный на рис. 2: шина смята в сторону и удар приходится в ее борт. Результат не лучше. В постперестроечное время достается жителям крупных городов: ктото здорово усовершенствовал технологию ремонта улиц, прежде всего в смысле масштабов! Сначала километры дороги превращают в полосу препятствий, опасных и для танка, а затем дают им "проветриться" неделю, другую, третью. И лишь потом подвозят свежий асфальт. Мэры, очевидно, по этим "трассам" не ездят, а автомобилисты - народ тренированный, привычный. Но сколько тут колес остается... Особая статья - это парковка машины вплотную к бордюру, часто старому, выщербленному и "зубастому". Вот недавно на знакомой улице напротив вывески "Автомагазин" кто-то демонстративно бросил роскошное колесо, кажется от БМВ, с явными следами неумелого "причаливания": выломан кусок литого обода, шина разорвана. Кстати, такое может случиться ис хорошо накачанной шиной, а уж с недокачанной - сам Бог велел... В момент касания бордюра очень важно крепко держать руль, так как колесо, начав подниматься по скошенной стенке, стремится еще довернуться к ней (рис. 3). Процесс, если его пустить "на самотек", идет по нарастающей - тут недолго не только колесо повредить, но и упустить машину.ТРис. 3. Самопроизвольное выкатывание колеса на бордюр.рамвайное или железнодорожное хозяйство немыслимо без рельсов, стрелок, всевозможных железяк, костылей. И все это тоже изнашивается, особенно сами рельсы. Сосед по стоянке однажды продемонстрировал мне колесо, обточенное как на токарном станке. Это он ночью под дождем забуксовалЗА РУЛЕМ 12/96 125