80
81
82
83
Спорт§Принято считать, что цирк любят все. Однако, признайтесь, по мере того как мы выходим из детства, запах сырых опилок и конского навоза нравится многим все меньше и меньше. Начинают надоедать огромные клоунские башмаки и слезы в три ручья из пульверизатора. А полуголые женщины, стегающие хлыстом грациозных диких кошек, и людоедские фокусы с распиливанием живых людей вызывают раздражение. Может быть, поэтому слова "цирк" и "балаган" в применении к какому-то серьезному делу давно стали едва ли не ругательными. За одним исключением. В последнее десятилетие "Большим цирком" все чаще величают чемпионат мира формулы 1. При этом как будто без всякой тени насмешки.И все же как можно называть конструирование, изготовление, испытания и, наконец, гонки на самых совершенных и сложных в мире автомобилях цирком, пусть даже и большим? I Скорее можно говорить о самых современных | достижениях науки в области материаловедения, электроники, химии, аэродинамики. И сравнить формулу 1с большой лабораторией, где обкатываются на передвижных стендах космические технологии ближайшего будущего. Тем не менее именно в последнее десятилетие роль собственно автомобильной техники в автогонках стремятся свести к минимуму. И тридцать, и двадцать лет назад на страницах I многих изданий шли широкие дискуссии о преимуществах и недостатках той или иной | конструкции. Инженеры команд открыто делились своими соображениями, а любители автогонок могли найти подробнейшие характеристики и самые точные чертежи милой их сердцу гоночной техники. Нынче все изменилось. Машины формулы 1 похожи, как близнецы, которых можно отличить лишь по разным платьям их спонсоров. Практически одинаковыми стали подвески, двигатели, коробки передач, не говоря уже об общей компоновке машин. Мало того, необъясни-1 мая и таинственная завеса секретности окутала чемпионат мира. Технические характеристики зияют вопиющими пробелами, от публики скрывают важнейшие параметры машин. Дело доходит до абсурда, когда на вопрос о мощности двигателя специалисты, скажем, "Рено" отвечают, что она, мол, "достаточна" - в лучшем сти| ле рекламы "роллс-ройсов" пятидесятых годов. Самыми же таинственными людьми форI мулы 1 стали конструкторы команд. С ними I практически невозможно побеседовать, в чем я неоднократно убеждался лично. "Простите, мистер Оутли сейчас страшно занят, а вечером улетает в Англию", - говорили мне в боксахкими загадочными словами представил публике новую модель технический директор "Джордана" Гэри Андерсон. Но свято место пусто не бывает. И страницы журналов вместо технических обзоров заняли подробнейшие отчеты о личной жизни и взаимоотношениях пилотов формулы 1и их хозяев. Вместо скучных килограммов и миллиметров почтеннейшей публике предоставилась возможность узнать о новом романе ветреника Жана Алези и трогательной любви между супругами Хилл, протекающей у всех на виду. Вовсех подробностях можно ознакомиться с интерьером нового дома Михаэля Шумахера и | полюбоваться, как катается на дельфинах сэр | Найджел Мэнселл. Возможно, виновата в этом возросшая популярность формулы 1. Чемпионат мира превратился в многомиллиардный бизнес, и те, I кто стоит во главе этого дела, вполне резонно рассудили, что из сотен миллионов телезрителей лишь очень немногим будут интересны де-1 тали устройства клапанного механизма двигателя "Пежо" и различия в конструкции задней | подвески "Бенеттона" и "Тиррела". Вместо этих скучных материй не лучше ли рассказать о том, как ненавидят друг друга Шумахер и Хилл? Или как помогают друг другу Бергер и Алези. Словом, классическое изречение Джеки Стюарта, трехкратного чемпиона мира формулы 1 конца 60-х - начала 70-х годов, о том, что успех в автогонках на 80 процентов определяется техникой и лишь на двадцать зависит от пилота, ныне позабыто. Впрочем, есть на то и объективные причины. "Новые технические ограничения, вступившие в силу с 1995 года, сказал еще в прошлом году технический директор "Вильямса" Патрик Хед, - привели к тому, что добиться решающего преимущества в Ф1 можно лишь за счет лучшего гонщика. Чем умнее пилот, чем лучше он может объяснить инженерам состояние автомобиля на трассе, тем быстрее вы поймете, что нужно предпринять для победы. Такая ситуация делает пилотов главным фактором уравнения, которое называется формулой 1". Сезон-96 как будто доказал правоту Хеда. Изменения, происшедшие зимой в составах команд, позволили наглядно сравнить мастерство пилотов и сделать несколько неожиданные выводы. Алези и Бергер покинули "Феррари" и перешли в "Бенеттон". И тут же с удивлением обнаружили, что машина, которая принесла Шумахеру два чемпионских титула в 1994 и 1995 годах, вовсе не так хороша, как считалось. "Очень нервный автомобиль, - крутил головой Герхард Бергер, вдребезги разбив два "Бенеттона" еще на предсезонных испытаниях. - Он не прощает ни малейшей ошибки, не то что "Феррари". И в ходе сезона ни австрийцу, ни французу ни разу не удалось достичь тех результатов, которые показывал годом раньше чемпион мира. Причем совершенно неожиданно подводила Герхарда чаще всего надежность "Бенеттона", на протяжении двух сезонов считавшаяся едва ли не главным козырем этой команды. А Жан Алези лишь во второй половине чемпионата сумел приспособить свой резкий, бескомпромиссный стиль к нервному характеру машины. Однако притирка стоила французу нескольких аварий. В результате же обоих пилотов "Бенеттона" обошел в итоговой таблице чемпионата Шумахер. Перейдя в итальянскую команду за баснословные деньги - 48 миллионов долларов на два года (крупнейший контракт в истории автогонок!), Михаэль сразу же предупредил, что сезон-96 станет для него, скорее, испытательным. "Рано рассуждать о шансах на чемпионский титул, в наступающем сезоне я буду рад победе-другой', - не уставал повторять он всю осень и зиму. В результате Михаэль одержал три победы (столько же Гран-при общими усилиями выиграли Бергер и Алези за рулем "Феррари" за три последних сезона), завоевал "бронзу" по итогам чемпионата и вывел "Скудерию" на второе место в Кубке конструкторов. И если бы не четыре досадные поломки "Феррари" под номером 1в середине чемпионата - в Канаде, Франции, Англии и Венгрии, - кто знает, как выглядела бы призовая тройка первенства мира.Мастерство Михаэля Шумахера было еще заметнее на фоне выступлений его товарища по команде Эдди Эрвина. Североирландец, давно заработавший себе репутацию пилота неуступчивого, агрессивного и быстрого, так ни разу и не сумел подняться выше третьей ступеньки пьедестала. Чем еще раз подтвердил слова Хеда: "Чем умнее пилот..." Очень наглядно проявилась разница в искусстве пилотирования и между коллегами по команде из "Мак-Ларена", "Заубера", "Лижье", "Эрроуза". Мика Хаккинен, попавший на последнем этапе сезона-95 в страшную аварию, изумил всех не только тем, что сумел оправиться от нее так быстро, но и тем, что совершенно изменил свой стиль управления. От безрассудной смелости финна не осталось и следа, теперь он поражает надежностью и осторожностью ив то же время в любой момент может показать молниеносную реакцию и огромные скоростные возможности. В отличие от финна, его товарищ по "Мак-Ларену" Дейвид Култард ничем не блеснул, хотя от победителя Гран-при Португалии-95 многого ждали. Тем более что по сравнению с прошлым, совершенно провальным сезоном "Мак-Ларен" побежал заметно резвее, развив в Хоккенхаиме самую высокую за последние годы в формуле 1 скорость - 345 км/ч. Но два реальных шанса на победу пилоты английской команды упустили. В Бельгии карты им спутал выехавший на трассу после аварии "автомобиль безопасности". А в Монако после сходов всех лидеров Култард так и не сумел опередить "Лижье" Оливье Пани. Успех француза стал первой победой этой команды за последние 14 лет. Однако заметного обострения в борьбу за Кубок конструкторов он не внес, так и оставшись случайностью. По-прежнему "конюшни" формулы 1 четко делятся на аутсайдеров - "Минарди" и "Форти", которым не до жиру, лишь бы квалификацию пройти, и отстающих - "Эрроуз" и "Тиррел", с громадным трудом наскребающих очки. На середнячков - "Джордан", "Лижье", "Заубер", изо всех сил пытающихся не отстать от лидеров, и грандов - "Бенеттон", "Феррари", "Мак-Ларен". А венчает эту пирамиду "Вильяме". "Конюшня железного Фрэнка", как называют владельца этой английской команды, набрала в два с половиной раза больше очков, нежели ее ближайший преследователь в Кубке конструкторов. А значит, если еще раз вспомнить слова технического директора этой самой команды, именно здесь собрались лучшие пилоты чемпионата.Впрочем, как раз такое утверждение можно назвать по меньшей мере спорным, ибо в составе "Вильямса" в сезоне-9б выступал дебютант формулы 1, канадец Жак Вильнев. Несмотря на бесспорный талант сына вице-чемпиона мира Ф1 1979 года Жиля Вильнева, несмотря на предыдущие победы в "Инди-500" и чемпионате "индикаров" 1995 года, недостаток опыта не мог не сказаться на его выступлении в первенстве мира. Лишь во второй половине сезона и преимущественно на тех трассах, которые он знал, 2 5-летний канадец выглядел достойным претендентом на чемпионскую корону. А получил ее в конце концов Деймон Хилл. 36-летний англичанин - едва ли не самая противоречивая фигура в нынешней формуле 1. Он уже четыре сезона в числе главных фаворитов ] чемпионата, выиграл за это время 21 Гран-при, двадцать раз стартовал с первого места, дважды j становился вице-чемпионом мира, наконец, за| воевал половину из 1б больших призов нынеш-1 | него сезона. Однако его водительские способ| ности все это время не устают обсуждать журна| листы, соперники, просто болельщики. Деймон [ крайне неустойчив психологически, чувствует I себя неуверенно и часто ошибается в условиях! ! жесткой борьбы и проявляет все свои лучшие : качества, лишь когда лидирует, не испытывая JI жесткого прессинга со стороны соперников. Как видите, не слишком хорошая иллюст| рация к словам Патрика Хеда, не так ли? Одна-1 I ко именно "вильямсы" выиграли 12 из 1б эта- ] | пов первенства мира. Не может же это быть | I случайностью. Конечно, нет. И подтвердил это еще зимой I сам Хилл. "FW18 - лучшая машина, на которой'I>мЖ Y\vWP§t 'gjf Итальянские тиффози на трассе "Монца".УЖ-J. >' "«&,., / мне приходилось выступать, - сказал англичасчет этого "вильямсы" выглядели на голову выи не были сплошными, все же поражали ненин перед стартом сезона. - Я уверен, что это ше своих соперников на "медленных" трассах, обычной шириной. Как видим, техническая сторона "королеименно то оружие, которое позволит мне натаких, как "Хунгароринг", "Эшторил" или уливы автоспорта" хотя и привлекает теперь гоцы Монте-Карло. конец выиграть чемпионат". Именно аэродинамика и конструкция раздо меньше внимание публики, остается ниНо чем же отличался "Вильяме" от автомобилей соперников? Ведь двигатель "PeHO-RS8", подвески стали главными в борьбе инженеров чуть не менее важной, нежели десять и двадкак и год назад, был идентичен силовому агреформулы 1 за последние два года. Автомобили цать лет назад. А в будущем сезоне битва умов в гату "Бенеттона". Сила этого мотора - в максиих напоминают боевые космические корабли формуле 1 обещает стать еще более напряженмальном числе оборотов (до 17 тысяч об/мин!) из голливудских фильмов о звездных войнах, ной. Ведь после почти десятилетия монополии и, главное, в высоком крутящем моменте, особуквально ощетинившись многочисленными американского шинного гиганта "Гудьир" на бенно на средних оборотах. Последнее позводефлекторами, закрылками, антикрыльями и трассы чемпионата мира выходит японский ляло пилотам "Вильямса" и "Бенеттона" полуантикрылышками. Формы носового обтекатеконцерн "Бриджстоун". Кроме того, широко чать преимущество на более "медленных", изля и днища стали объектом пристального вниобсуждаются планы создания моторостроитевилистых трассах, которых в формуле 1 станомания и тщательным образом высчитываются лями специальных двигателей повышенной вится все больше. В то же время на "быстрых" на компьютерах после тщательной же продувмощности для квалификационных заездов. : автодромах с длинными прямыми и скорост- ки в аэродинамической трубе. А ведь чем изоОднако И сторонников "человеческого I ными поворотами гонщики "Мак-Ларена", щреннее это оборудование, тем тоньше должфактора" в формуле 1 ждут в будущем не менее "Феррари" и даже "Джордана" могли использона быть его настройка под конкретную трассу, интересные события. Как-то покажет себя чемвать большую максимальную мощность своих , тем чувствительнее становится автомобиль к пион мира Деймон Хилл в команде "Эрроуз", за i двигателей. В то же время экономия массы в изменениям дорожного покрытия. 18 сезонов не выигравшей ни одного Гран-" конструкции моторов решающей роли не сыгТо же относится ик подвеске. В традици-; при? И насколько поможет ему в этом техника ц рала - "Рено" был на 12 кг тяжелее "Феррари" и ; онной конструкции - поперечные треугольные : : японских фирм "Ямаха" и "Бриджстоун"? Не тем не менее оказался куда более эффектив- i рычаги неравной длины, стабилизаторы попе- менее любопытно, как поведет себя в чемпион. ным. Не говоря уже о сенсационно легкой (105 | речной устойчивости, горизонтально располо- ской команде "Вильяме" Хайнц-Харальд против 132 кг у "Рено") "Ямахе", которая вооб- i ! женные пружины и амортизаторы - появились Френтцен, которого давно называли самым та[ ще себя никак не проявила. | в последнее время некоторые изменения. Во- лантливым немецким пилотом. Ведь сам "же- j Но если не в двигателе, то в чем же разли- первых, в качестве материала стали применять лезный Фрэнк" заявил, что он сменил Хилла на ' | чие? Несмотря на секретность, которой окру- композиты, позволяющие увеличить жесткость Френтцена исключительно для того, чтобы ив | жена нынче конструкция машин Ф1, все же, , системы при экономии веса. Во-вторых, на 1997 году побеждать "Феррари" и Шумахера, j можно предположить, что главное преимуще- | 'Тирреле", "Бенеттоне", а потом и "Мак-Ларене", которые, по мнению Вильямса, станут главны! ! ство "вильямсов" - в лучшей управляемости. А' "Вильямсе", "Лижье" появился третий амортиза. ми претендентами на чемпионский титул. ! за это качество гоночного автомобиля Ф1 "от- тор, вступающий в действие лишь при опредеТак что же такое нынешняя формула 1 - j | ветственны" прежде всего аэродинамическое jI ленных условиях. Кроме того, инженеры "Тир-1 I "Большой цирк" или научная лаборатория? Что [ вооружение и подвеска. Именно они сообща рела" много экспериментировали с гидравличе; нынче важнее - исследования электронщиков | помогают пилоту проходить повороты с макскими элементами подвески, а конструкторы и аэродинамиков или столкновение характесимально возможной скоростью. И как раз за i "Бенеттона" пытаются заменить пружины тор- ров "фокусников" и "клоунов", "эквилибрисионами. Наконец, на Гран-при Испании взостов" и "жонглеров" из числа пилотов и хозяев рам публики предстали необычные верхние I команд? Скорее всего ответ лежит где-то по' рычаги передней подвески все того же "Тирре- средине. И чемпионат мира конца девяностых ла". Они были выполнены как одна сложная вполне можно назвать чем-то вроде большого . треугольная углепластиковая деталь. цирка на научной основе. Александр МЕЛЬНИК, Правда, ощутимого преимущества новшезаместитель главного редактора ство не дало, тем не менее через пару месяцев инженеры "Вильямса" и "Мак-Ларена" внедрижурнала "Автомотоспорт" ли на своих автомобилях рычаги, которые хотя Фото агентств DPPI и POOL Итоговые результаты чемпионата мира по автогонкам в классе машин формула 1 Личный зачет: 1. Д. Хилл (Англия) - 97 очков; 2. Ж. Вильнев (Канада, оба - "Вильямс-ГЛШ-Рено") - 78; 3. М. Шумахер (Германия, "OeppapH-F310") - 59; 4. Ж. Алези (Франция, "Бенеттон-В19б-Рено") - 47; 5. М. Хаккинен (Финляндия, "Мак-Ларен-МР4/11-Мерседес-Бенц") - 31; 6. Г. Бергер (Авария, "Бенеттон") - 21; 7. Д. Култард (Англия, "Мак-Ларен") -18; 8. Р. Баррикелло (Бразилия, "Джордан196-Пежо") -14; 9.0. Пани (Франция, "Лижье-ДОЗ-Муген/Хонда") -13; 10. Э. Эрвин (Англия, "Феррари") - 11. Кубок конструкторов: 1. "Вильяме" - 175; 2. "Феррари" - 70; 3. "Бенеттон" - 68; 4. "Мак-Ларен" - 49; 5. "Джордан" - 22; 6. "Лижье" -15; 7. "Заубер" - И; 8. "Тиррел" - 5; 9- "Эрроуз" -1.