44
45
"ВОЛЖСКИЕ МОТОРЫЛюбой водитель скажет, что на УАЗах установлен "волговский" двигатель. И будет неправ, вернее, не совсем прав. Конструкции, действительно, близки. Но разрабатывался "уазовский" мотор отнюдь не на ГАЗе и производится не на Заволжском моторном заводе. С недавних пор его выпускает АО "Волжские моторы", которое отпочковалось от УАЗа. Там же силами собственных конструкторов совершенствуют двигатели. В нынешних экономических условиях кардинальная перестройка и замена оборудования не по карману отечественным заводам, тем не менее инженерная мысль не стоит на месте, и иногда изменением немногих деталей удается существенно улучшить потребительские качества агрегатов. Примером подобного подхода можно назвать двигатель объемом 2,9 л АО "Волжские моторы". О том, что получат в самом ближайшем будущем владельцы УАЗов, рассказывают технический директор завода Виктор ЩЕЛКУНОВ и главный конструктор Евгений БЕРЕЗИН. Одним из слабых мест отечественных вседорожников из Ульяновска справедливо считают недостаточную мощность двигателя. Сегодня "Волжские моторы" начали выпуск промышленных партий новых моторов для УАЗа. Этому, естественно, предшествовали конструкторские работы. Задача была сформулирована так: получить максимально возможные энергетические и топливно-экономические характеристики двигателей, обеспечивая высокую степень унификации с серийно выпускаемыми, поскольку технологические процессы и оборудование остаются прежними. Лучших по сравнению с нынешними характеристик достигли увеличением рабочего объема двигателя с 2,5 до 2,9 л. При этом сохранены прежние ход поршня и межцентровое расстояние между цилиндрами, хотя диаметр последних увеличен с 92 до 100 мм. Наибольшим изменениям подверглась конструкция блока цилиндров. Здесь, впервые в практике отечественного автомобилестроения, в алюминиевый блок залиты чугунные тонкостенные гильзы (рис. 1). Литье блока производится в металлический кокиль с предварительным подогревом гильз цилиндров. Жесткость нового блока по сравнению с имеющим "мокрые" гильзы значительно выше, что благоприятно сказалось на работе цилиндро-поршневой группы. Практически устранена характерная для "мокрых" гильз "овализация" (она достигала величины примерно 0,2 мм при пробеге автомобиля 40-50 тыс. км, вызывая повышенный расход масла, увеличение выбросов токсических веществ, дымление). При ремонте блока гильзы можно растачивать до диаметра 100,544 ЗА РУЛЕМ 12/96мм. Кстати, поршни ремонтных размеров выпускает АО "Волжские моторы". Существенно изменился и поршень: хотя его диаметр увеличен, масса осталась такой же, как у серийного. Это удалось сделать, уменьшивлаждения блока и подачи воды в головку. На новых двигателях применена классическая схема циркуляции охлаждающей жидкости: она подается от насоса в блок цилиндров, далее в головку блока, а оттуда в верхний бачокРис. 1. Поперечный разрез блока.на 7 мм головку поршня, точнее, расстояние от оси пальца до днища; на эти же 7 мм выросла длина шатуна. Боковое давление поршня на гильзу цилиндра уменьшилось, что, в свою очередь, снизило потери на трение и износ цилиндро-поршневой группы. Тому же способствовала и оптимизация юбки поршня: более тщательно выбран ее овал и бочкообразный профиль. В днище выполнена коническая выемка, составляющая часть объема камеры сгорания, что позволило применить головку цилиндров от двигателя рабочим объемом 2,5 л, сохраняя необходимую степень сжатия. Повышение мощности и крутящего момента заставило отказаться от прежней термосифонной системы ох- НО НЕ ДЛЯ "ВОЛГ"радиатора (при включенном большом круге циркуляции жидкости) или на вход водяного насоса при закрытом термостате. Регулирование температуры двигателя осуществляется двухклапанным термостатом типа ТС 10702 с начальной температурой открытия клапана большого контура циркуляции жидкости около 70°С. Устранение "овализации" гильз, изменение конструкции поршней, применение на втулках впускных и выпускных клапанов маслоотражательных колпачков из резины на основе фторкаучука снизили эксплуатационный расход масла в три-четыре раза поТехнические характеристики новых двигателей АО "Волжские моторы" Модель двигателя Марка бензина Система питания Диаметр цилиндра и ход поршня, мм Рабочий объем, л Степень сжатия Мощность "брутто" по ГОСТ 14846-81 при 4000 об/мин, л. с. Максимальный крутящий момент при 2200-2500 об/мин, кгсм Минимальный удельный расход топлива, г/л. с. -ч Уровень звука, измеренный по ОСТ 37.001.266, дБА Настройка на выпуске Масса, кг 4218" А-76 карбюр. 100x92 421" А-76 карбюр. 100x92 4218-10 АИ-93 карбюр. 100x92 421-10" АИ-93 карбюр. 100x92 4213*" АИ-93 эл. впрыск 100x922,9 7,098-100 20,5-212,9 7,0105-108 21,5-222,9 8,2103-105 21,3-21,52,9 8,2112-115 22,5-232,9 8,2115-118 23,5-24 195-200220 98 нет 16321598,5 есть215210нет 163естьесть165165168' Освоен серийный выпуск. " Может выпускаться после освоения УАЗом приемной трубы глушителя под настроенный выпуск (ориентировочно IV кв. 1996 г.). " * Ведутся доводочные испытания на стенде и на автомобилях УАЗ-3160.резино-пробковой композиции значительно улучшило герметичность двигателя по стыкам: блок цилиндров масляный картер, блок цилиндров крышки коробок толкателей, головка блока- крышка водяной рубашки. Подведем итоги. Установка двигаРис. 2. Конструкция уплотнения телей увеличенного рабочего объема заднего конца на автомобилях УАЗ позволила значиколенчатого вала. тельно улучшить динамику, повысила максимальную скорость до 120-125 км/ч. Эксплуатационный расход топлива при средних скоростях движения (40-80 км/ч) снизился на 1-1,5 л на 100 км. Это показали испытания в УГК УАЗа и инспекционные испытания на Центральном автополигоне. Езда на автомобилях с новым двигателем стала более приятной и безопасной. сравнению с серийным двигателем. Технические службы АО "ВолжПрактически исключена течь через ские моторы" продолжают работы с задний сальник коленчатого вала, поскольку вместо асбестового шнура теновым семейством двигателей. В чаперь здесь работает стандартная упстности, они заняты повышением калотняющая манжета внутренним диачества литья блока цилиндров, увелиметром 80 мм из резины на основе чением долговечности цилиндрофторкаучука. Конструкция уплотнепоршневой группы, большей стабильния заднего конца коленчатого вала ностью выходных характеристик. Совместно с АО "УАЗ" и НАМИ идет допоказана на рис. 2. Шатунные и коренные шейки ководка двигателя 2,9 лс электронным ленчатого вала, а также шейка, рабовпрыском. В таблице технических хатающая в паре с уплотняющей манжерактеристик новых моторов приведетой, закалены токами высокой частоны и данные, полученные при стендоты. Это повысило ресурс коренных и вых испытаниях первых образцов двишатунных подшипников (конечно, при гателей с впрыском. Завершить опытсвоевременной смене масла и фильтно-конструкторские работы по ним нара) до 200 тысяч километров пробега. мечено в наступающем году. Применение эластичных прокладок изКоленчатый вал Манжета Маховик ЗА РУЛЕМ 12/9645