47
48
ТехникаКАТАЛИЗAT OP ИЕсли бы Гиппократ мог представить, что произойдет с атмосферой Земли, он непременно добавил бы к своей знаменитой фразе о том, что мы есть то, что мы едим: "...и то, чем дышим!" Принято считать, что решить проблему загрязнения воздуха можно, вводя в выпускной тракт автомобиля катализаторы-дожигатели. Иного мнения придерживается кандидат технических наук Валентин ШКАТУЛО из Минска, один из изобретателей новой системы зажигания. В 1922 году инженеры "Дженерал моторе" Миджли, Бойд и Хохвальт под руководством научного директора фирмы Кеттеринга нашли достаточно дешевый и высокоэффективный антидетонатор бензина - тетраэтилсвинец. Как известно, в чистом виде его применять нельзя - отложения свинца и его оксидов на клапанах, свечах и стенках цилиндров нарушают работу двигателя. Для удаления свинцовистого нагара к тетраэтилсвинцу добавляют так называемые выносители: дибромпропан, дибромэтан, хлорнафтапин и др. Они выделяют галогенводород и галогены, образующие со свинцом и его оксидами летучие соли, которые выводятся с отработавшими газами в атмосферу. Причем выносителей добавляют на 15% больше, чем необходимо - так сказать, с запасом. В Минске, например, где ежесуточно только автомобили потребляют около трех миллионов литров светлых нефтепродуктов (из них 80% - этилированные бензины А-76 и АИ-93 с содержанием свинца 0,17 и 0,37 грамм/литр соБлок многоискрового зажигания "Плазмазер". Модификация для контактной системы зажигания (справа - для автомобилей с тахометром). ответственно), годовой выброс свинца составляет примерно 207 тонн, а брома - 184 тонны. Кстати замечу: не фреоны, как принято считать, а бром является "разрушителем номер один" для озонового щита планеты. Кроме того, при выгорании присадок к топливу и маслам, содержащих фосфор, серу и тяжелые металлы, образуются нервнопаралитические и общеотравляющие газы типа боевых отравляющих веществ - об этом, кстати, широкие слои населения совершенно не информированы. того, - добавлял в одной из своих работ знаменитый физик Петр Капица, - чем быстрее бежит рысак, раз сбившись с пути, тем дальше оставит его за собой калека". Так вот, факты говорят о том, что использование нейтрализаторов малоэффективно. И не только потому, что процессы доокисления и фильтрации протекают за пределами камеры сгорания и не в состоянии, вследствие этого, увеличить полезную работу. Все типы нейтрализаторов создают в выпускном тракте дополнительное газодинамическое сопротивление, преодоление которого повышает расход топлива в среднем до 20%. Это, в свою очередь, увеличивает общее количество загрязнений окружающей среды. О том, что каталитические нейтрализаторы дороги и недолговечны, говорить не приходится. В них используют платину, родий, палладий и другие драгоценные металлы и их соединения, способные, вследствие специфики своего воздействия на химические процессы, легко отравляться такими "ядами", как свинец, ртуть и другие вещества. Если от ТЭС (тетраэтилсвинца) еще можно отказаться, улучшая (а значит, и удорожая) бензин, то сернистые соединения, образующиеся при выгорании присадок к топливу и маслам (например, хлорпропилтиофосфат, ЛЗ-309, АН-22к и пр.), исключить в обозримом будущем не представляется возможным. Фосфор и хлор, кислород и вода, являясь, как тоже хорошо известно, неотъемлемыми компонентами отработавших газов, отравляют катализатор не меньше. В 1967 году появились первые стандарты по уровню токсичности, а начиная с 1970 года отработавшие газы стали объектом серьезного изучения в различных лабораториях. Тем не менее, несмотря на научный уклон стандартизации, основным показателем качества сгорания до сего времени остаются количества оксидов азота, углеводородов и угарного газа. А ведь существует еще огромный класс мутагенных и канцерогенных веществ, выброс которых не регламентируется. Это так называемые полиароматические соединения и их разновидности, образующие в том числе и сажу. О них как бы никто и не знает. Что они собой представляют, чем опасны - об этом как-то не принято упоминать в автомобильной литературе. Между тем, эти вещества нейтрализатор обезвредить не в состоянии, а сажа даже выводит его из строя. В атмосфере их становится все больше и больше, впрочем, как и вызываемых ими раковых и сердечно-сосудистых заболеваний...ЗА РУЛЕМ 12/96Искра при обычном зажигании (вверху) и при использовании "Плазмазера".КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОРПроблема высокой токсичности отработавших газов привела к созданию каталитических, термических, механических и водяных нейтрализаторов, размещаемых в выпускном тракте ДВС. Предлагается даже покрывать слоем катализатора радиаторы автомобилей для очистки набегающего потока воздуха. Это - шаг вперед в деле охраны окружающей среды. Но в том >. ли направлении? Известный философ прошлого утверждал, что хромой калека, идущий по вернопути, обгонит всадника, котовыбрал не ту дорогу. "Мало47 "ПЛАЗМАЗЕР" Современные двигатели внутреннего сгорания проектируют и строят с системой зажигания, воспламеняющей углеводородное топливо одной-единственной искрой. После воспламенения оно продолжает гореть самопроизвольно без каких-либо внешних воздействий, что приводит к неполному окислению углерода и водорода. Далее приходится обезвреживать уже произведенные или выброшенные отработавшие газы, затрачивая на это дополнительные (и немалые!) средства. Мы предлагаем иной путь, который представляется более рациональным и перспективным: изменить сам способ сжигания топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Этим целям служит система зажигания "Плазмазер" (патент РФ номер 2004835 от 8.06.1993 г.). С ее помощью топливно-воздушная смесь поджигается серией искр на свече. Конечно, многоискровое зажигание не новинка, но наша система существенно отличается от известных. "Плазмазер" - первая в мире система зажигания, позволяющая производить саморегулирование процесса горения топлива в камерах сгорания. Число искр зависит от разности потенциалов на электродах свечи, а этот параметр, в свою очередь, определяется составом смеси вблизи электродов. Это напоминает принцип, используемый при диагностике двигателей мотор-тестерами, когда по вторичному напряжению "вычисляют" состав смеси в цилиндре. Здесь же система активно вмешивается в происходящие процессы: благодаря автоматически подстраиваемой частоте искр происходит более полное и быстрое сжигание топлива, не требующего в этом случае антидетонационных и выводящих свинец присадок. Как следствие, значительно уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу. По результатам экспериментов, он существенно ниже, чем после дожигания отработавших газов в нейтрализаторах без системы "Плазмазер". По сравнению с существующими многоискровыми системами с постоянной частотой искрообразования новая имеет и другие преимущества - простота конструкции (ее себестоимость ниже, чем у известных, в несколько раз) и способность работать с двигателями любых типов и модификаций. Система "Плазмазер" выставлялась на 23-м Международном салоне изобретений в Женеве в 1995 году и была отмечена бронзовой медалью. В настоящее время в Москве проходит конкурс каталитических нейтрализаторов. Предполагается выбрать конструкцию, пригодную для массового использования в мегаполисе, задыхающемся от выхлопных газов. Мы рады, что комиссия приняла к рассмотрению и нашу заявку, хотя "Плазмазер" и не является катализатором. Тем не менее его экологические показатели и невысокая себестоимость позволяют надеяться на успех.Вышел в свет Автокаталог-97"га. Здесь можно найти их оценки - плюсы и минусы и, что самое ценное, подробнейшие технические характеристики, которые собраны в таблицы на 64 страницах (!) каталога. Они вместили данные примерно о 1600 серийных машинах, включая их цены и адреса фирм. Именно к этим страницам чаще всего обращаются автомобилисты, штудируют их. Пусть те, кто еще ни разу не держал в руках каталог, не удивляются: почему не все 1800, заявленных на его обложке? Остальные - в уникальном разделе "Экзотика", где Это нарядное 300-страничное издание представлены творения маленьких фирм, в буквально ворвалось в дома наших автомотом числе тюнинговых, создающих машины билистов, чтобы остаться с ними надолго, для автогурманов небольшими партиями, если не навсегда. Пять лет назад Издательначиная от курьезного репликара "Ехарри" до ство "За рулем" впервые предложило росфутуристической "Баррамунды". Если сравнить текст немецкого оригинасийскую версию всемирно известного автокаталога, выпускаемого нашими коллегами ла с русским, то станет ясно, что российский из немецкого журнала "Ауто мотор унд каталог - не просто копия, а, так сказать, шпорт", и, как говорится, попало в точку. Каадаптированное для наших читателей издаталог "1800 автомобилей" сразу обрел горяние - в нем более последовательная, более чих почитателей среди тех, кого по-настоянасыщенная информация, в первую очередь, щему интересует мир современных автомопо серийным моделям, а еще и цены на росбилей. Сегодня каждое новое его издание (а сийском рынке. оно появляется на стыке уходящего и нового Этот каталог для его создателей - сотгода) ждут с нетерпением и раскупают быструдников "Ауто мотор унд шпорт" - сорокорее, чем иные модные бестселлеры. вой, юбилейный. Мы сердечно поздравляем Чему тут удивляться. Где еще в одной наших коллег с успешной реализацией идеи, книжке можно найти самую компетентную родившейся в далеком теперь 1956 году. Сеинформацию о всех выпускаемых в мире могодня автокаталог "1800 автомобилей со делях, увидеть цветные фотографии сотен всего мира", выпускаемый издательством из них, узнать подробные технические хара"Ферайнигте Мотор-Ферлаге" в Штутгарте, выходит еще в 15 странах, в том числе, как ктеристики и цену каждой. Перелистаем страницы "Автокаталога- вы знаете, и в России. И, пользуясь случаем, 97". Как и предыдущий, он начинается обзомы хотим выразить нашу признательность ром последних премьер, заслуживших самую ответственному работнику этого издательствысокую оценку специалистов. Тут соседства господину Хоббхану за постоянную повуют великолепный "Феррари-550-Маранел- мощь в подготовке российской версии автоло" по цене 324 700 марок и совсем маленькаталога. кий неожиданный "Форд-Ка", всего за 16 000 И последнее. В заголовке этой статьи марок. А между ними - "Ягуар-ХК8", двухмедве латинские буквы: NB - "нота бене", что стный "Порше-Бокстер", элегантный "ФИАТ- означает - обрати особое внимание. Да, да, Мареа", новинки концерна "Фольксваген" - именно так - на автокаталог, который откросовсем новый "Пассат", "Шкода-Октавия", ет вам доступ к уникальной информации, "Ауди-3", пополнивший "Гольф-класс". просветит, поможет и, не исключено, станет Основа ежегодника, его самый большой объектом для коллекционирования. Желаем раздел - серийные авто - почти 130 марок, успеха и... торопитесь. Прошлогоднее издавыпускаемых во всех частях света. Они не ние разошлось очень быстро. просто представлены на страницах каталоМаркТИЛЕВИЧЕI48ЗА РУЛЕМ 12/96