50
51
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯдля "САМАРЫНынче тюнинг "вазовских" машин, похоже, переходит в новое качество - бестолковые накладки на пороги, антикрылья и т. п. отступают на вторые роли. Первые же теперь, как это и должно быть, занимают подвески, моторы, коробки передач. Сегодня на "самарах" нередко встречаются двигатели с большим, чем у стандартных моделей, рабочим объемом - 1600 и 1700 см 3 , а связанное с этим увеличение мощности логично дополняет шестиступенчатая коробка, разработанная конструкторами ВАЗа. О ее особенностях рассказывает наш корреспондент в Тольятти Сергей МИШИН. Коробка передач плюс главная пара это те агрегаты, которые могут поднять на хороший уровень очень посредственный мотор или... начисто загубить двигатель с великолепными характеристиками. Если все перевести на язык механики, то можно сказать, что коробка передач вместе с главной парой должны при любой скорости автомобиля дать возможность мотору работать в том диапазоне оборотов коленчатого вала, где достигается максимум мощности или крутящего момента. По внешней скоростной характеристике мотора подбирают количество передач и их передаточные отношения. Чем острее кривая зависимости мощности от оборотов, тем больше потребуется передач. Рассчитать коробку, сделать ее пригодной для нескольких моторов, идущих на комплектацию одного и того же автомобиля, да еще постараться унифицировать детали - дело отнюдь не простое. Пример неудачного расчета - "сорок первый" "Москвич". Толком ни тронуться, ни разогнаться. Машина оставалась тупой даже с "шестым" "вазовским" мотором, проигрывала "жигулям" с двигателем 1300 см 3 . Специалистам с АЗЛК потребовалось восемь лет, чтобы разобраться и начать менять передаточные числа (см. ЗР, 1994, №8). Не скрою, не все гладко ив автомобилях ВАЗа. В коробке "Самары" тоже стоило бы кое-что изменить. Хотя современная, пожалуй, оптимальна по характеристикам и степени унификации для трех моторов (1100, 1300 и 1500 см 3 ) разной мощности. Особенность "восьмой" коробки - короткая первая передача (с ней двигатель можно легко "перекрутить" уже на небольшой скорости) далеко отстоит от второй между ними слишком большой разрыв, и потому он заметен. Иными словами, чтобы мотор уверенно подхватил на второй передаче, на первой необходимо разогнаться до большей скорости (см. график). А это не всем нравится, особенно тем, кто привык к "жигулям" и мотор "крутить" не любит. Значит, есть над чем и для кого поработать. Первыми на это обратили внимание, конечно, спортсмены. Их не устраивали и другие передаточные числа: большой разрыв между второй и третьей, третьей и33четвертой передачами. Ведь для них коробка передач, в первую очередь, инструмент, призванный обеспечить максимальную динамику (ускорение) автомобиля на любой скорости. Сначала изменили передаточное отношение главной пары. В частности, для спортивного автомобиля с 1,5-литровым мотором больше подходила главная передача с отношением 4,3. Потом потребовалось изменить и весь передаточный ряд, в частности, "удлинить" первую передачу, уменьшив передаточное число. Но и этого оказалось недостаточно. Возникла идея создать шестиступенчатую коробку с прямой пятой передачей и повышающей шестой. Еще раз изменили передаточные числа всех имеющихся пяти передач - удлинили первую, а третью разбили на две и добавили шестую. Замечу, что автоспортсмены, набравшись опыта, готовили коробки с измененными передаточными рядами под конкретную гонку и трассу. Дальше больше - стали менять конструкцию: вместо синхронизаторов - кулачковое зацепление, как на мотоцикле. Раньше или позже лучшее, что проверено и отработано на спортивных трассах, переходит и на обычные серийные автомобили. И сегодня шестиступенчатая коробка "вазовских" конструкторов и гонщиков фирменное блюдо серьезных фирм, занимающихся настоящим тюнингом "самар". Она дает неоспоримые преимущества в динамике автомобилю, оснащенному даже50ЗА РУЛЕМ 12/96 те пятая передача остается "прямой", а шестая - повышающей. Кстати, на тюнинговых автомобилях можно встретить и пятиступенчатую коробку со "спортивным" рядом передаточных чисел и измененной главной парой. И еще. Как показал опыт, автомобиль с полуторалитровым мотором и коробкой передач, в которой заменили только одну главную пару - с "3,7" на "3,9", обладает лучшими ездовыми качествами в сравнении со стандартным исполнением. Если главную передачу увеличить до 4,3, как часто поступают в малопрофессиональных мастерских, пятая передача превратится в "прямую" (по общему передаточному отношению) и перестанет быть экономичной в прямом и переносном смысле. Расход топлива непременно увеличится, особенно заметно - на высоких скоростях . Так что лучше ориентироваться на заводские разработки, оправдавшие себя. Справа - стандартная пятиступенчатая коробка передач "Самары", слева - шестиступенчатая. обычным мотором, сохраняя топливную экономичность, присущую переднеприводным моделям ВАЗа. По большому счету, "шестиступка" - переработанная пятиступенчатая коробка (фото 1). Там, где располагалась одна пятая передача, теперь на первичном валу закреплен блок из двух шестерен - пятой и шестой (фото 2). Вторичный вал удлинен втулкой (фото 3), на которой разместили ответную пару зубчатых колес, той же пяПередаточные числа коробсм передач "Самары" Варианты рядов Передача Серийный 3,636 1,950 1,357 0,941 0,784 0,692* Спортивный "ряд 06" "ряд 07" 2,923 2,053 1,555 1,310 1,129 0,692* 2,923 1,810 1,276 1,063 0,941 0,692*Задние крышки коробки передач: а - четырехступенчатой; б пятиступенчатой; в - шестиступенчатой.I II III IV V VI' Наиболее употребимое передаточное число.той и шестой с синхронизатором между ни ми (фото 4). Он, естественно, имеет блокирующие кольца с обеих сторон. Оригинальный (более длинный) шток вилки включения пятой передачи с измененным механизмом переключения позволяет вилке, в отличие от обычной, перемещаться в двух направлениях и таким образом включать еще и шестую передачу. По схеме перемещения рычага - шестая расположена ровно "под" пятой. Втулка-удлинитель и блок шестерен имеют дополнительные подшипники на "задних" концах (фото 5). Разумеется, все эти изменения потребовали дополнительного места, поэтому новая задняя крышка коробки передач в шестиступенчатом варианте заметно выше обычной (фото 6). Иные передаточные отношения потребовали изменить и первичный вал, правда, немного. Ныне в тюнинговых фирмах можно встретить два варианта шестиступенчатых коробок: с серийным рядом передаточных чисел, просто дополненным шестой передачей, и со "спортивным", то есть полностью измененным (см. таблицу). В любом случае для полуторалитрового двигателя ставят главную пару "4,3", а для мотора рабочим объемом 1600 "кубиков", как правило, с отношением 4,1. В последнем вариан-Зависимость скорости автомобиля от оборотов коленчатого вала двигателя на разных передачах. Очевидно, что держаться в зоне оборотов максимальной мощности (момента), а значит, быстрее разгоняться на любой скорости проще с шестиступенчатой коробкой передач..20 40 60 80 100 120 140 160 V.KMA пятиступенчатая, обычная, главная передача i= 3,9 шестиступенчатая, "ряд 07", главная передача i= 4,3ЗА РУЛЕМ 12/9651