58
59
К/ШБМилые автомобилистки! Заканчивается год, который мы запомним, как первый год существования нашего с вами клуба. Надеемся, пройдет время - тысячи новых представительниц прекрасного пола сядут за руль автомобиля и пополнят ряды читательниц этой рубрики, чтобы чувствовать себя на водительском месте более органично и уверенно.шмшВ будущем году мы продолжим наши уроки, ведет которые бывший автогонщик, участник многих соревнований, призер чемпионатов СССР Михаил ГОРБАЧЕВ. Будем приглашать в наш клуб гостей - знаменитых и не очень, которым есть что рассказать о себе и автомобиле. Будем давать полезные советы и просто развлекать вас поучительными историями. А вы - не забывайте писать нам.ЧТО МЕШАЕТ ПЛОХОМУ ШОФЕРУ?Урок восьмойОсвоившись на запруженных транспортом городских улицах, проведите мини-тест, чтобы представить, чего вы достигли в управлении автомобилем. Это очень просто. Заставьте себя честно ответить на вопрос: "Мешают ли мне другие участники движения вести машину?" Если ваш ответ будет: "Почти не мешают!" - то вы делаете успехи, продолжайте в том же духе. Если вам никто не мешает, то это уже признак мастерства. Если же вам кажется, что мешают буквально все, значит, вы сами что-то делаете неправильно. Как здесь не вспомнить о тех "асах" баранки - представителях "сильного пола", которые не перестают на чем свет материть всех и вся, как только садятся за руль! На деле таким "мастерам" грош цена. А чтобы не уподобляться им, продолжим наш урок. Рассмотрим такую ситуацию. Вы выезжаете на главную дорогу. Часто выезд расположен под острым углом. Здесь надо быть особенно внимательными - на таком месте могут попасть в аварию не только новички, но и водители со стажем. Дело в том, что, увидев, как автомобиль перед вами трогается с места, вы поворачиваете голову через левое плечо назад, чтобы оценить обстановку и выждать, когда и вам можно начать движение. Тут-то и подстерегает опасность! Если вы тронетесь, не убедившись в том, что автомобиль, который был перед вами, действительно уехал, все может закончиться плачевно. Вообразите, что водитель, почти выехав на главную дорогу, засомневался, решил затормозить - и вы попались. Отсюда мораль: не начинайте движения, пока не убедитесь, что перед вами "чисто". Рано или поздно вам придется ехать ночью. Это трудно, ведь все кажется совсем другим, глаз иначе оценивает расстояние до предметов и дистанцию, особенно в сочетании с дождем или снегопадом. Старайтесь не смотреть на фары встречных машин, а смотрите на правую обочину - там может внезапно возникнуть пешеход или другое препятствие. На загородном шоссе переключайтесь снова на "дальний" свет, когда до встречного автомобиля останется несколько метров, ослепить его вы уже не можете, а себе значительно облегчите переход к способности снова видеть дорогу после слепящих фар. Чтобы достойно выглядеть зимой и быть не хуже мужчин, запомните: если ваш автомобиль забуксовал в глубоком снегу, первое, что вы должны сделать - это поставить колеса абсолютно прямо. Повернутое даже на небольшой угол колесо создает дополнительное сопротивление, и автомобиль буксует (это относится ик заднеприводным, и к переднеприводным автомобилям). А сейчас еще раз вернемся к тому, как правильно перехватывать руль (см. рисунки А-Е). Вы знаете, что обе руки должны лежать на руле или держать его, не сжимая изо всех сил, а спокойно (А). Исходное положение "без пятнадцати три". Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем до перекрещивания (Б, В). Сотрите из своей памяти фразу: "руки нельзя перекрещивать!", если вы ее слышали в свое время от инструктора в автошколе. Это старо, это вчерашний день. Вам же, женщинам-автомобилисткам, пойдет не только модная одежда, но и хорошая современная техника управления машиной. Итак, ваши руки перекрещены, что делать дальше? Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля (Г), и вращение руля продолжается до упора. Повторяя те же действия в обратной последовательности, вы возвращаете руль в исходное положение (Д, Е), при котором передние колеса смотрят прямо. Взяв на вооружение такой прием вращения руля (напомню, это не один из вариантов, а единственно правильный, и сейчас объясню, почему), вы сможете устанавливать колеса в нужное положение, поскольку всегда будете знать, на какой угол они повернуты и когда стоят прямо. Этого невозможно достичь ни при каком другом способе вращения руля. Еще одно преимущество этого приема: вы можете максимально быстро повернуть колеса "от упора до упора", из крайнего левого положения в крайнее правое и наоборот. А это значит, что время вашей реакции и ответных действий на поведение автомобиля тоже резко сократится, например, при возникновении заноса. Проявите силу воли, а у женщин она есть, и почти у всех (в отличие от многих мужчин) - следите за положением своих рук на руле во время поворота. Ваша задача добиться, чтобы они начали выполнять правильные движения автоматически. Большую пользу принесет все та же тренировка на площадке. Делайте так называемые "восьмерки" сначала на минимальной скорости, а затем постепенно увеличивая ее. (Продолжение следует) РОДНАЯ,В том, что моя жена красавица и умница, я давно убедил и себя, и окружающих. "Женский клуб" ЗР, предложив мне поделиться впечатлениями о собственной жене-автомобилистке, интересовался другим: как я вообще живу с ней и ее автомобилем. Отвечаю: живу хорошо. А что остается делать? Такому покладистому парню, как я (обед разогрею, помню месторасположение булочной и школы ребенка...), вроде бы не к лицу огорчаться из-за мелких семейных неурядиц. Тем более женское автомобильное творчество не идет ни в какое сравнение с мужским. Автомобиль отходил в ее безраздельную собственность постепенно и как бы невзначай. Еще когда я осваивал родительский ГАЗ21, в ее прекрасной головке появилась мысль о "правах". Я всячески поощрял эту идею, в глубине души лелея надежды на будущие вывозы нетрезвого меня из гостей. Сам учил ее, как держать руль и нажимать на педали. Вскоре я впервые столкнулся с "женским подходом". Супруга "достала" местный ДОСААФ и принялась вначале за изучение Правил, потом за вождение. Товарищ инструктор на втором занятии после слов курсантки: "Будешь орать - посчитаю столбы правым бортом!" в сердцах бросил ее и автомобиль, но она за рулем осталась. Через час состоялось первое знакомство с Госавтоинспекцией. В машине загорелась лампочка под циферками, обозначающими количество бензина. Супруга "дорулила" до первого встречного инспектора и попросила съездить с ней на заправку. Инспектор вызвал подмогу. Посовещавшись, гаишники из своей (!) канистры залили в учебную машину бензин и отконвоировали "обучаемую" восвояси. После "беседы" с начальником курсов к жене приставили милого дедушку. С ним она быстро договорилась о компенсации возможных нервных потрясений и без проблем каталась по два часа в день. После торжественного вручения "прав" супруга не претендовала на поездки, а занялась изучением матчасти автомобиля (к тому времени в качестве железного друга семьи прописался ВАЗ-2106). Ее интересы ограничивались узким кругом вопросов: как сменить колесо, проверить масло, "Тосол", что делать, если стрелочка ушла "туда", или если машина вдруг начала "дыр-дыр", или плохо заводится. Я не придал значения избирательному любопытству и снисходительно объяснял, что к чему. Напрасно. Милая женщина, прекрасно понимая, в какой стране живет, готовила себя к любым неожиданностям на дороге. Забыл сказать самое главное: моей жене страшно повезло с мужем! Он очень любит семью и... автомобиль, который всегда сияет и находится в исправном состоянии. На этом чуде отечественного автомобилестроения за три года совместного проживания я поменял деталей чуть ли не на половину его стоимости! За это автомобиль дарил мне частичную уверенность в своей надежности. Когда пришло время возить ребенка в школу (соответственно и доставлять обратно), я со спокойной душой поручил это дело жене. Выглядело все так: утром выходил прогревать машину и чистить стекла. Уходил на работу, благо она недалеко от дома. Через 10-15 минут супруга выводила спящего детеныша, погружала его в машину и везла в школу. Возвращалась домой (через магазины), ставила машину и на общественном транспорте ехала на работу. Часов в шесть вечера, по дороге домой, с продленки забирала ученика первого класса. Так продолжалось три месяца! Я восхищался ей... Если бы я знал, что все это - часть тщательно спланированной операции! В начале четвертого месяца я сам предложил ей сменить метро на автомобиль. Как истинный джентльмен, я разрешил все... за исключением мелочей: маршрут ограничивается домом, школой и работой, время - д о 19 часов. Мои условия были приняты как осознанная необходимость. Какое-то время за мной (в пределах квартиры) ходила слава самого доброго и милого домочадца. До кошмарной мысли, что я живу с автолюбительницей, оставались считанные дни. По выходным наше семейство обычно отправлялось в гости к друзьям и знакомым. Нередко за рулем сидела жена. Не скрою, мне нравилось наблюдать, как спокойно ис нескрываемым наслаждением она управляет машиной. Не меньше нравилась и собственная роль транспортируемого главы семьи. Этак ласково: "Дорогая, какого... ты совершила поворот налево?" Однажды в каком-то переулке очередной хам "подрезал" нашу машину. "Козел!" с выражением произнесла жена. Все! Она состоялась как настоящий московский водитель. Мое дальнейшее присутствие в виде друга и наставника стало излишним. Перед ней открылись просторы самостоятельности и бесконечного совершенствования на автомобильной ниве. Машина стала неотъемлемой частью моей супруги. Постепенно видоизменилась и ее работа. Редкий день обходился без поездок по Москве. В ответ на мое брюзжание, что немалая часть семейного бюджета расходуется на бензин, супруга "выбила" из своегоначальника оплату 40 литров в неделю. Для поддержания своего мужского "лица" у меня оставался только текущий ремонт. С удвоенной силой по субботам я "диагностировал" машину. Вытирая грязные руки и приговаривая: "Что-то у тебя крутящий момент плохо передается. Подай-ка мой стробоскоп", я видел в глазах любимой остатки признательности. Вскоре и этому пришел конец. Как-то за ужином, при ребенке, она сказала: "Милый, меня познакомили с Жориком - его мастерская недалеко от работы - так он заменил главный тормозной цилиндр и прокачал тормоза". Жора! Если ты меня слышишь! Хотя... Не забывай доливать "тормозуху" при прокачке. Нет, я не испытываю унижения или обиды от регулярного мытья машины и подкачивания колес. Если у женщины есть (столь похожие на мужские) руки, ноги, глаза и уши, то почему бы ей не водить машину? Тем более, что благодаря автомобилю удалось познакомиться с вершиной женской дипломатии. Дело было так. Приезжает жена в десятом часу вечера. Естественно, задержалась на работе. С трудом сдерживаясь, кричу: "Солнышко, я же волнуюсь!" Что, вы предполагаете, услышал в ответ? Слабо, мужики. Она устало произнесла: 'Ты всегда думаешь только о себе!" Я не завидую инспекторам ГАИ. Встречаются еще среди них товарищи, интересующиеся, почему водитель в юбке нарушил знак "Обгон запрещен". Потому что "я предприняла маневр до начала запрещающей зоны, а тот участник дорожного движения препятствовал совершению обгона, тем самым грубо нарушая действующие Правила..." и т. д. Умные работники ГАИ не принимают позы непримиримых борцов за тотальное соблюдение ПДД. Они нежно обращаются по имени-отчеству с отеческим вопросом: "Ну, как же так?" Реакция соответствующая: "Простите, больше не буду!" Проверено, она действительно больше не будет. ... По большому счету автомобиль - железка, не достойная мешать семейному счастью. Тем более свое автомобильное право (и "права") жена заслужила нелегким трудом. Что нужно хорошему мужику для спокойной старости? Добрая жена, исправный автомобиль... Остальное приложится. Александр ПЯТКИНЗА РУЛЕМ 12/96 59