ЛвтолюбителейКЛ1 VES•ЦТОБЫ ДВИГАТЕЛЬ 1 НЕ "МОЛОТИЛ"Многим знакома такая картина. Подходит рано утром водитель к своим "Жигулям", открывает дверь и садится за руль. Вначале слышится жужжание стартера, потом мотор "схватывает" и последующие пять минут оглашает окрестности надсадным ревом. Такая работа противопоказана холодному мотору, не говоря уж про покой жильцов в округе. Но уменьшить обороты, слегка утопив кнопку "подсоса", этому водителю нельзя двигатель может заглохнуть из-за переобеднения смеси. Беседуешь с хозяином и выясняется, что все системы автомобиля отрегулированы - либо в автосервисе, либо владелец сам все выставил точно в соответствии с руководством по эксплуатации. А поскольку явление это довольно распространенное, попробуем разобраться, в чем тут дело. На карбюраторных двигателях частота вращения коленвала при полностью вытянутой кнопке "подсоса" зависит от того, насколько приоткрыта дроссельная заслонка первичной камеры. Это обеспечивает специальный механизм карбюратора. В "Озоне" (рис. 1) основной его элемент - толкающая тяга 5, изгибая которую регулируют зазор С между краем заслонки и стенкой камеры. В карбюраторах "Солекс" (рис. 2) регулировка удобнее. Там основной элемент - винт 5, по головке которого скользит край фигурного рычага воздушной заслонки. Отрегулированный на заводе зазор Св карбюраторах "Озон" составляет 0,7-0,9 мм (в зависимости от модели), а у всех "солексов" - 1,1 мм. При этом обороты прогретого двигателя при полностью вытянутом "подсосе" у всех автомобилей ВАЗ должны быть в пределах 2800-3100 об/мин. Поскольку "характеры" двигателей даже одной модели и карбюраторов разные, одинаковая регулировка не всегда дает оптимальные результаты. Поэтому предпочтительней регулировка непосредственно на двигателе. Но и здесь не все так просто. Установив обороты прогретого двигателя около 3000 в минуту, мы вправе надеяться, что после пуска промерзшего мотора зимним утром они будут гораздо меньше, скажем, 1000-1500 об/мин, поскольку значительная часть мощности расходуется на прокачку загустевшего масла по каналам. Но не будем забывать, что эти регулировочные данные определены еще в те Об индивидуальной настройке пусковой системы карбюратора рассказывает Антон УТКИН. времена, когда 'жигулевская всесезонка" воспринималась, как венец творения нефтехимии. Ныне же, когда в двигатель ико робку передач "жигулей" нередко заливают "синтетику", обороты холостого хода при прогреве могут быть такими же высокими, как при скорости 100 км/ч! Как правило, обороты двигателя при прогреве почти никто не регулирует и весь срок службы машины работают с первоначально установленным на заводе зазором С. Такое положение вполне устраивает завод: ведь многие водители предпочитают прогревать мотор как раз на повышенных оборотах вытянул "подсос" до упора, включил стартер и больше ни о чем не думай. Главное, чтобы машина вообще поехала, а срок службы двигателя - дело десятое. прогреве. Этого можно достичь только индивидуальной регулировкой карбюратора "на слух". Чтобы снизить обороты двигателя с карбюратором "Озон", снимите воздушныйРис. 2. Карбюратор "Солекс": 1 - воздушная заслонка; 2 - рычаг управления воздушной заслонкой; 3 - тяга "подсоса": 4 - стопор регулировочного винта; 5 - регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки; 6 - рычаг дроссельной заслонки первичной камеры; 7 - дроссельная заслонка первичной камеры.Рис. 1. Карбюратор "Озон": 1 - трехплечий рычаг привода воздушной заслонки; 2 - воздушная заслонка; 3 - дроссельная заслонка первичной камеры; 4 - рычаг заслонки первичной камеры; 5 - тяга привода дроссельной заслонки; В - пусковой зазор воздушной заслонки; С пусковой зазор дроссельной заслонки.фильтр и возвратную пружину рычага дроссельной заслонки. Затем, используя пассатижи, еще сильнее изогните толкающую тягу 5 прямо на карбюраторе, сделав ее короче. После установки деталей на место снова пустите двигатель. Выставить желаемые обороты с первого раза удается не всегда. Если зазор С получится несколько меньше оптимального, то в сильный мороз придется некоторое время после пуска придерживать педаль газа ногой, зато летом мотор будет прогреваться на оборотах чуть выше холостых. Регулировать зазор С целесообразно также при переходе на масло другого класса вязкости. С карбюратором "Солекс" - гораздо проще. Не снимая никаких деталей, а иногда даже на работающем двигателе, заворачиваем ключом "на 7" регулировочный винт 5, уменьшая тем самым обороты до минимально устойчивых. Иными словами, здесь можно быстро "подстроить" мотор под любое масло и любое время года.Но есть среди владельцев современных малолитражек и такие автолюбители, которых весьма тревожит грохот деталей, болтающихся в зазорах непрогретого мотора, и которые хотят, чтобы их "жигуленок" или "Москвич" лишь тихонько пофыркивал приЗА РУЛЕМ 1/97131