ЪТОТ MA-АЛЕНЬКИЙ °* ШАРИКДействительно, что может быть проще? Вот он, поплавковый механизм, на рис. 1. В бензине плавает поплавок 1, припаянный к рычажку с упором 6. Эта деталь качается на оси 9, занимая то или иное положение при закрытом игольчатом клапане 3в зависимости от уровня топлива (А на схеме) и положения регулируемого упора 10. Отгибая его кверху, мы снижаем уровень, при котором игла 4 перекроет отверстие в седле клапана и дальнейшее поступление топлива прекратится, пока часть его не выработается, позволив игле опуститься. Чтобы не возникало "жестких" колебаний, упор действует на иглу через демпфирующее устройство - подвижный шарик, удерживаемый в пустом теле иглы завальцовкой от выпадания. Изнутри на шарик давит пружинка, усилие которой специально подобрано. При полностью закрытом клапане и нормальном уровне топлива шарик утоплен в теле иглы; с понижением уровня шарик несколько выдвигается наружу, уменьшая усилие прижима иглы к седлу - бензин начинает просачиваться через клапан. Открывается клапан мягко, без "скачков" - их так не любят подобные системы. Кроме того, такая конструкция уменьшает возможность резонансных вибраций иглы - за счет трения между шариком и завальцовкой они гасятся. Это уменьшает вибрационный износ клапана. Слишком сильная или слабая пружинка по-своему влияет на работу карбюратора. Первая препятствует перемещению шарика внутрь, в результате вы ездите с более низким уровнем топлива, чем положено. Кроме того, такая игла может уподобиться жесткому телу и будет плохо гасить вышеописанные колебания. Слабая пружинка тоже ухудшает гашение колебаний, хотя и подругому: меньше силы трения. Важна и роль упора рычага 6: отгиб его должен обеспечивать полный ход поплавка 8 мм - даже при полностью опустошенной поплавковой камере он не должен ударяться о ее дно, как это показано на рис. 2 Ж . Что ж, механизм прост, но порой эта простота "хуже воровства"! Возможно, серь114 ЗАРУПЕМ 147Механизм поплавковой камеры карбюратора прост и надежен. Однако он таит в себе небольшие, но важные "секреты", знать которые порой очень полезно. Рассказывает Виктор СЛЕСАРЕВ.езный автомобилист предпочел бы более сложную и дорогую конструкцию, но лишенную известных "болячек". Вот, к примеру, "озоновская" пара "клапан-игла". Чтобы обеспечить требуемую подвижность пары и свободу поступления топлива, игла установлена в корпусе клапана с большим зазором ик тому же имеетпомехах для его работы, как вызванные двигателем вибрации. Именно поэтому на практике хорош лишь клапан, у которого кромка седла практически острая, не имеющая скругления. Но идиллия не может быть вечной - износ берет свое. Когда на конусе и седле вы видите поясок шириной в миллиметр (о большем и говорить нечего), клапан перестает надежно работать. Теперь его начинают приоткрывать и вибрации, и колебания давления топлива на входе в карбюратор - в поплавковую камеру поступает лишний бензин. Теперь взглянем на упор 6. Важно не только уметь отогнуть его, но и обеспечить перпендикулярность оси иглы (при закрытом ее положении). Если на упоре из-за долгой эксплуатации появилась выработка, выровняйте поверхность "бархатным" напильником и отполируйте. Все просто? Но при такой простоте конструкции вертикальное движение иглы сопровождается перемещением точки контакта по площадке упора и изменением угла их взаимодействия. Проще говоря, сам рычажный механизм заставляет иглу качаться - открываясь и закрываясь, она несколько перекашивается, что тоже вносит свою лепту в общий износ. А так как игла "Озона" не имеет возможности вращаться вокруг оси - этому препятствует специальное проволочное "стремечко" 8, то износ пары, как правило, неравномерен. Взгляните на любую старую иглу: с одной стороны конуса поясок шире и глубже. Обслуживая карбюратор, не забывайте следить, чтобы "косо" изношенная игла не оказалась повернута вокруг оси, в противном случае ее способность что-либо "держать" сильно вас разочарует и придется покупать новую. Впрочем, будет ли новая работать вопрос спорный, если учесть сегодняшнее качество всего и вся. Что касается упомянутого "стремечка", то - пока игла новая! многие его с успехом выбрасывают... и машина хуже не становится. В свое время мы публиковали конструкции иглы с запирающим шариком вместо конуса - см. "За рулем", 1994, № 3. Они избавлены от вышеописанной "болезни", хотя и чуть более сложны. Несмотря на изобилие стандартных запчастей, такая конструкция может оказаться для вас палочкой-выручалочкой. Ведь любому надоест бесконечнофщРис. 1. Схема поплавкового механизма карбюратора "Озон": 1 - поплавок; 2 - прокладка; 3 - корпус клапана; 4 - игла; 5 - пружина демпфера; 6 - упор рычага; 7 - шарик демпфера; 8 - "стремечко"; 9 - ось; 10 - упор иглы; А - нормальный уровень топлива; 5 - регулируемая величина зазора (при выступающем шарике); Б, - фактический зазор при нормальном уровне топлива А; В - ход поплавка.-боковые протоки, из-за которых поверхность контакта иглы со стенками отверстия в корпусе дополнительно уменьшается. Как следствие - возможность значительных колебаний иглы. Особенно неприятны поперечные, приводящие к износу конуса и кромки седла. Закономерности здесь примерно те же, что ив клапане газораспределительного механизма: наивный человек полагает, что широкий поясок контакта улучшает уплотнение, на деле же - наоборот. Хорошее уплотнение получается при достаточно большом удельном давлении в пояске - в этом случае игольчатый клапан функционирует даже при таких серьезных GOHMHG оимишами• менять пресловутый клапан и удивляться: "Новый, а не работает!". Разумеется, нормальной работе далекого от совершенства устройства могут препятствовать и чисто механические дефекты. Например, очень важно обеспечить полную свободу поплавка и его рычажка: какое-либо касание стенок или заедание на оси недопустимы. Не сможет нормально работать и заедающая игла - во всем рабочем диапазоне она обязана перемещаться совершенно свободно. В карбюраторах, где нет "смотрового окошка" или иного устройства, с помощью которого можно контролировать уровень бензина, его устанавливают по косвенным показателям. Это масса поплавка с рычагом (для "Озона", например, 11-13 г) и величина зазора между поплавком и прокладкой крышки карбюратора. Обязательно оговорены условия проверки этого зазора. Так, при регулировке "Озона" вы должны повернуть крышку вертикально штуцером вверх при этом упор 10 должен слегка касаться шарика 7. Кстати, не так уж важно, чтобы крышка оказалась строго в вертикальном положении (это почему-то озадачивает начинающих "механиков"!): плюс-минус градус-другой значения не имеют, так как упор еще не вдавливает шарик внутрь иглы этому препятствует пружина 5. И вот в этом-то положении требуется установить зазор Б, скажем, равным 6,5 мм. Что будет, если пренебречь сказанным и установить эту величину при утопленном шарике? Фактический уровень бензина окажется миллиметра на три с лишним ниже положенного. Почему? А вы взгляните на соотношение плеч поплавка и упора 10 относительно оси - оно приблизительно равно 3,7:1. Шарик утапливается в теле иглы примерно на миллиметр. Умножьте его ход на 3,7 - вот вам и величина "ошибки". На большинстве режимов работы карбюратор будет подавать в двигатель более бедную смесь, из-за которой снизится мощность, ухудшатся тяговые показатели машины. А что случается при неисправной игле, когда шарик в ней "завис" в утопленном состоянии или вообще выпал вместе с пружинкой? Ничего страшного: уровень топлива практически не изменится, так как при исправной работе шарик утапливается в игле. Но если по какой-нибудь причине вам нужно будет вновь регулировать карбюратор, контролируйте уровень по зазору Б< (B t = Б - 3,7 мм). Это, вообще говоря, можно делать ис исправной иглой (см. рис. 1). При неосторожном обращении можно смять поплавок (рис. 2 б ). Если повреждение сильное, поплавок лучше заменить, так как уменьшение объема при той же массе снижает его плавучесть. Чтобы закрыть клапан, поплавку нужно подняться выше - иными словами, уровень топлива увеличится. То же самое получается при неумелом ремонте поплавка, когда увеличивается его масса (рис. 2 В ), а также при использовании игл иной конструкции (производимых различными "фирмами"): их масса может отличаться от "штатной". Кстати, если купленная вами игла не имеет демпфирующего устройства, уровень топлива нужно устанавливать, как при утопленном шарике. При сквозном повреждении поплавок тонет, открывая свободный доступ бензина в карбюратор (рис. 2Г). Последний "заливается". Игла, заклинившая в закрытом положении (рис. 2"), не позволяет заполняться поплавковой камере. Если упор иглы не перпендикулярен оси клапана, игла при подъеме перекашивается, клапан становится неплотным - подтекает бензин. Кроме того, при этом игла изнашивается очень неравномерно (рис. 2 е ). На рис. 2 Ж показано, какая неприятность может подстеречь вас, если ход поплавка, определяемый упором рычага 6 (см. рис. 1), слишком велик. При длительной стоянке (особенно в теплое время года) бензин из поплавковой камеры улетучивается, поплавок опускается на дно, сильно выдвигая иглу из корпуса клапана. При пуске двигателя игла может заклинить, и карбюратор сразу переполнится. У карбюратора "Солекс" свои особенности. Здесь два легких поплавка, объединенных довольно сложным ажурным ры чажком. И самое важное - соотношение плеч поплавков и упора здесь примерно 8:1. Вот уж где ошибки недопустимы! При правильной регулировке крышку располагают горизонтально, поплавками кверху - в этом случае зазоры между поплавками и прокладкой должны составлять около 1±0,5 мм (шарик при этом утоплен в теле иглы). Если вы исхитритесь - по ошибке, конечно! - установить такие зазоры при выступающем шарике, клапан при заполнении поплавковой камеры вообще не закроется. Карбюратор переливает, мотор не работает. Но такие ошибки, положим, редки. Чаще бывает другое: при долгой эксплуатации машины без обслуживания механизм поплавков изнашивается, и вы можете столкнуться с неприятным дефектом: в верхнем положении поплавки начинают касаться прокладки.._ВРис. 2. Некоторые дефекты механизма: а - нормальная работа; б - смят поплавок (уровень выше); в - тяжелый поплавок (уровень выше); г - пробитый поплавок (карбюратор "залит"); д - игла заклинена в закрытом положении (не отрегулирован упор, бензин в карбюратор не поступает); е - площадка упора не перпендикулярна оси клапана (игла перекошена): ж - игла заклинена в нижнем положении (слишком велик ход поплавка); з - клапан засорен.•джЗА РУЛЕМ 197 115