81
82
ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНАван в жестяные банки, наподобие пивных. Одна банка стоит 27 500 рублей. А На тех машинах, где радиатор не имеет горловины с пробкой, не следует просто выливать герметик в расширительный бачок. Надо слить половину "Тосола", затем опорожнить банку "Wynn'S" в расширительный бачок и, не мешкая, залить "Тосол". Теперь пускаем двигатель и гоняем его минут пять на малых оборотах. Проникая в неплотности, препарат надежно герметизирует систему, где и впредь будет ликвидировать любую течь жидкости сразу после ее появления. Осталось только добавить, что этот герметик, как и прочие препараты "Wynn'S", входит в обязательный ассортимент ТДЗР и почти никогда не пропадает с прилавка. Еще один, чисто сезонный товар - незамерзающие жидкости для стеклоомыва_ телей. Нельзя сказать, что эти препараты пользуются большим спросом: ведь их непобедимый конкурент, вода, имеет одно достоинство, перевешивающее для многих все ее недостатки, - она бесплатна. Как показывает практика, незамерзающие жидкости менее популярны именно там, где, казалось бы, потребность в них наиболее велика - в крупных городах, где применяют химические средства против обледенения дорог. Причина в том, что при большом расходе жидкости стеклоомывателем ее применение накладно. "Экстремальный" пример Москва. Соляные лужи при минус 15°, интенсивное многорядное движение с постоянными обгонами, обилие машин, у которых нет фартуков задних колес, - словом. омыватель приходится включать так часто, что дневной расход жидкости (при пробеге около 200 км) достигает 3-4 литров. А если учесть, что таких дней за московскую зиму набирается не менее сорока, то израсходовать 160 литров жидкости в сезон вполне реально. А теперь подсчитаем. Самая дешевая - канадская жидкость "Turbo Power" стоит 50 тыс. за 4 л. Даже если ее разбавить водой вдвое (концентрат замерзает при -40°С), то всего за зиму понадобится купить 20 ба* нок на общую сумму миллион рублей... Теперь понятно, почему нередко из окна, скажем, новенького "Вольво", остановившегося у светофора, высовывается рука с бутылкой, поливающая воду на ветровое стекло. Но это, скорее всего, водитель "персоналки". У тех, кто за рулем собственного "Мерседеса" или джипа, стеклоомыватели работают всегда. А вот на трассе без спецжидкости не обойтись. Но расход ее здесь уже невелик, а потребность в ней возникает лишь в диапазоне температур -5... +2°С, и то, если накануне шел дождь или снег. Расход незамерзающей жидкости ощутимо * * зависит от конструкции автомобиля, в частности, от того, как воздушные потоки обтекают стекла. Классический пример заднее стекло М-2141, которому не нужен очиститель. Гораздо реже, чем на прочих машинах приходится очищать ветровое стекло "Газели", особенно на трассе, скошенный капот формирует мощный поток, отклоняющий капли грязной воды вверх. Расположение и конструкция элементов стеклоомывателя также могут способствовать экономии жидкости. Например, на классических "москвичах", где бачок омывателя расположен над выпускным коллектором, до -5°С можно ездить на воде - лед в бачке быстро тает, а теплая вода не успевает замерзнуть в форсунках. На большинстве отечественных автомобилей форсунки омывателя расположены над коробкой воздухопритока и их работа при отрицательных температурах требует соответствующей концентрации жидкости. Исключения - "Ока", ГАЗ-31029 и "Таврия", у которых форсунки стоят прямо над двигателем. Здесь уже можно сильно разбавить жидкость водой. Хуже всего дело обстоит на "Москвиче-2141". Здесь и бачок омывателя, и форсунки, и трубопроводы постоянно обдуваются холодным воздухом, поэтому ездить с водой невозможно уже при 0°С. Применяя импортные низкозамерзающие жидкости, помните, что основа некоторых - метиловый спирт - сильный яд, вызывающий слепоту (а летальная доза всего 30 г). Обыкновенная водка по сравнению с "Turbo Power" (в пересчете концентрации) обходится вдвое дороже, но все же успешно конкурирует с фирменными жидкостями, поскольку нетоксична и продается повсеместно. И в заключение - о щетках и скребках. К сожалению, этот нужный сезонный товар не входит в обязательный ассортимент магазина и по старой советской традиции исчезает из продажи именно тогда, когда на него наибольший спрос. (Что-то похожее мы наблюдали лет десять назад, когда лимонад исчезал с прилавков именно в жару, а соль - тогда, когда надо было солить капусту.) В наше время подобная нерасторопность торговле не к лицу. Что касается конструкции щеток и скребков, то удобнее те, что на длинных ручках например, телескопическая щетка за 74 тысячи. Ею можно мыть крышу и ветровое стекло, не прислоняясь к машине и не пачкая одежду. Она поможет легко и быстро смести снег с кузова. Но и небольшой прочный скребок без ручки тоже надо иметь в машине. Если вечером шел мокрый снег, а за ночь подморозило, то к утру все стекла будут покрыты толстой коркой льда. Тут уже не до удобств, и длинная рукоятка не нужна - приходится с силой нажимать на скребок, "вгрызаясь" в лед. Ну вот и все. Первый рабочий день за прилавком окончен. Остальные будут по графику, о чем мы расскажем позже.В штатную комплектацию автомобилей, как правило, входит двенадцативольтовая переносная лампа. Вещь это, бесспорно, нужная, но не лишенная и недостатков. К ним относятся малая мощность и узкая фокусировка луча. Для мелких работ под капотом это еще куда ни шло, а вот менять ночью проколотое колесо - другое дело. Да и использовать переноску для освещения, например, салона неудобно. Более универсален люминесцентный светильник "ЭДС" стоимостью 75 тыс. рублей, выпускаемый НПП "Аник-плюс". При потребляемой мощности всего девять ватт его светоотдача как у обычной шестидесятиваттной лампы. Прикрепленный к открытому капоту светильник запивает весь моторный отсек ровным белым светом. Менять колесо нет проблем, хоть сразу оба с одной стороны. Более того, с ним можно даже свободно читать в салоне. В случае же вынужденной ночевки на обочине положенный под заднее стекло светильник обозначит в темноте вашу машину - именно для таких случаев предусмотрен красный ударопрочный светофильтр. Правда, в стандартную комплектацию фильтр и "крокодилы" для подключения непосредственно к аккумулятору не входят. Она включает в себя фонарь с трехметровым шнуром и чехол, а для подключения к бортовой сети используют гнездо прикуривателя. Обычные лампы дневного света зажигаются при подаче высокого напряжения на электроды. От этого концы трубки быстро чернеют и срок ее службы сокращается. Примененные в светильнике "ЭДС" нагреваемые электроды позволили увеличить его ресурс до 7500 часов. Продолжительность подогрева, включаемого кнопкой на корпусе, зависит от температуры окружающего воздуха: летом 2-4 секунды, зимой 10-15. Особенно оценят преимущества люминесцентного светильника автотуристы. Ведь переноска с лампой накаливания "посадит"' любой аккумулятор за неделю стоянки где-нибудь у берега теплого моря. "ЭДС" при втрое большей светосиле наполовину экономичнее. Да и освещает небольшую палатку не хуже, чем люстра комнату. Правда, бывалый турист сразу же отметит один недостаток: прежде чем окончательно улечься спать, придется, выбравшись из уютного спальника, идти к машине и отсоединять светильник от бортовой сети. Так что. если прогулки под луной вас уже не вдохновляют, поставьте на шнур обычный выключатель, как, скажем, на настольной лампе. Юрий НЕЧЕТОВ ЗА РУЛЕМ 1/97 81 1