122
нА ЛЕТНЕЙ СОЛЯРКЕ - ЗИМОЙЗима несет теплолюбивым автомобилистам массу проблем. Вода, опрометчиво забытая в системе охлаждения, превращается в лед, который безжалостно рвет блоки двигателей, радиаторы и прочие дорогостоящие емкости. Но замена воде есть - это антифризы, выбор которых сегодня достаточен. Несколько иначе дело обстоит с дизтопливом. Например, в Москве долгожданная зимняя солярка появляется обычно к марту. Вот и мучаются наши "дизелисты" (в основном это водители отечественных грузовиков), пытаясь заставить дизель работать на летнем топливе в морозы. Своим опытом делится бывалый водитель КамАЗа, инженер Андрей СИДОРОВ.Напомню: существует множество типов камер сгорания дизелей и способов смесеобразования. У каждого свои достоинства и недостатки, описанные в специальной литературе. Отметим лишь, что объемно-пленочное смесеобразование в неразделенных камерах сгорания - а именно таково оно в двигателях МАЗов и КамАЗов - обеспечивает наиболее легкий пуск по сравнению с другими типами дизелей. Топливо для дизелей по стандарту бывает летнее, зимнее и арктическое - из названий понятно, какое для чего. Одна из его основных характеристик - температура помутнения, то есть начала кристаллизации парафинов. Солярка при этом действительно мутнеет, по консистенции приближаясь к киселю, и поэтому значительно хуже прокачивается через элементы системы питания. Ниже температуры помутнения в топливе образуются целые твердые пласты поверх "киселя", а затем застывает и он. Зимнее топливо мутнеет при -25°С, для арктического параметр не нормируется. Температура помутнения летнего дизтоплива, на котором приходится ездить изи ­ мой, составляет -5°С, поэтому при свежих фильтрующих элементах тонкой очистки топлива пуск и эксплуатация дизеля при легком морозце не доставляют лишних хлопот. А если есть возможность оставить машину на ночь в тепле, то и более низкие (-5... -10°С) температуры позволяют использовать летнее топливо. Достаточно существующего дренажа или "обратки" (слива разогретых излишков топлива от форсунок в бак), чтобы оно весь день оставалось теплым. Кстати, о теплом гараже. Машина в нем, как справедливо считают, ржавеет быстрее, но, во-первых, для грузовиков это не так важно, а во-вторых, что вам дороже собственное здоровье и долголетие или автомобиль? Железку, в конце концов, купите и другую. Впрочем, я не встречал еще чудаков, готовых ради мнимой сохранности от коррозии разогревать промерзшее сиденье122 ЗА РУЛЕМ 1/97теплом своего тела и принципиально не признавать теплую стоянку! Усилить эффект подогрева бака дренажом можно, если удлинить сливную трубку и проложить часть ее в непосредственной близости от приемной трубы глушителя или вообще завить вокруг него змеевиком через тонкую асбестовую прокладку. Четырех-пяти витков медной или латунной трубки, как правило, бывает достаточно. Еще один способ заключается в том,щего двигателя. А как быть, если его только предстоит пустить, а в баке "кисель"? В трубках и фильтрах, соответственно, тоже. В общем, обстановка максимально приближена к боевой. Если двигатель работает зимой с водой в системе охлаждения, то источник кипятка для заправки системы после стоянки где-то поблизости, наверное, есть (иначе - почему на воде?) В этом случае проблема пуска сводится к разогреву топлива в фильтрах тонкой и грубой очистки ив зоне отбора его из бака. Не лишним будет облить горячей водой подводящие трубопроводы низкого давления и питающие трубки свечей электрофакельного устройства (ЭФУ), а также разогреть масло в поддоне двигателя. А наиболее доступным способом разогрева замерзшего дизеля остается, пожалуй, "внешний" - паяльная лампа или, что не так удобно, факел из ветоши, смоченной в дизтопливе. Но использование этих пожароопасных способов разогрева предполагает отсутствие потеков масла и солярки на машине и, что не менее важно, наличие у владельца здравого ума.Если же двигатель заправлен "Тосолом", то для пуска обычно приходится разогревать еще и впускные коллекторы. Распространено мнение, что если с КамАЗа снять один из двух фильтрующих элементов тонкой очистки топлива, можно значительно облегчить его поступление в ТНВД ценой некоторого ухудшения фильтрации. Что касается поступления - да, оно улучшится. Но об очистке в таком случае говорить не приходится, так как фильтроэлементы работают параллельно и при отсутствии одного из них топливо через другой, естественно, не пойдет, "предпочтя" Отработавшие газы легкий путь. из глушителя Топливо в баке можно разогреть и... лампочкой мощностью 21 Вт, утопленной вблизи трубки заборника. Включенная, она позволяет в течение нескольких часов поддерживать небольшой запас топлива в жидком виде. Быстро прокачать систему питания, чтобы заполнить ее теплым топливом из бака, можно с помощью ручного диафрагменного насоса, установленного перед фильтром грубой очистки. Наиболее удобен для этой цели насос ручной перекачки топлива, что устанавливался на "кировцах", но могут быть и другие. Важно не перестараться, иначе излишнее давление сомнет фильтрующие элементы. Дополнительный насос удобен еще и тем, что не приходится для прокачки топлива поднимать кабину. Штатного насоса низкого давления может не хватить - установлен он высоко, до него 2-3 метра трубок, фильтр грубой очистки да плюс метровый перепад по высоте до бака. В последнее время в продаже появились специальные депрессаторные добавки к топливу, позволяющие значительно пони-Так можно подогреть бак отработавшими газами.что дренаж пускают через систему охлаждения компрессора взамен воды или антифриза. Освободившиеся патрубки системы охлаждения в этом случае, понятно, надо заглушить. Как показывает практика, з а ­ метного влияния на работу компрессора и срок его службы такая переделка не оказывает, как не влияет и на эффективность охлаждения самого мотора. Встречается и такой вариант. Под топливный бак вплотную к нему помещают сварной герметичный короб толщиной 70-100 мм и площадью, равной 1/4-1/3 днища бака. В него через простейший тройник поступают отработавшие газы из глушителя, которые затем выводятся через отверстие в боковой стенке (см. рис.). Если в тройнике установить заслонку от моторного тормоза, то степень подогрева бака легко можно регулировать, изменяя расход отработавших газов через такой подогреватель. Один из недостатков этих способов топливо подогревают теплом уже работаю