21
22
23
24
ПРЕЗЕНТА1На Ульяновском автозаводе организовано производство автомобилей малых серий (ПАМС). Первой освоенной здесь моделью стал УАЗ-3153 с удлиненной базой.Термин "стретч" появился в языке российского автомобилиста совсем недавно. Так называют кузова легковых автомобилей, удлиненные вставками в средней части. Еще вчера вряд ли могло прийти в голову, что этот прием, излюбленный при переделке "линкольнов" и "кадиллаков", будет применен к скромняге "уазику", выпускаемому почти четверть века. Да, сегодня в Ульяновске полным ходом идет подготовка производства комфортабельного УАЗ-3160 (см. ЗР, 1993, № 8). Нынешний, 1997 год определен пусковым. Но и до полного освоения новинки завод должен жить. Более того, хорошо известны проблемы, шлейфом тянущиеся за сменой модели. Короче говоря, в Ульяновске определяют "утилитарному" старичку "469-й пробы" еще лет шесть конвейерной жизни. А чтобы покупатель не отвернулся от него, ульяновцы пошли по пути, проложенному некогда их итальянским партнером Марторелли. Множество фирм занято ныне улучшением стандартного "уазика". Такой тюнинг может прокормить лишь небольшой коллектив, для завода он бесперспективен. В то же время заводу необходима площадка, где можно развернуть производство малых серий. Оно позволило бы отработать некую улучшенную конструкцию, а в случае коммерческого успеха подготовить ее внедрение на конвейер. Эта идея легла в основу уазовского ПАМСа - производства автомобилей малых серий. Сегодня ПАМС действует. Его гибкое сварочное оборудование дало возможность, в частности, удлинять автомобили. Окрасочная линия позволяет расширить цветовую гамму и использовать более качественные (правда, и более дорогие) эмали. Достаточно широк и обещаемый спектр опций. Первенцем ПАМСа стал УАЗ-3153, впервые показанный в автосалонах 1996 года. Реакция зрителей была благожелательной, что в общем-то объяснимо. Характерен такой отзыв: "Начни вы делать его одновременно со стандартным - длинный, безусловно, пользовался бы большим спросом". Для нас практика одновременного вывода на рынок целого семейства пока остается мечтой... Конечно, журнал мог рассказать о "длинном" несколько раньше - выставочный образец, сделанный в экспериментальном цехе, нам показали еще прошлой весной. Мы намеренно дожидались товарных экземпляров. Машину, которую вы видите на снимках, действительно можно купить. Сегодня - на заводе. В ближайшем будущем - у дилеров, по вашему конкретному заказу. Правда, исполнения придется подождать, но такова мировая практика. Главные отличия "пятьдесят третьего" от известной всем машины связаны с удлинением базы. У стандартного УАЗ31512 между осями - 2380 мм. Раму разрезают и надставляют на 380 мм. Естественно, стыки укреплены усилителями. Расчеты подтверждены испытаниями - жесткости и прочности рама не потеряла. Раз уж мы оказались снизу, поищем и другие изменения. Между задним мостом и кузовом обычно ставится семилистовая ЗРЛМ 19 АУЕ /7 21 боковин. Теперь они крепятся не клеем, а пластмассовыми пистонами. Не станем уверять, что все улучшения сделаны после наших публикаций о 31514 - не настолько долго ее эксплуатируем. Но то, что они учтены, свидетельствует об их насущности. Подлокотники на всех дверях позволяют избежать контакта с холодным металлом. Поручни над дверными проемами отнюдь не лишние, особенно при езде по проселкам. Бугурусланская фирма, поставляющая в Ульяновск кресла, активно совершенствует свою продукцию. Передние кресла регулируются совсем "по-жигулевски". Боковины всех спинок развиты, сами спинки стали выше, подгорессора. Дабы избавиться от знаменитой Новая защитная решетка гораздо жестловники уже не упираются в "дубовости", несколько лет назад разрабоче: теперь она креспину где-то под лопатками. Уптали малолистовую рессору, у которой пится не к бамперу, а лотнения по всему периметру три листа. Поскольку "длинный" тяжелее к самой раме. Пластмассовую фальшпадверных проемов должны сдеобычного УАЗа, рессоры у него усиленнель облицовки усталать машину теплее, суше и тиные: в них по четыре листа. С задним моснавливают по заказу. ше. Несколько иначе скомпонотом связан регулятор тормозных сил, реаЛюк - штука довольваны выключатели на панели гирующий на загрузку автомобиля. Удлино удобная, но недешевая, а потому в приборов (см. фото в заголовке), нили карданный вал. стандартное оборукое-какие переместились на руЕще более очевидны изменения педование он не вошел. левую колонку. редней подвески. Рессора уступила место Бросается в глаза исчезновение электпружине, а с ней появились продольные туры двигателя. Лопасти остались прежрычаги, стабилизатор поперечной устойними - металлическими, приклепанными к ромотора стеклоочистителей с потолка над чивости. Автомобиль с такой подвеской ступице - а значит, шумными. Но если зеркалом заднего вида. Теперь он, как поидет заметно мягче. Вкупе с длинной бавстречного потока воздуха достаточно ложено, спрятан под панелью приборов. зой, снизившей склонность к галопировадля охлаждения, то вентилятор не рабоСами "дворники" приводятся снизу, что увению, более мягкими радиальными потает - одним источником звука становитличило площадь очистки. Поводки их лучше прижимаются, а сами щетки наконец-то крышками с новым универсальным рисунся меньше. ком протектора это делает УАЗ-3153 приРоссийские джипы никогда не были стали нормальными. Сколько мы мучились годным для достаточно быстрой езды по "тихими". Борьбе с шумом в модели 3153 с "родными", рассказывать не будем. шоссе. Ведь большинство потребителей уделено немало внимания. Подкапотное В свое время сетовали мы на "недореждет от своих автомобилей универсальпространство плотно "укутано" шумоизо- шенность" некоторых задач. Например, на ных качеств. Редакционный УАЗ-31514 с ляцией - она закреплена на внутренней нашем УАЗ-31514 установлены запираюбездорожьем знаком близко, но все же поверхности капота и на щитке передка. щиеся дверные замки, но капот и задняя девять десятых пробега в 60 тысяч килоНе менее толстый слой защищает издверь открывались так легко, будто борьметров - по асфальту междугородных нутри и сам салон (точнее, его пассажиба с преступностью в стране уже закончитрасс. Многим владельцам УАЗов хотеров). Поверх изоляции уложен ковер. В лась поимкой последнего воришки. Телось бы, чтобы машина бежала порезвее. нашем 31514 ковер тоже есть, и его роль перь все стало иначе. Капот, наконец, отЭто учтено заводом: на перспективу разв снижении шума очевидна. Но он доставкрывается из салона (ручка расположена работаны главные передачи с измененлял и массу проблем, о которых мы уже в привычном для всех автомобилей месным рядом передаточных чисел. писали. В частности, когда понадобилось те). Руль снабжен блокировкой. На задней Теперь заглянем под капот. Все автоего снять, чтобы добраться до коробки педвери - замок. Да и сами личинки замков мобили УАЗ-3153 комплектуются двигатередач, пришлось демонтировать передние стали поосновательнее. Обзавелись замлем рабочим объемом 2,9 л (подробно о сиденья и кронштейн педалей. Новые ковками и крышки лючков бензобаков. К сонем рассказано в № 12 за 1996 год). Срары раскроены по-другому и вынимаются жалению, беззащитной осталась запаска зу бросается в глаза иное размещение без демонтажа салона. Передний, наприснаружи, а переносить ее в салон для помпы. Вентилятор включается через вязмер, состоит из трех отдельных частей. джипа нерезонно. Остается страховать костную муфту в зависимости от темпера- Писали мы и об отвалившихся ковриках с теми многочисленными способами, что уже придуманы умельцами. "Длинный" УАЗ комплектуют двигатеПередней подвеске на пружинах далеко Бегло осмотрев салон, констатируем, лем увеличенного объема и мощности. по комфортабельности до независимой, что он весьма уютен вопреки распространо от рессорной - шаг вперед. ненному мнению об исключительной "утилитарности". А что изменилось снаружи? Пластмассовая фальшпанель поверх решетки радиатора особенно изящной не показалась. К счастью, она устанавливается только по желанию покупателя. Зато галогенные фары мы оценили. Как и возможность установки фароочи-*••! стителей. Пластмассовые пороги и накладки на колесные арки тоже "не для всех". Говорят, они меняют облик автомобиля - может быть. Но и добавляют источников коррозии. На нашей машине, например, заклепки, которыми крепится вся эта пластмасса, алюминиевые и создают с железом крыла гальваническую пару, что ускоряет процесс. Здесь-то хоть пластмассовые крепления. Передний бампер стал значительно меньше и облицован пластмассой В его нижней части разместились противотуманные фары. Исчезли буксирные крюки хотя для джипа, на наш взгляд, это потеря. Если уж "уазик" застрял, то посреди грязи нащупать буксировочную петлю, приваренную к раме снизу... Появился бампер и сзади. Он улучшил внешний вид автомобиля, принял в себя фонарь заднего хода и противотуманный габаритный огонь. Переместился сюда и номерной знак. Все бы ничего, но зато исчез... фаркоп. В недалеком будущем обещают соответствующее новым стандартам буксировочное устройство с шаром, а пока-такая же, как впереди, проушина. Ну никак это все не для джипа! Поскольку с левой части задка перенесли номерной знак, то запаска справа переместилась в центр. Наверное, это оправдано с точки зрения симметрии или гармонии. Но нагрузка на ось траверсы, к которой крепится запаска, возросла. Теперь перейдем к самому главному. Все перечисленные выше улучшения возникли постольку-поскольку. Главным же было удлинение автомобиля. Раз двери остались прежними, то заднее трехместное сиденье после долгих раздумий оставили на прежнем (относительно передних сидений) месте. Для этого пришлось делать под него специальный кронштейн. А вот сзади места заметно прибавилось. Одноместные откидные сиденьица стали двухместными. Вряд ли кто-то станет пользоваться ими регулярно: езда на этих лавочках удовольствия не доставляет. Зато грузовое пространство выросло намного. Для наглядности мы проделали следующее. Полностью сняв заднее и правое переднее сиденья и откинув задний борт, загрузили в УАЗ-3153 пятиметровые (!) доски. Легли они нормально, не свисая. Так что если вам приходится иногда возить длинномеры, то кубометра полтора досок длиной до пяти метров разместите без труда. Автомобиль, понятное дело, не столько объект для рассматривания, сколько машина для перемещения тел в пространстве. Поперемещали себя и мы. Проехали немного, но вынесли два совершенно четких ощущения. Во-первых, на ходу машинаТехническая характеристика автомобиля УАЗ-3153 (в скобках - отличающиеся данные модификации 31514 с нормальной базой и жесткой крышей) Общие данные: число мест - 5-9 (5-7); Лючок горловины бензобаснаряженная масса - 1800 (1590) кг; полка снабдили замком. ная масса - 2600 (2340) кг; максимальведет себя совершенно иначе, что стало ная скорость - 120 (115) км/ч; объем топриятной неожиданностью. Во-вторых, в пливного бака - 2x39 л. Двигатель: бен"уазике" теперь можно разговаривать, не зиновый, УМЗ-4218.10 (УМЗ-4178); диаповышая голоса, и слушать радио в дорометр цилиндра и ход поршня - 100x92 ге. Впечатления весьма поверхностны - (92x92) мм; степень сжатия - 8,2 (7,0); мы надеемся углубить их во время редакмощность - 76 (66) кВт 103 (90) л. с. при ционных испытаний. 4000 обмин; максимальный крутящий Первая сотня новых машин уже готомомент - 213 (171,6) Н.м при 2200-2500 ва к продаже. В показанной здесь комплеоб мин. Трансмиссия: привод - на все ктации УАЗ-3153 стоил на заводе 62,5 колеса (на передние колеса - отключаемлн. руб. (в ноябре 1996 года). мый); коробка передач - механическая Многие из названных улучшений вполне заслуживают перенесения в масчетырехступенчатая; передаточные совое производство. Что же касается пречисла: I - 4,124; II - 2,641; III - 1,58; IV имуществ от увеличенной длины - только 1,00; з. х. - 5,224; раздаточная коробка сбыт покажет, стоит ли такому изделию двухступенчатая: I - 1,00; II - 1,94; главперебираться из ПАМСа на главный конная передача - одноступенчатая, i=4,625 вейер. для переднего и заднего моста. ПодвеВозвращаясь к истокам появления ска: передняя - зависимая, рычажно"длинного" - станет ли ПАМС панацеей от пружинная, со стабилизатором попеуазовских бед? Вряд ли. Но такое произречной устойчивости, задняя - зависиводство демонстрирует живучесть завомая. на продольных 4- (З-)листовых ресда, нежелание опускать руки. Оценить это сорах. Тормоза: барабанные у всех ков полной мере сможет покупатель. А ему, лес, привод - с усилителем и регулятонадеемся, новая машина понравится. Алексей СОЛОПОВ ром давления для механизмов задних Фото Владимира Князева колес. Размер шин: 225 85R15C.Удлинение машины изменило ее заднюю часть. Колесная арка непривычно "отошла" от дверного проема, да и боковые стекла удлинились.32W1'Ъ 276012380'ЗА РУЛЕМ 1/9723 1