60
61
62
63
64
цмтш8После всех поражений, что терпели автомобили "Порше" на гоночных трассах мира в конце 80-х - начале 90-х годов (а здесь и фиаско в состязаниях "индикаров", и провал в формуле 1, и отступление в "24 часах Ле-Мана"), имидж знаменитой марки заметно потускнел. Говорили о том, что "Порше-911" морально устарел, что немецкие конструкторы никак не могут найти ему достойную замену. И на автомобильном рынке это аукнулось падением продаж. "Феррари" и "Ламборгини" стали счи1 В сезоне-95 "мак-ларены" первенствовали в 10 из 12 этапов серии BPR. В минувшем году их преимущество выглядело тоже внушительным - семь побед в 11 гонках. Однако в личных встречах F1GTR каждый раз уступал Порше-911 RSR-Турбо". "<DeppapH-F40GT-E" чаще других - четырежды стоял первым на старте. Однако опередить соперников на финише Олофссону и делла Ноче удалось лишь однажды.\5рТ«-тЧИ1Ш ЗА РУЛЕМ 1/97IGOI* , Ампферер пригласил к себе конструктора Норберта Зингера: "Противника нужно уничтожить!" Между тем немцам противостояли очень серьезные силы. В гонках на выносливость - а самыми престижными в мире состязаниями сейчас являются 24-часовые в Ле-Маие и Дайтоне и международная серия BPR (см. ЗР, 1996, № 5) - участвуют суперкары от "Мак-Ларена", "Феррари", "Ламборгини", "Лотоса", "Доджа", "Ягуара", "Вентури" и совсем уж экзотические, но не менее мощные и быстрые "Маркое", "Листер", "Морган", "Каллоуэй", "Жиллет". Все эти автомобили, специально подготовленные к гонкам, - серийные спортивные машины с двух-, трехместным кузовом купе (если, конечно, можно назвать серийной машину, выпущенную в трех, пяти или дюжине экземпляров!). И самые грозные из них - "Мак-Ларен", "Феррари", "Лотос" и "Листер".Многочисленные поломки и аварии помешали гонщикам "Лотоса" продемонстрировать истинные возможности модели "Эспри-\/8". -wнеожиданным и мощным. Чтобы не просто одолеть противника, а раздавить, уничтоНесмотря на подготовку французской фирмы ORECA, заокеанский "Додж-Вайпер-GTS-R" вы-1 глядел на европейских трассах статистом.таться более престижными, "хонды" - более передовыми, "мак-ларены" оказались быстрее и даже (неслыханная дерзость!) лучше в управлении. Последней каплей стала победа спортивного купе "МакЛарен-П" в прошлогодней гонке "24 часа Ле-Мана": именно там "Порше" приобрел когда-то свою репутацию лучшего в мире серийного спортивного автомобиля. И вот шеф спортивного отделения немецкой фирмы Херберт"Маркое-LM600" англо-бразильского экипажа Кор Одер/Томаш Эрдуш был на протяжении всего сезона быстрее других автомобилей класса GT2 {эти машины отличаются меньшей мощностью). Однако не мог похвастать надежностью. О "Листере" даже на Британских островах знают немногие. Может быть поэтому команда карликовой английской фирмы заручилась спонсорской поддержкой популярной футбольной команды "Ньюкасл Юнайтед".- -«_-- 0'1^Соперничество со сверхбыстрыми "порше" часто заканчивалось для "мак-ларенов" плачевно.Первый создан коллективом инженеров во главе с одним из лучших конструкторов формулы 1 70-80-х годов Гордоном Марри. Мощный и надежный 12-цилиндроДвигатель, коробка передач и задняя подвеска "Порше-91 l-RSR-Турбо".ВЫИ мотор от БМВ, замечательная управляемость, низкий коэффициент лобового сопротивления (рядом с F1-GTR даже Castro/приземистый "Порше-911" кажется горбуномпереростком) козыри суперкара из Уокинга. Нельзя забывать, что гонки на выносливость, и серия BPR в особенности, весьма необычные соревнования. В них, помимо пилотов-профессионалов, принимают участие любители с тугими кошельками, которым гольф и прогулки на яхтах кажутся слишком пресными. И для таких не слишком подготовленных водителей "Мак-Ларен" - лучший выбор. "Я не знаю другого автомобиля мощностью 600 л. с, который бы так хорошо подходил любителю, - заметил владелец косметической фирмы "Л'Ореаль" английский миллионер Линдзи ОуэнДжонс, завсегдатай серии BPR, который обладал бы такой невероятной скоростью и доставлял бы столько удовольствия от вождения". А его напарник, французский экспилот формулы 1 Пьер-Анри Рафа-Один из владельцев итальянской вертолетостроительной компании "Агуста" приобрел для выступлений в серии BPR "Шевроле-Корвет", переделанный американской фирмой "Каллоуэй". Но лавров не снискал - машину отличали большой вес и нелучшая управляемость.иель, добавил: "12-цилиндровый мотор БМВ располагает превосходной характеристикой крутящего момента, запас мощности - во всем диапазоне оборотов. Это делает машину более управляемой. И, что крайне важно для вашего сменщиканепрофессионала, спокойной, а не пугливой, нервной, как большинство чисто гоночных конструкций". У "Феррари" был другой козырь. Модель "Р40СГ-Эволюционе" - самая мощная и быстрая из участников серии BPR, показала свою прыть еще в сезоне-95. Но несмотря на лучшие секунды в квалификационных заездах, в гонке "жеребцы из Маранелло", как по традиции называют "феррари", частенько сходили с трассы из-за поломок. Кроме того, если профессионалы,Технические характеристики автомобилей серии BPR МОДЕЛЬ ФИРМА, СХЕМА ДВИГАТЕЛЬ Рабочий объем, л Мощность, л. с. 600 6,1 630 3,5 3,6 600 520 3,5 650 8,0 540 5,7 3,2 600 650 7,0 400 6,0 6,3 450 5,0 440 2,0 460 МАССА, кг 1020 1060 1140 900 1200 1390 1000 1120 1130 1200 930 950 ЦЕНА, $ 1000000"Мак-Ларен-FI-GTR" БМВ V12 "OeppapM-F40GT-E" V8T "Порше-911GT2-Evo" Р6Т V8T "Лотос-Эспри-\/8" "Додж-Вайпер-GTS-R" V10 V12 "Ламборгини-Дьябло-SV-R" "Порше-91.-RSR-Турбо" Р6Т "Ягуар" V12 "Листер-Шторм-GTS" "Маркос-ШбОО" "Шевроле" V8 "Шевроле" V8 'Каллоуэй-Корвет-1_М600" "Морган-Плюс-eGTR" "Ровер" V8 "Жиллет-Вертиго-V de V" "Косворт" Д4Т170000 465000 195000 200000 1175000-Условные обозначения; V-V-обраэное расположение цилиндров, Р - оппозитное, Д - рядное, 4,6,8,12-число цилиндров, Т-турбонаддув. WSiiE'siif-C'.iSi.-...62ICUN'ЗА РУЛЕМ 1/97VlLsrtr/л,J? Josrsrr, как, например, шведский пилот Андерс Олофссон или француз Мишель Ферте, справлялись с более чем шестьюстами "лошадей" турбонаддувной "восьмерки", то их напарнику, итальянскому миллионеру Лючано делла Ноче, сладить с норовом F40 часто оказывалось не по плечу. Столь же мощным и быстрым, но, к сожалению, таким же ненадежным и капризным оказался и "Листер-Шторм". А вот создатели "Лотоса-Эспри-УЭ" исповедуют совсем другую философию. Главный конструктор машины Джордж Хауард-Чаппелл, совсем недавно работавший в команде "Лотос" формулы 1, так объяснил ее основные принципы: "Быстрый автомобиль должен быть легким и хорошо управляемым, тогда не понадобится дополнительная мощность". Как тут не вспомнить, что подобной веры придерживался и ставший уже легендарным основатель "Лотоса" Колин Чапмен."Порше-911-RSR-Typ6o" - новый суперкар из Цуффенхаузена.Но инженерные традиции "Порше" снискали не меньшую славу. И в соединении с немецкой тщательностью и высочайшей квалификацией конструкторов и рабочих фирмы из Цуффенхаузена дали прекрасный результат. 243 дня потребовалось коллективу из 94 специалистов, чтобы вывести на гоночную трассу очередной шедевр - "Порше911-RSR-Typ6o". Журналист из английского журнала "Автоспорт" Маркус Пай, которого специально пригласили на испытания нового суперкара, не скрывал своего восторга: "Машина, несомненно, внушает трепет, и память об этой поездке я сохраню надолго. Мощный турбомотор ведет себя неожиданно деликатно, коробка передач прощает даже самое неосторожное обращение, рулевое управление поражает легкостью, а тормоза с антиблокировочной системой сообщают вам необыкновенное чувство безопасности и надежности. Короче говоря, пусть даже со мной не согласятся владельцы "мак-ларенов", новый "Порше" в каждой своей черточке чуть превосходит суперкар из Уокинга. И думаю, станет вскоре непобедимым на гоночных трассах". Прогноз блестяще оправдался. Первый же старт в июне, в «24 часах Ле-Мана», стал настоящим триумфом. "911-RSRТурбо" занял второе и третье места в абсолютном зачете, уступив только чисто гоночному прототипу, тоже, кстати, снабженному мотором "Порше". "Мак-Ларены" и "Феррари" были посрамлены. Правда, в серии BPR машины из Цуффенхаузена принимали участие не по полной программе. Однако, стартуя лишь в трех этапах из 11-ти, трижды выигрывали квалификационные заезды, трижды устанавливали лучшее время прохождения круга и трижды лидировали со старта до самого финиша! Причем на каждом круге пилоты "Порше" выигрывали у ближайших преследо-вателей по секунде, обгоняя их за четыре часа гонки на круг и более. Не спасли противников "Порше" ни легкость "Лотоса", ни мощь двигателей "Феррари" и "Листера", ни превосходная управляемость "Мак-Ларена". Как и задумывали в штабе немецкой фирмы, удар получился молниеносным и сразил соперников наповал. Миллионеры - участники серии "ВРР-Глобал-СТ-Эндьюранс" в последний момент нашли-таки лазейку - изза того, что немецкие машины выставила заводская команда, которую представляли исключительно пилоты-профессионалы, за свои победы они не получили ни единого очка, выступая как бы вне зачета. Однако руководство "Порше" не проявило ни малейших признаков недовольства. Как пояснил герр Ампферер, нынешний сезон был для немецкой фирмы всего лишь репетицией. Зимой из ворот экспериментального цеха "Порше" выйдет шесть-восемь новых суперкаров модели "911-RSR-Typ6o", приобрести которые сможет любой желающий (впрочем, если вы горите желанием выложить больше миллиона долларов, чтобы сесть за руль этого автомобиля, поторопитесь, запись началась еще осенью!). А это значит, что в будущем сезоне в гонках на выносливость мы станем свидетелями настоящего блицкрига. Александр МЕЛЬНИК, зам. главного редактора журнала "АМС-Автомотоспорт" Фото агентства DPPI и "BPR Организейшн"МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРИЯ "ВРЯ-Глобал-СТ-Эндьюранс" 1-2. Р. Беллм, Дж. Уивер (Великобритания, "Мак-Ларен-FIGTR") - по 248 очков; 3 - 4 . Б. Айхманн, Г. Рух ( Г ермания , "Порше-911GT2") - по 177; 5. Т. Бшер (Германия, "Мак-ЛаренF1-GTR) - 174; &-7. А. Олофссон, Л. делла Ноче (Швеция, Италия, 4Deppapn-F40GT-E") - 164; 8-10. Ж.-М. Гунон, Э. Бернар, П. Бель-ЖШГ?<мондо (Франция, "ФеррариF40GT-E") - по 154; 11-12. П.-А. Рафанель, Л. Оуэн-Джонс (Франция,' Великобритания, "Мак-Ларен-FI-GTR") - по 150. JkBTOMOTOCnORTiMC •ЧИТАЙТЕ В ПЕРВОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛАЛЕКСАНДР ПОТАПОВ НА ПРАЗДНИКЕЖИЗНИТрехсотсильные полноприводные снаряды. мчащиеся по узеньким улочкам небольших городков и деревень, живой коридор из тысяч болельщиков по обочинам трассы, сотни добровольных помощников судей в оранжевых куртках, доброжелательные лица полицейских, организующих бесперебойное перемещение тысяч машин на всех мало-мальски значимых перекрестках, бесчисленные буфеты, палатки, торгующие всякой окологоночной всячиной, раллийные аттракционы, огромный шатер для зрителей, в котором на больших экранах можно увидеть, как экипажи преодолевают тот или иной спецучасток. Надсадный рев двигателей. предупредительные свистки судей, ругань механиков. смех гонщиков, круглосуточный радиоканал. по которому передаются все результаты и комментарии. Увы. в России ничего подобного нет и вряд ли будет в ближайшем будущем. Как выразился обладатель Кубка Европы среди штурманов Алексей Щукин: "У нас ралли - стихийное бедствие. В Бельгии - праздник жизни". Русские пилоты не раз пытались приобщиться в этому празднику. Москвичи Аркадий Кузнецов и Александр Анцебуров. Игорь Коновалов из Раменского - все они выступали на бельгийском "Кондросе" в начале девяностых. В бытность свою пилотом АЗЛК занимал здесь призовые места в классе "1600" Александр Потапов. В ноябре 1996го теперь уже двукратный чемпион России вместе со своим штурманом Сафонием Лотко вновь наведался в окрестности Юи. что неподалеку от Льежа, чтобы вместе с командой "Александровралли" продолжить освоение новой "Субару-Импрезы" и на высокой ноте завершить удачный для себя сезон...ШОТЛАНДСКИЙ ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ *МЕЧТАЕТ О МИРОВОЙ КОРОНЕГлядя на этого могучего богатыря - ростом не так велик, зато в плечах косая сажень - трудно поверить. что совсем недавно он сидел в тесном кокпите гоночного автомобиля. Шотландец Том Уокиншо - экс-чемпион Европы в состязаниях легковых машин. Теперь, правда, он уже не выходит на старт, однако созданный им коллектив TWR ТЪ Том Уокиншо Рэйсинг'" - одна из самых успешных и разносторонних автогоночных "конюшен". Под чутким руководством Тома на рубеже 80-90-х годов побеждали в Ле-Мане спортпрототипы "Ягуар", а в середине 90-х гоночные "Вольво850" стали самыми быстрыми машинами британского национального первенства. Теперь же шотландский Илья-Муромец вознамерился бросить вызов грандам формулы 1 - "Вильямсу". "Феррари", "Бенеттону". Купив прошлой весной команду "Эрроуз", Уокиншо решил создать на месте вечного аутсайдера Ф1 "конюшню", которой оказалось бы по силам уже через год-другой сразиться за мировую корону в самом престижном виде автоспорта. Поначалу наполеоновские планы шотландца вызывали у многих недоверчивую улыбку, но прошлой осенью Том сумел заручиться поддержкой японской фирмы "Ямаха". чьи двигатели самые легкие в формуле 1. и шинного гиганта "Бриджстоун". Мало того. Уокиншо удалось заполучить "мага аэродинамики", одного из лучших конструкторов нынешней Ф1 Эйдриэна Ньюи и даже чемпиона мира Деймона Хилла. "Мы пришли сюда не забавы ради, - расправив могучие плечи, пообещал Том на представлении своей новой команды. - а для того, чтобы выигрывать Гран-при"... g.КУБОК НАЦИИСреди всего многообразия кольцевых автогонок эти состязания уникальны. Ведь автоспорт считается сугубо индивидуальным видом. Но вот уже семь лет на кольцевых трассах Европы проводится Кубок Наций, в котором вообще нет личного зачета. Регламент состязаний довольно прост. Каждую команду - а в нынешнем Кубке принимали участие национальные сборные 13 стран с четырех континентов - представляют два спортсмена. У всех одинаковые автомобили формулы "Опель". Два заезда по двадцать кругов, сумма мест обоих пилотов - очки в командную копилку.ДЛЯ БУДУЩИХ ЧЕМПИОНОВКонечно, это еще не настоящий командный чемпионат мира - участвуют в нем не асы формулы 1. а лучшие молодые пилоты, которым в ближайшем будущем предстоит заявить о себе на гоночных трассах мира. И. нужно заметить, среди них не затерялись наши кольцевики. Второй раз подряд команда России участвует в Кубке Наций. Причем если в 1995 году в составе сборной были признанные асы Виктор Козанков и Александр Потехин, то прошлой осенью в Англии стартовал талантливый молодой москвич Алексей Васильев.шмшшжтмтттж.А ТАКЖЕ:=Техника формулы 1: забудьте о революциях. У России уже есть чемпион мира по ралли. Четырехкратный! Бензиновый скандал на первенстве мира по картингу. Пилоты всех чемпионатов формулы 1 от А до Я. Парадоксы российского автокросса.*