132
AвтолюбителейDCJTO УВЪТО ТАМ °* УЖЕ ПРОХОДИЛИ...За последние годы наш рынок автомобильной химии наполнился огромным ко ­ личеством продуктов самого разного (а порой и не совсем понятного) назначения. Даже покупатель, способный расшифровывать иностранные надписи на бутылочках, не всегда в состоянии в этом море товаров ориентироваться. Наибольшей таинственностью среди всех этих препаратов окутаны, пожалуй, присадки к моторному маслу. "Достаточно залить в мотор баночку, и Вы его не узнаете" - гласит реклама многих производителей и продавцов. Специалисты же относятся к таким снадобьям с большой осторожностью. Но, может быть, и те и другие преследуют какие-то свои интересы и немного лукавят? Развитые страны Европы и Америки тоже переживали аналогичное нашествие баночек и пузырьков. У них было время испытать и оценить их эффективность, отделить полезные от вредных. А для нас есть резон воспользоваться их опытом и не повторять чужих ошибок. Все моторные препараты можно разделить на несколько групп. К первой отнесу те, что предназначены для очистки двигателя от отложений (engine flush); сюда я включил и восстанавливающие работоспособность резиновых прокладок и сальников (oil stop leak). Они применяются эпизодически, не оставляют следов и относительно безвредны, если строго следовать инструкциям. И те и другие на американском рынке есть, но пользуются ограниченным спросом. Большинство принявших участие в обсуждении отметили, что необходимость очистки масляной системы возникает в результате применения несоответствующих масел или нарушения рекомендуемых сроков замены их. Для промывки масляной системы редко пользуются специальным маслом. Интересно также отметить, что "синтетика" там отнюдь не вытеснила минеральное масло - более низкая цена последнего оправдывает его использование в умеренно форсированных американских моторах. Что касается препаратов для устранения течей масла, то их используют не так часто, как наши владельцы иномарок. Видимо, замена сальника или прокладки в американском автосервисе не столь болезненна для кошелька и нервной системы. Вторая группа продуктов - те, что должны улучшать смазывающие свойства132 ЗА РУЛЕМ 2/97Современные средства компьютерной телекоммуникации сделали людей, живущих на разных континентах, гораздо ближе друг к другу. Сеть "Интернет" (Internet) позволяет то, что раньше казалось просто невозможным. Нашему читателю Станиславу ПОДИНУ из Саратова через компьютер с модемом удалось, например, стать инициатором небольшого заочного обсуждения, в котором приняли участие несколько десятков профессионалов автосервиса, преимущественно из США и Канады. Темой стал личный опыт использования препаратов для двигателя и отношение к этой проблеме в целом.моторного масла, например, увеличивать вязкость при высоких температурах. Здесь все, с кем мне удалось побеседовать, сходятся во мнении: современному маслу такие добавки могут только навредить, разбалансировав тот комплекс присадок, который в масле уже есть. От того бума, что в свое время произвела присадка STP Oil Treatment, не осталось и следа. Сказанное не относится к препарату Slick 50, который пока не собирается уходить с рынка. Он принадлежит к группе модификаторов трения: никак не изменяя свойства масла, он влияет на металлические поверхности трения. Slick 50 представляет собой взвешенный в масле мельчайший (до 0,5 мкм) тефлоновый порошок, способный свободно проходить через поры масляного фильтра. Частицы тефлона оседают на поверхностях трения, образуя тонкую, но очень прочную и скользкую пленку, которая должна исключить сухое трение металлов в условиях, когда слой масла между ними отсутствует. Тефлон химически нейтрален и не может разбалансировать композицию присадок в масле. Отношение специалистов к этому препарату неоднозначное - одни уверены в его эффективности, другие опасаются возможных отрицательных последствий через какое-то время. Так или иначе, но тефлоновые добавки к маслу заслуживают, на мой взгляд, отдельного серьезного разговора. Баночка Slick 50, рассчитанная на 80 тысяч км пробега, стоит около двадцати долларов, так что есть повод задуматься. Американские автомеханики редко используют Slick 50 не оттого, что боятся возможных отрицательных последствий, - они просто не видят необходимости тратить на него деньги клиентов. Наконец, четвертая фуппа - "реметаллизанты". Область их применения - изношенные двигатели. Они должны восстанавливать металлические поверхности трения до первоначальных размеров. Что же удалось выяснить? Такие препараты на американском рынке есть (самый известный -Restore). Большинство автомехаников не доверяют им. Те же, кто пробовал испопьзовать, отмечают, что в большинстве случаев работа двигателя заметно улучшается, снижается расход масла. Но продолжается это недолго - через несколько тысяч миль карета, как в известной сказке, снова превращается в тыкву. Можно заливать препарат снова и снова, пока мотор не откажется работать окончательно из-за сильного загрязнения отложениями. Поэтому в случаях, когда хочется повременить с переборкой изношенного мотора, некоторые механики рекомендуют вместо таких присадок просто вовремя переходить на масла с более высокой вязкостью. Какие же выводы можно из всего этого сделать? Добавки не способны сделать двигатель вашей машины вечным. Ничто не действует эффективнее, чем использование "своего", рекомендованного инструкцией масла и соблюдения сроков его замены. В этом профессионалы американского автосервиса сходятся во мнении с опытными российскими автолюбителями. "Синтетика" же при ее дороговизне провоцирует ездить на ней подольше, а это не компенсируется ее лучшими противоизносными свойствами, слабо проявляющимися в моторах наших машин конструкции тридцатилетней давности.От редакции. Как видим, американцы "не открыли Америки". Публиковавшиеся в нашем журнале материалы на эту тему, подготовленные специапистами и сотрудниками ре ­ дакции, содержат те же выводы и рекомендации, которым, как выяснилось, следуют многие и за океаном. Может быть, теперь пересмотрят свои позиции те из наших автомобилистов, для которых "нет пророка в своем отечестве"?