90
91
споиЭти две профессиональные раллийные команды родились почти одновременно - на исходе 1994 года. Но возможности их были неодинаковы, поэтому и задачи на сезон-95 они поставили себе разные: "Александров-ралли" - выиграть чемпионат России, а "Газпром ралли тим" - покорить Европу.КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Обе команды вполне преуспели в своих устремлениях. Александр Потапов и его бессменный штурман Сафоний Лотко, вроде бы даже не особо напрягаясь, получили по золотой медали. Машины, равной по характеристикам их "Субару-Легаси". подготовленной английской фирмой "Продраив", в нашей стране просто не нашлось. В основе этого успеха команды "Александровралли" лежит давняя дружба Потапова, снискавшего известность еще по выступлениям за АЗЛК, с бизнесменом Александром Александровым - когда-то они сидели за одной школьной партой. (Наверное, не один наш раллист позавидовал: "Эх, мне бы такого однокашника!") Но, пожалуй, еще больше повезло бывшему спортсмену-борцу Евгению Васину. Председатель правления РАО "Газпром" Рэм Вяхирев уже давно испытывал теплые чувства к автоспорту ив один прекрасный день пришел к мысли о создании фирменной команды. Ее руководителем назначили Вячеслава Максимова, а тот был хорошо знаком с Васиным - вместе занимались гонками в московском СТК "Аэрофлот". Получив два 225-сильных "ОпеляАстра-GSi", подготовленных для грунтовых и асфальтовых дорог опять-таки в Англии, фирмой "Мотор Спорт Дивелопмент" (MSD). Евгений в компании с Алексеем Щукиным отправились в круиз по самым серьезным этапам раллийного чемпионата Европы. Итогом сезона-95 стало первое место газпромовцев в формуле 2 - классе машин с приводом на одну ось и двигателем объемом не более 2 л. Таким образом. Васин и Щукин стали первыми в истории европейского ралли россиянами-обладателями кубка континента. Это действительно был триумф, который, однако, только подчеркнул отставание отечественной спортивной техники. "Газпром ралли тим" перевернула представления европейцев о российских раллистах. Но и те. в свою очередь, окон90 ЗРЛМ 2W А УЕчательно убедились в том. что "на Европе" без годового бюджета, грубо говоря, в миллион долларов сегодня делать нечего. Разве что получать удовольствие от тамошних дорог, организации соревнований и жизни вообще. В том сезоне в газпромовской команде было 20 человек - всех надо, как говорится, обуть, одеть, накормить и спать уложить. Семь выездов в год по две недели каждый, не говоря уже о том, что базовый контракт с MSD потянул на 620 тысяч "зеленых". На эти деньги среднестатистическая европейская семья может купить два дома, три машины, содержать четырех сенбернаров и пять лет жить в роскоши. Ради чего "Газпром" пошел на такие траты? Ради славы? Вряд ли - наш метан в рекламе не нуждается. Цели были Справка. Чемпионат Европы по ралли - ежегодная серия соревнований под эгидой Международной автомобильной федерации (ФИА). Состоит более чем из 50 этапов, многие из ко торых совпадают по срокам проведения. Каждый этап имеет свой коэффициент - 2, 5, 10 или 20, в зависимости от степени сложности трассы и уровня организации соревнований. Заработанные экипажами очки умножаются на эту величину. Победитель в абсо лютном зачете получает титул чемпи она Европы, победитель в зачете формулы 2 - звание обладателя кубка. Ка ких-либо иных зачетов, в том числе командных, здесь нет.посвятить, ни много ни мало. Кубку мира в формуле 2, минуя предшествующую ему стадию первенства Европы в абсолютном зачете. С теми же машинами и гонщиками. "Александров-ралли", существующая в основном на деньги своего основателя, планировала повторно занять отечественный раллийный Олимп. РАЗМАХ - НА РУБЛЬ, А УДАР... Нет. нельзя сказать, что удар получился на копейку. Девятое место Евгения Васина в ралли "Монте-Карло" - это рубль, да еще с процентами. Даже если учесть, что престижнейшее до последнего времени в табели о рангах ралли по воле ФИА оказалось этапом "всего лишь" двухлитрового Кубка мира и собрало далеко не всех суперзвезд. Тем не менее, несколько 300сильных полноприводных машин и целое семейство кит-каров вышли на старт. Плеяда громких имен - Франсуа Делекур, Армии Шварц, - ничего удивительного, что в итоговом протоколе фамилия Vasin оказалась на девятом месте. Вроде бы снова успех, но потом было ралли Португалии - своего рода ушат холодной воды на разгоряченные головы. Для россиян эта тяжелейшая грунтовая гонка закончилась досрочно - после 18 СУ отказал мотор. Поразмыслив, руководство команды решило вернуться на трассы Европы. Весь мир был пока не по зубам, да и успехи достаются только "Опелю" как производителю машины, поскольку в формуле 2 личного зачета попросту нет. Случилось так, что вскоре Васин и Щукин покинули команду, "Газпром ралли тим" ищет новый экипаж. А тем временем Александр Потапов совершал беспроигрышное турне по эта-иные, и наверняка патриотизм оказался не на последних позициях. Сезон 1996 года "Газпром" решил уже Один из скоростных участков кипрского ралли Сергею Алясову и Виктору Тимковскому пришлось преодолеть с открывшейся дверью багажника, глотая пыль из-под собственных колес. пам чемпионата России. Четыре победы титул в кармане. Остаток сезона "Александров-ралли" посвятила зарубежным выступлениям. Забегая вперед, скажем: ни на одной европейской гонке россияне не встретили слабого состава участников. Как правило. вся местная элита, усиленная иностранными фаворитами, приезжающими за конкретными результатами-очками. Интересы же двух наших команд в сезоне-96 не пересекались. Всем понятно, что полноприводная "Субару" по всем статьям превосходит "Опель" формулы 2, но все-таки одолевало любопытство: а что если на старте какого-нибудь ралли окажутся экипажи обеих команд? И такое случилось в начале сентября на английском острове Мэн, где проходило ралли "Мэнкс". Сразу скажем сенсации не произошло, хотя за рулем газпромовского "Опеля" к тому времени сидел не кто иной, а сам Сергей Алясов, которого многие, и не без оснований, считают лучшим раллистом России. Место штурмана занял Виктор Тимковский. Перед этим тольяттинцы опробовали совершенно незнакомый им автомобиль - в ралли "Виньо ду Мадейра" в Португалии, немецком "Дойчланд" и греческом "Эльпа", причем в последнем могли быть третьими или четвертыми, но подвел мотор - оборвался клапан. Если "Газпром ралли тим" по ходу сезона поменяла гонщиков, то "Александровралли" - машину. Взамен "Легаси" Потапов и Лотко получили еще более мощную, подготовленную на заводе "Субару-Импреза555" с "бешеным" темпераментом, которую надо осваивать и осваивать. Потапову удалось занять пятое место - достойный для начала результат, хотя машина способна на большее. Алясов же финишировал седьмым, но это его не огорчило - он получил необходимые ему зачетные очки в европейском кубке по ралли, где он уже успел обозначить свое присутствие. Более того, даже устремился в погоню за лидерами ев"Субару-Импреза" Александра Потапова на трассе бельгийского ралли "Кондрос".ропейского кубка. Задачу перед ним поставили архисложную - за три с небольшим месяца стартовать в семи гонках. Такой режим просто невероятен по европейским меркам ("норма" - 10-12 гонок за весь сезон), а уж нашим гонщикам и во сне не снился. Выиграл же "Мэнкс" немец Армии Шварц на "Тойоте-Селика". которая в конце концов и привела его к победе в чемпионате Европы. После этого у Алясова были еще три выступления. "Ралли Кипра" с высшим коэффициентом 20 российский спортсмен завершил на сенсационном втором месте, набрав кучу зачетных очков. А в последних числах октября был только четырнадцатым Справка. Чемпионат мира по ралли - ежегодная серия соревнований ФИА, где определяются чемпионы мира в личном зачете (гонщик и штурман) и зачете производителей автомобилей. Выступать в нем можно на любой серийной машине, но в последние годы безоговорочными лидерами чемпионатов были заводские команды "Тойоты", "Форда", "Субару" и "Мицубиси", располагающие полноприводными турбонаддувными моделями (мощность их моторов - около 300 л.с). С 1993 года ФИА разыгрывает еще и Кубок мира в зачете производителей 2-литровых машин с приводом на одну ось - уже знакомая нам формула 2 (эти машины называют кит-карами). Наибольшую заинтересованность в кубке проявили СЕАТ, "Шкода", "Рено" и "Пежо", создавшие заводские команды.Сергей Алясов (справа) и Виктор Тимковский. ехали третьими в зачете формулы 2, но за два СУ до финиша отказал мотор. По какой причине? Опять обрыв клапана. Механики команды только пожимали плечами: в трех гонках из десяти у новых моторов от MSD проявлялся один и тот же дефект. Обидно. Тем не менее, тольяттинский дуэт стал третьим призером Кубка Европы. А если бы не сходы из-за злополучного клапана?! Впрочем, в автоспорте, как ив других состязаниях, за "если бы" зачетных очков не дают. Для команды "Александров-ралли" последним стартом минувшего сезона было выступление в Бельгии - девятое место на финише ралли "Кондрос". И СНОВА В БОЙ У нас уже бывало, когда, казалось, на самом пороге большого успеха профессиональные гоночные коллективы прекращали свое существование. Вспомним, как два года назад канула в Лету уфимская "Новойл", только-только заявившая о себе в полный голос в европейском чемпионате по ралли-кроссу. Хочется верить, что "Газпрому" и г-ну Александрову удастся избежать этого и они смогут штурмовать раллийные вершины еще многие-многие годы. Сегодня, во всяком случае, никаких симптомов увядания у этих команд не проявляется. Напротив. В 1997 году "Газпром ралли тим" намерена сделать Сергея Алясова чемпионом (да-да, именно чемпионом, а не обладателем кубка!) Европы. Для этого закуплены четыре современнейшие машины "Форд-Эскорт-RS-KocBopT" - две боевые, на которых недавно выступал двукратный чемпион мира Карлос Сайнс, и две тренировочные. Мечтал ли Алясов о таком каких-нибудь пять лет назад?! Да, веселенький должен получиться уже начавшийся чемпионат Европы для нас, россиян, Потому что одним из главных соперников Сергея будет... Александр Потапов. "Александров-ралли" лелеет точно такие же планы, что и "Газпром". Нам же остается пожелать обеим командам удачи. Хотя уже сейчас понятно, что при всей безграничности поля боя им придется толкаться локтями. Титул-то один. Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Андрея Клещева и "Газпром ралли тим"ЗА РУЛЕМ 2>97 91Фф-во французском ралли "Азюр-Антиб" - последней гонке сезона с коэффициентом 20. Газпромовцы были рады уже тому, что машина вообще добралась до финиша: на втором СУ скала разворотила всю заднюю подвеску "Опеля", и на ремонт ушло примерно десять минут. Еще одна неприятность поджидала нашу команду неделю спустя в Сан-Марино. Алясов и Тимковский