129
130
втолюбителейпросто: эластичное основание с клеевым составом, пористый звукопоглощающий материал и звукопрозрачная пленка, которая, пропуская звук, предохраняет "губку" от агрессивных воздействий. В нашем случае это бензин, масло, высокая температура. Таким или подобным ему покрытием облицованы изнутри капот, моторный отсек и оригинальной формы поддон, который закрывает нижнюю часть моторного отсека. Двигатель окружен звукопогпощающим экраном со всех сторон. Такое капотирование мотора - не новинка, иногда его укрывают настолько плотно, что он оказывается как бы внутри своего рода капсулы. На современных моделях инженерные решения по снижению шума закладываются еще в проект. "Ниве" пришлось обрастать дополнительной звукоизоляцией на склоне лет. Доработанная, она заметно попритихла, и замеры показали, что рубеж в 74 дБ взят! Осталось совсем немного - пройти испытания во французском сертификационном центре и получить соответствующий документ. Первая попытка, увы, закончилась плачевно. И дело здесь не в строгости французов или в неточных приборах. Дело в дороге, точнее, в ее покрытии. Контрольный замер производится на участке с очень "шершавым" покрытием. А теперь представьте вы на любой машине с гладкого асфальта выезжаете на дорогу, где в тот же асфальт закатана щебенка. Кто ездил, тот знает, как начинает "гудеть" автомобиль. Такая примерно ситуация случилась на французском полигоне. Сертификат удалось получить со второго захода, после того как по месту быпи сделаны минимальные доработки. Причем в требуемые 74 дБ "Нива" буквально втиснулась, практически без запаса, который, как известно, карман не тянет. Поэтому работы по дальнейшему снижению уровня шума продолжаются. На очереди теперь - система газораспределения. Что чаще всего "вырывается" из общего тона работающего "жигулевского" мотора? Правильно, звенящая цепь или стучащие клапаны. Так вот, звонкую двухрядную цепь можно и нужно заменить однорядной втулочно-роликовой - она шумит много меньше. Гидротолкатели не только избавят от необходимости регулировки клапанов, но и исключат стуки в газораспределительном механизме. На носке коленчатого вала должен появиться демпфер, снижающий его колебания. Меньше деформаций будет передаваться на блок, что также приведет к уменьшению уровня шума. Введение до ­ полнительных усовершенствований позволит заслуженному вездеходу отодвинуться от опасной фаницы в 74 дБ. Но по-настоящему тихим должен стать новый автомобиль - преемник "Нивы", который сейчас проходит испытания. Фото Владимира КнязеваТ/ГСКУССТВО У1 МЫТЬ МАШИНУ- За углом, как раз напротив человека в тулупе, вы увидите автомобиль без колес на домкрате, а возле него ведро и человека. который моет автомобиль. - Вы сегодня там были? - спросил яв волнении. - Я был там месяц тому назад. - Так почем же вы знаете, что человек будет мыть автомобиль? - Потому, что он каждый день его моет, сняв колеса. М. Булгаков. 'Театральный роман" Наверное, кое-кто посмеется над названием этой статьи: какое там, к черту, искусство с помощью ведра воды и тряпки привести машину в порядок? Но не торопитесь с выводом - рекомендации, адресованные прежде всего автомобильным гурманам, чем-то будут полезны и не относящим себя к их числу. Слово - инженеру Михаилу КРОТКОВУ, знатоку автомобильной косметики.Настоящая мойка - это целый комплекс действий по уходу за внешним видом автомобиля. С ним яи хочу вас познакомить, а заодно посмотреть на современный рынок банных услуг для автомобиля. Но сначала коротко напомню, ради чего стоит стараться. Не просто чистый, а искусно вымытый и защищенный полиролем автомобиль служит дольше. И хотя у нас обычно кузов ржавеет раньше, чем выцветает, для бережливого хозяина или любителя раритетов сохране-ние первоначального вида окраски - аргумент весомый. Грамотно вымытый автомобиль меньше пачкается и легче очищается - на обработанной эмали грязи собирается меньше. По исследованиям фирмы "Тертл Вакс", само по себе улучшение внешнего вида автомобиля, хотя и не приносит видимой практической пользы, оказывает весьма позитивный психологический эффект на его владельца; он (или она) начинает гордиться своей машиной, с большим удовольствием Автоматизированная мойка "под давлением". Щеткой и воспринимают себя, свой имидж. Пожалуй, шампунем оператор уже поработал и теперь водяным желание ездить не просто на красивой, а пистолетом ополаскивает машину.•ЗА РУЛЕМ 29'7 129 Лвтолюбителейдаже больше того - на ухоженной, холеной машине и подвигает людей на довольно трудоемкие операции по уходу за кузовом. "Краткий курс правильной мойки" начнем с вопроса ГДЕ МЫТЬ? Конечно, лучше всего на даче, в гараже или просто вбпизи от источника воды. Но это - по теплу. А сейчас вымыть автомобиль самостоятельно - большая проблема, приходится обращаться к помощи сервиса, как, впрочем, иногда и летом. Самый навязчивый и худший сервис предоставляет ребятня, зарабатывающая на нашей лени: "Дядь (теть), давай машину помою!" Ни в коем случае! Во-первых, обычно они располагаются по берегам естественных водоемов. В Москве, например, даже зимой много малолетних мойдодыров на набережных вечно незамерзающей Яузы. Вода в ней, как иу всех промышленных объектов, оживленных городов и т. п., содержит огромное количество агрессивных примесей. Рискуете смыть не только грязь, но и краску. Кстати, мыть машину на бережку очень часто запрещено: вы будете неприятно удивлены, когда штраф возьмут не с самих мойщиков, а с вас, как владельца автомобиля. Во-вторых, предприимчивому молодому (и не очень) поколению технология настоящей мойки неизвестна, из инструментов доступна только тряпка, а уж никак не автомобильный шампунь. Встречаются, правда, счастливые исключения - с таковыми следует заводить знакомство и набиваться в постоянную клиентуру. В последнее время, особенно в столице, появилось много новых, оборудованных импортной техникой моек. Разделяют их на два типа - "щеточные" (иногда - "портальные") и "под давлением". Первые более известны, их издавна применяют на многих автотранспортных предприятиях - таких, как таксопарки. На примере "волг" с шашечками видно, почему человеку, радеющему за отличный внешний вид своего автомобиля, не стоит пользоваться щеточной мойкой. Дело в том, что жесткая щетина щеток немилосердно трет лакированные бока автомобиля и вместе со снимаемой фязью прямо-таки задирает покрытие. К тому же почти всегда щетки оставляют непромытые места где-нибудь в углублениях или на колесах. Неоспоримые достоинства таких моек - автоматизация и быстрота. А фубость их, выясняется, можно и смягчить, применяя специальные хитрые щетки или "тряпки" - поропоновые полосы, вращающиеся на тех жерновах, где раньше была щетина. И все же щеточную мойку я бы особенно бережливым не рекомендовал. "Под давлением" - это не просто шланг,130 ЗА РУЛЕМ 2/971К.Л) У Ба целая установка, подающая воду нужной температуры, под нужным напором ик тому же экономно. Пожалуй, это идеал для требовательного автомобилиста - опять же при условии соблюдения технологии мойки. Или еще лучше - при условии допуска к управлению самого клиента, если он этого хочет, Интересно, что в Англии подобные мойки именно так и работают: приехал, бросил монетку, шланг в руки и вперед! В агрегат заложено несколько программ, по которым он и воду приготовит, и шампунь, и даже полироль - то есть технология будет соблюденаИнструмент мойщика: 1 - это не сыр, а губка с крупными глубокими порами; 2 - щетка со специальной щетиной-мягкой. распушенной на концах и жесткой у основания; 3 - искусственная замша в работе.большую плату вам позволят воспользоваться местом для мытья и местной канализацией и, что очень важно именно сейчас, теплом. Зимой такие кооперативные мойки - разумный компромисс между дорогой фирменной услугой и дешевой, но опасной для здоровья личной работой на морозе. А теперь перейдем непосредственно к процессу. Способов вымыть машину существует немало, я предлагаю вам лучший и, по-моему, единственно верный. Он одинаков, в принципе, во всех местах, упомянутых в первой части статьи, и отличается деталями, о которых скажу отдельно. Итак КАК МЫТЬ? И не только "как", но еще и "чем". Но обо всем по порядку. Для первого действия нам потребуется вода - как минимум ведро. Вода должна быть чистой (хотя бы на вид) и, желательно, теплой и мягкой, то есть без солей. В такой оптимально работают шампуни (о чем знают все женщины - лучше дождевой воды для волос не найти). Жесткую воду смягчит сам шампунь, но потеряет немного в эффективности. Поэтому лучшие фирменные установки снабжены собственным блоком для смягчения воды, которую они забирают из•Ш|Г"'ШШи\\независимо от знания ее клиентом. У нас таких чудо-моек пока, насколько мне известно, только две - в столице, и на обеих есть свой обслуживающий персонал - нашего автомобилиста как клиента английская машина может и не перенести. И, наконец, последний и лучший способ мойки - своими руками. Помните только, что мыть машину можно не везде (в Москве почти нигде), и не пренебрегайте средствами малой механизации, как-то шлангами в больших гаражах и автохозяйствах. За неканализации, чтобы активность моющих средств не снижалась. Нам для ручной мойки подойдет вода любая, тем более что для начала мы просто обольем машину - действие, аналогичное замачиванию. Струей воды смываем пыль, песок все, что отстает. Самую страшную, застарелую грязь можно полить водой с шампунем. Здесь удобны лейка, шланг, а лучше всего водяной пистолет на установке, моющей под давлением. Но только не той, что моет двигатели и агрегаты трансмиссии! Она, конеч-