111
(воимийламиЦЕХИТРОЕ ДЕЛОДЛЯ нас давно стал "учебной партой" самый распространенный в России автомобиль - ВАЗ-2101...2107. На нем и рассмотрим приемы выпрессовки шаровых пальцев опор из поворотного кулака. Начнем с верхнего шарнира. Подняв автомобиль домкратом, снимите колесо. Поставьте под ступицу надежную опору (например, деревянную колодку). Отверните гайку (S17, М 14x1,5) шарового пальца - теперь его можно выпрессовывать. Нужно ли специальное приспособление? Как показал опыт, его роль вполне выполняет хороший молоток массой около 1 кг в сочетании с вашей ловкостью: на корпусе поворотного кулака (рис. 1) есть выступ (прилив), показанный стрелкой. В это место нужно нанести несколько сильных, резких ударов (тут не стесняйтесь!). И палец освободится из конусного гнезда. Обычно все так и делают, но... Технически более "подкованные" автолюбители стараются облегчить конусному пальцу его задачу. Например, под горизонтальную отбортовку верхнего рычага подвески подводят опору (отрезок доски подходящей длины) - при этом между ступицей и упомянутой выше колодкой должен быть просвет около 10 мм (еще раз обратимся к домкрату). Если теперь опускать автомобиль до упора ступицы в колодку, значительная часть нагрузки ляжет на доску, а к шаровому пальцу будет приложена осевая сила, стремящаяся выдернуть его из гнезда. После этого, однако, все равно придется взяться за молоток... Аналогичным образом выпрессовывают и палец нижней опоры. Но приступая к этому, вы убедитесь, что здесь наносить удары неудобно из-за того, что нижний рычаг в зоне опоры шире верхнего. Поэтому желательно, чтобы головка молотка была удлиненной формы (см. рис. 1). Некоторые владельцы "жигулей" по этой причине предпочитают даже небольшую "лишнюю" работу, сначала выпрессовывая палец верхней опоры. Когда это сделано, через верхнее отверстие поворотного кулака вводят стержень (вороток из набора ключей-головок) до упора в торец пальца нижней опоры. Теперь выбить его не представляет особого труда. В продаже вы можете встретить те или иные приспособления (съемники) пальцев шаровых опор. Обычно это специальный резьбовой стержень с гайкой, устанавливаемый враспор между торцами верхнего и нижнего пальцев. Отворачивая гайку, вы соРис. 1. Фрагмент передней подвески "Жигулей": 1 - верхний шарнир; 2 - поворотный кулак; 3 - палец верхнего шарнира; 4,6 - гайки; 5 - палец нижнего шарнира; 7 - нижний шарнир.Замена шаровых пальцев у "Жигулей" - работа, как говорят, нехитрая. И все же, приступая к ней впервые, прислушайтесь к мнению Валентина ГРИГОРЬЕВА. Вдруг пригодится...здаете усилие для выпрессовки. Пользуясь таким приспособлением, не стоит в то же время пытаться именно им и выпрессовать палец. Разумней создать "распирающее" усилие и ударить, как уже сказано, молотком. И работа ускорится, и меньше риск повредить детали или само приспособление. Если вы впервые выпрессовываете шаровые пальцы опор, то учтите, что вас можетвыпрессовке пальца - потом, дескать, гайку отверну. Но не тут-то было: если гайка хотя бы немного сопротивляется отвинчиванию (из-за ржавчины или грязи на резьбе), палец после освобождения из гнезда начинает вращаться вместе с гайкой. Чтобы не оказаться в таком положении, перед разборкой узла тщательнейшим образом удалите с резьбы наслоения грязи или ржавчины - стальной щеткой, а еще лучше "медницкой кисточкой", сделанной из куска троса (рис. 2). Иногда резьбу приходится очищать надфилем треугольного или другого подходящего сечения. Может помочь и специальная надрезанная гайка М14х1,5 (рис. 3). (Ее немного деформируют, чтобы сделать "тугой".) После очистки резьбу неплохо обработать препаратом WD-40 или хотя бы соляркой, керосином. Если же вы все-таки оказались в неприятной ситуации, можно разорвать и удалить резиновый чехол опоры, а затем схватить палец за его шейку пассатижами, подходящими клещами или круглогубцами, чтобы отвернуть гайку. Чехол, если он прослужил столько же времени, что и опора, вряд ли достаточно герметичен. Даже в случае, если он не разорван, его "воротник" может оказаться изношен - и здесь через образующуюся щель внутрь шарнира проникает грязь. Стоит ли его беречь? Но, допустим, вы решили вернуть строптивый палец на место, в гнездо поворотного кулака. Как это сделать, если он прокручивается заодно с гайкой? Довольно просто: ударом в тыльнуюРис.3. ГайкаМ14х1,5 для очистки резьбы.подстерегать "подводный камень", особенно при замене старой, сильно изношенной опоры, в которой палец легко проворачивается<а»Рис. 2. Стальная кисть (делается из куска троса). относительно корпуса. Что происходит? Конфигурация деталей поворотного кулака не позволяет полностью отвернуть стандартную высокую гайку (S17) с капроновым вкладышем, ее обычно удается согнать всего на несколько витков резьбы. Видя это, вы, естественно, приступаете ксторону опоры нужно вбить палец в гнездо, чтобы его заклинило. После этого, закрутив гайку (но не затягивая ее сильно), вы можете заняться очисткой резьбы пальца. Зная о возможных трудностях, некоторые бывалые владельцы "жигулей" специально укорачивают длину резьбового конца пальца и используют более низкую гайку, без капронового вкладыша. Ее самоотворачивание исключит специальная шайба с отгибающимися лепестками. Делают ее из стального листа (см. ЗР, 1994, № 9, с. 52).ЗА РУЛЕМ 247 111