112
113
GOHMHG оимиишми" О ИВА " : РАЗБИРАЕМ 11 ЗАДНИЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬЗа это приходится браться, когда привод стал работать с перебоями или вовсе перестал двигать щетку по стеклу. Причин тому немало: от обрыва цепи питания электродвигателя до поломки шестерни в редукторе стеклоочистителя. Опредепить однозначно по внешним признакам истинный дефект сложно и только "вскрытие" поможет его установить. Специальный инструмент не потребуется. Сначала проверяем предохранитель в электроцепи задней щетки. Если он в порядке, придется добираться до моторедуктора. Крестообразной отверткой вывинчиваем по периметру обивки саморезы, которые крепят ее к задней двери (фото 1). Поддев отверткой в нескольких местах обивку, отсоединяем ее от двери в нижней части (там, где замок) и вытаскиваем из паза в верхней части (фото 2). Разъединяем колодку проводов и проверяем пробником подачу напряжения к мотору щетки (фото 3) и надежность крепления "массового" провода. Если "фаза" есть, а моторчик не работает, надо его разбирать. Снаружи приподнимаем защитный колпачок на поводке щетки и ключом "на 10" отворачиваем гайку крепления поводка к валу привода (фото 4). Если поводок давно не снимали, он, как правило, накрепко срастается с валом - здесь самое благодатное место для коррозии и образования окислов. Разъединить детали в таком случае непросто. Если не удастся, пошатывая, снять поводок, придется навернуть гайку, поддеть отверткой (создать предварительный натяг) и несильно ударить по валу молотком. Щетка обязательно сойдет с его конических шлицев (фото 5). Снимаем защитный резиновый колпачок (фото 6) и ключом "на 22" отворачиваем гайку крепления редуктора к задней двери (фото 7). С внутренней стороны ключом "на 10" отворачиваем две гайки крепления привода щетки к панели двери (фото 8). Чтобы снизить вибрацию, редуктор крепят на резиновых втулках. В них стоят металлические дистанционные, которые легко потерять. Следите за этим. Покачивая, вынимаем механизм привода (фото 9). Далее работы выполняем на столе. Поддев отверткой пружинное кольцо-фиксатор, снимаем его с вала (фото 10). Делать это следует с особой осторожностью:112ЗА РУЛЕМ 297 йоимийламикольцо крепкое и неловкое движение может привести к травме. Отверткой вывинчиваем четыре винта крышки редуктора (фото 11) и снимаем ее, придерживая прокладку (фото 12). Удаляем маленький пластмассовый колпачок с оси блока зубчатых секторов (фото 13). Слегка постучав по валу привода снаружи, вынимаем его вместе с блоком из корпуса редуктора (фото 14). Бывает, что дефект кроется в этом узпе привода. Снимаем пластмассовую шестерню червячного зацепления (фото 15) и внимательно осматриваем ее зубья. Случается, что какую-то часть шестерни срезает металлический червяк, и тогда она перестает вращаться. Также осматриваем контактные кольца на обратной стороне шестерни и токоподводящие пластины (они же термобиметаллический предохранитель для защиты моторедуктора от перегрузок) в корпусе редуктора - они могут быть повреждены (на снимке детали указаны стрелками). Остановка щетки в любом произвольном месте на стекле - следствие неисправности в этом узле. Отверткой вывинчиваем два винта, притягивающих корпус электромотора к редуктору (фото 16). Вынимаем две специальные гайки из корпуса мотора (фото 17) - они не дают ротору выйти из статора. Придерживая отверткой червяк привода на валу мотора (ротора), отсоединяем (фото 18) корпус (статор). В нем заделан постоянный магнит - он притягивает ротор. Если его не придерживать, можно сломать графитовые щетки мотора. Аккуратно вынимаем ротор из щеточного узла (фото 19) и удаляем пружины щеток из направляющих (фото 20). Продуваем сжатым воздухом внутреннюю полость моторедуктора, чтобы удалить графитовую пыль от щеток. Осматриваем коллектор, обмотку ротора, щетки и пружины. Проверяем ход щеток в держателях. Они должны перемещаться свободно, без заеданий, перекосов. Изношенные щетки меняем на подходящие от любого подобного прибора. Подогнать их под необходимый размер можно напильником. Севшую пружину лучше заменить новой, а грязный коллектор зачистить тонкой наждачной бумагой, промыть в бензине и слегка смазать техническим вазелином. Для справки сообщаем: если к редуктору подвести напряжение 14 Ви приложить момент 0,05 кгс-м, число двойных ходов вала (щетки) моторедуктора должно быть 50±5 в минуту. Температура воздуха - 25±5°С.[19 • Лг^ЛСборку проводим в обратной последовательности. Но перед установкой шестерни червячной пары проверяем осевой зазор ротора. Для этого отверткой, опираясь на заход червяка, пытаемся его сместить вперед и назад. Специальным винтом (на " фото 18 указан стрелкой) регулируем этот зазор. Он должен быть едва заметным. Если смазка старая или ее недостаточно, удаляем ее и закладываем новую ("Литол-24"). Подшипники скольжения ротора смазываем обычным моторным маслом. Ротор следует ставить осторожно, чтобы не сломать щетки. Для этого лучше их полностью завести в направляющие и удерживать там, прижав пальцами провода щеток.ЗА РУЛЕМ 2/97