87
88
89
шшшщул"Представьте себе ситуацию: вы приходите в "Манчестер Юнайтед" и, выложив полтора миллиона долларов, требуете поставить вас центральным нападающим. И тренер знаменитого футбольного клуба с радостью отправляет на скамейку запасных суперзвезду Эрика Кантону - ведь у того нет двух миллионов. Глупо, не правда ли? Тем не менее в автоспорте именно так и происходит - деньги дают вам пропуск на самый высший уровень". Горькие эти слова принадлежат английскому гонщику Гарету Ризу. Выиграв европейское первенство формулы "Опель". бронзовую медаль чемпионата Великобритании формулы 3и победив в престижнейшей - для наиболее талантливых молодых пилотов - гонке "Мальборо Мастерз", он перешел в формулу 3000. Именно ее издавна считают последней ступенькой к "автогоночному Олимпу'' - формуле 1. Однако очень скоро Ризу пришлось забыть о "хрустальной мечте своего розового детства". Денег, которые он принес своей команде. хватило всего на половину сезона. И Гарету пришлось покинуть формулу 3000. Согласитесь, ситуация абсурдна. Мало того, что "последняя ступенька" стала в последние годы непомерно дорогой, еще иК титулу чемпиона Германии и победам в Гранпри формулы 3в Монако и Макао 27-летний Йорг Мюллер добавил победу в Ф3000. При этом немец не проявил оптимизма: "Сегодня у меня нет шансов выступить в формуле 1. Разве что получить место в откровенно слабой команде но это отнюдь не лучший вариант для гонщика".большую часть средств в бюджет команды (в среднем это около 750 тысяч долларов на десятиэтапный сезон для двух гонщиков) вынуждены вносить сами пилоты. Они должны искать спонсоров, а если учесть, что популярность Ф3000 не самая высокая, дело это хлопотное и ненадежное. Неудивительно. что многие молодые спортсмены, блиставшие в "младших" формулах, так иЗРЛМ 297 А УЕ 87 не добираются до заветной приемной, за дверями которой их якобы ждет формула 1. Вот и получается, что "последняя ступенька" как-то теряет свой смысл. Приглядимся к участникам чемпионата мира формулы 1. В сезоне-92 среди них было 24 выходца из ФЗООО. А в минувшем году - ровно вдвое меньше. "По-моему, - заявил менеджер "Мак-Ларена", одной из самых успешных команд Ф1 , Рон Деннис, - этот чемпионат становится бессмысленным". "Я очень беспокоюсь, - вторил ему авторитетнейший специапист в автогоночном мире Джеки Стюарт, трижды становившийся чемпионом формулы 1, - что ФЗООО перестала быть поставщиком талантов для мирового первенства. Более того, она многих отпугивает". Что же делать? Во-первых, снизитьрасходы, решили в Международной автомобильной федерации. И сезон-96 объявили началом новой эры в истории ФЗООО - она стала "формулой одной марки", то есть с обязательным использованием одинаковых шасси и двигателя. Причем руководство ФИА остановило свой выбор не на более успешных в последние годы английском автомобиле "Рейнард" и моторе "Косворт", а на их менее совершенных соперниках шасси "Лола" и двигателе "Цитек-Джадд". Технический уровень ушел на второй план, во главу угла поставили экономию. Стоимость "Цитек-Джадд" в полтора раза меньше, чем у "Косворта". А цена новой "ЛолыТ96/50" - около 80 тысяч долларов. Таким образом, бюджет команды удалось бы втиснуть в 450 тысяч, причем треть его должен составлять лизинг моторов.Чемпионат-96 прошел под знаком соперничества Кении Брака (№ 1) и Йорга Мюллера."Наша цель, - сказал президент ФИА Макс Мосли, - найти как можно больше талантливых водителей. И "формула одной марки" для этого - лучшее решение. Ведь чем дешевле становится последняя ступенька перед Ф1, тем достижимее наша цель". По правде говоря, заявление хоть и оптимистичное, но не бесспорное. И столь же неоднозначным выдался обновленный чемпионат. Начиналось все на довольно приятной ноте. 17 команд - больше, чем в прошлом году. Почти три десятка гонщиков из 14 стран, в том числе из Аргентины, Японии, США, Южной Африки. Больше половины пилотов- новички, среди которых чемпио-Бельгиец Марк Гуссенс одержал две победы в сезоне."Лола-Т96/50" победителя серии Йорга Мюллера оснащена 450-сильным мотором "Цитек-Джадд-KV". Для того, чтобы сделать машину максимально безопасной, авторы новых технических требований снизили аэродинамическую силу, прижимающую автомобиль к дороге в поворотах, приблизительно на 40% и ввели так называемый "воротник безопасности" вокруг шеи пилота. ны и экс-чемпионы Франции, Германии, Италии, Японии и Южной Америки в формуле 3. Да и борьба в первенстве получилась интересной, напряженной. Пятеро пилотов - немец, швед, бельгиец, бразилец и француз - из пяти разных команд одерживали победы в десяти гонках чемпионата. Шесть раз на протяжении сезона менялся лидер, а вопрос о победителе оставался открытым до последнего круга последнего этапа. Однако сказать, что задумка ФИА удалась в полной мере, как-то не поворачивается язык. Без финансовых трудностей вновь не обошлось. Из-за нехватки средств у команды "Шэннон Рэйсинг" всего лишь однажды вышел на старт итальянский чемпион Лука Раньони, а второй пилот этой "конюшни" Том Кристенсен вынужден был пропустить три этапа. Но главное - новая ФОО так и не стала магнитом ЗО для молодых талантливых пилотов. Из 24 победителей самых престижных национальных первенств формулы 3 последних четырех сезонов постучались в приемную королевы автоспорта лишь шестеро. Хуже того, наиболее талантливые, такие, как итальянец Джанкарло Физикелла, датчанин Ян Магнуссен, аргентинец Норберто Фонтана, англичанин Кельвин Берт, сознательно предпочли более престижные и выгодные контракты в других сериях автогонок. И почти все получили приглашение менеджеров формулы 1 занять место водителя-испытателя ! Еще удачней сложилась судьба тех пилотов, кто пренебрег европейским чемпионатом ради японского национального первенства ФЗООО (которое, заметим, проходит отнюдь не по правилам "формулы одной марки"!). Ральф Шумахер, младший брат чемпиона мира, и японец Синдзи Накано могут горячо благодарить своих менеджеров - те отсоветовали им стартовать в Европе. Оба в сезоне-97 будут выступать в формуле 1 - в "Джордане" и "ЛиЧетырежды пересекал первым линию финиша Кении Брак. Однако судьи последнего этапа в немецком Хоккенхайме дисквалифицировали шведа за опасную езду, отдав тем самым победу французу Кристофу Тинсо, а чемпионский титул - своему земляку Йоргу Мюллеру (машина серебряного призера на фото внизу).жье" соответственно. Тогда как лидеры Международного чемпионата ФИА пока не дождались заветного приглашения. И формула 3000 вместо своеобразных подготовительных курсов перед университетом формулы 1 превратилась в унылую скамейку запасных, на которой почти без всякой надежды ждут своего часа пилоты второго эшелона. Перспективы у них и впрямь не особенно радужные. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на паспортные данные призеров прошедшего чемпионата. Победителю немцу Йоргу Мюллеру - 27 лет, вице-чемМ * 1 "\ 1 пиону шведу Кении Браку - 30, обладателю "бронзы" бельгийцу Марку Гуссенсу IpeTROBRAS 27. Среди первых семи пилотов первенства шестерым перевалило за 26. А гонщиками такого возраста расчетливые хозяева команд формулы 1, как правило, уже не интересуются. И еще одна сторона той же медали. В компании опытных старожилов формулы 3000 молодым новичкам порой не под силу полностью показать все. на что они способны. Так в минувшем сезоне бросить вызов "старикам" удалось лишь чемпиону Южной Бразилец Рикарду Зонта - один из немногих ноАмерики в ФЗ Рикарду Зонта. Одержав две вичков ФЗООО, кому удалось обратить на себя внимание. победы, бразилец занял четвертое место в чемпионате. Другие же новички практичекоторые по тем или иным причинам до сих пор не сумели прорваться к вершине, обраски ничем себя не проявили. Одним словом. Международной федетить на себя внимание хозяев формулы 1. Александр МЕЛЬНИК, рации пока не удалось достичь своей цели заместитель главного редактора - сделать формулу 3000 кузницей молодых журнала "АМС-Автомотоспорт" талантов. Сегодня она представляет собой Фото агентства DPPI скорее последний шанс для тех гонщиков,wisiSfe^J£ШШМеждународный чемпионат формулы 3000 1. Й. Мюллер (Германия) - 52 очка; 2. К. Брак (Швеция) - 49; 3. М. Гуссенс (Бельгия) - 28; 4. Р. Зонта (Бразилия) - 27; 5. М. Гуэйруш (Бразилия) - 20; 6-7. Т. Кристенсен (Дания), К. Тинсо (Франция)-18.ЗА РУЛЕМ 2/9789