АВТОМОБИЛЬНЫЙ БИЗНН "Кто торгует в России иномарками, как они попадают в нашу страну, какие проблемы у автомобильных дилеров? Лучше всего об этом знают в ассоциации "Российские автомобильные дилеры". В исполнительной дирекции РОАД так оценивают положение в автомобильном бизнесе.Рубежной датой для импорта автомобилей в Россию стало 1 января 1994 года. Тогда совокупный таможенный платеж пошлина, акциз плюс НДС - достиг невероятных размеров: 160-170% к оценочной стоимости импортируемого автомобиля. Рассчитывающие, как обычно, от достигнутого (уровень 1993 года), таможенники впоследствии были крайне удивлены, не получив в 1994-1995 годах почти никаких доходов от импорта автотранспортных средств! Хотя только в эти годы ввезено 117 и 82.5 тысячи машин на сумму 340 и 375 миллионов долларов соответственно. В Россию иномарки поступают тремя путями. Первый, самый добропорядочный и законный: официальные дилеры закупают автомобили непосредственно у зарубежного производителя на основе индивидуальных контрактов. В них оговорены специальные, устанавливаемые для каждого конкретного дилера отпускные (инвойсные) цены. Официальные дилеры получают от государственных органов разрешение на торговлю определенными марками машин в течение года или трех лет. Автомобили у таких продавцов проходят выборочное тестирование и сертификацию. Для них обязательны предпродажная подготовка, обеспечен гарантийный и послегарантийный сервис на фирменных станциях. Создание последних обходится в сотни тысяч долларов, включая стоимость оборудования, подготовки персонала, аренды и т.п. Нередко зарубежные компании помогают своим официальным дилерам в организации фирменного сервиса или же учитывают их расходы в контрактной цене. Помимо официальных автомобильных дилеров, в России существуют и довольно активно действуют, несмотря на упреки им в недобросовестной конкуренции, дилеры "серые". Они покупают небольшие - 5, 10, 20 машин - партии не у производителей, а, к примеру, у крупного европейского дист'Тора. Вполне законно, на основании очного контракта, они могут ввезти юлько машин, сертифицировать всю 88 ЗРЛМ 3/97 А УЕ партию и продать, уплатив положенные сборы. Чем же плох "серый" дилер? Он, как правило, не имеет собственных станций техобслуживания и не может обеспечить регулярный сервис купленной у него машины. Его цель - ввезти несколько машин, быстро продать и вложить деньги в следующую закупку, оставив себе прибыль. Освобождая себя от послепродажных хлопот, "серый" дилер не несет лишних затрат и может позволить себе устанавливать демпинговые цены - предмет постоянной головной боли у дилеров официальных. На долю "серых" дилеров приходится 15-25% объема продаж новых иномарок. Наконец, третий путь насыщения российского рынка иностранными автомобилями, очень популярный в определенных кругах, - через "черных" дилеров, другими словами - скупщиков и продавцов краденых машин. Дело поставлено на поток, "импортируемые" таким способом машины, естественно, не регистрируются и не сертифицируются, но снабжены всеми необходимыми документами. Лишь небрежность в их оформлении позволяет иногда приподнять завесу над этим затемненным сектором автомобильного рынка России. Кстати, процветанию "черных" дилеров весьма способствовала неудачная таможенная политика 1994-1995 гг., по сути "перекрывшая кислород" законопослушным официальным дилерам. До последнего времени у наших государственных органов не было четкого понимания того, как происходит импорт автомобилей и расчеты по нему. Таможенные операции дают до 25% доходов госбюджета страны, поэтому всякие предложения по снижению тарифов воспринимались как попытки нанести ущерб государственным интересам. И наоборот, считалось, что повышение ввозных пошлин - способ увеличить поступления в бюджет. Введение, по сути, запретительных таможенных платежей, исчисляемых к тому же от определяемой самим таможенником по справочнику цены иномарки, привело лишь к тому, что официальные дилеры вынуждены были покупать автомобили через различные организации, волею правительства и различных лоббирующих группировок освобожденные от налогового бремени. Сейчас с этой практикой покончено, но в ту пору привело к значительным потерям для бюджета: ведь официальный автомобильный импорт доходов не приносил. Стоило сократиться ввозу новых автомобилей, как на российский рынок хлынули подержанные иномарки, иногда очень древние ив силу этого представляющие опасность не только для окружающей среды, но и просто для окружающих. Именно эти машины составили серьезную конкуренцию отечественным автомобилям по объемам продаж и ценам. Важно понять, что снижение таможенных платежей не приводит к сокращению поступлений в бюджет. Напротив, доведение совокупных сборов до разумных пределов - 40-50% от инвойсной цены производителя, не превышающей 50% справочной цены, значительно расширит базу налогообложения: официальным дилерам незачем будет искать обходные пути, все закупаемые ими машины пройдут через таможню с уплатой полной суммы сборов, исчисляемых от документально подтвержденной контрактной цены. На каждой машине дилер имеет свою "маржу" - это сумма, покрывающая все расходы, плюс минимальная прибыль, при которой его бизнес может развиваться. Он ее получает независимо от величины пошлин и акциза, которые прямо пропорционально влияют лишь на цену импортного автомобиля. Так что снижение таможенных сборов стимулирует реализацию новых иномарок на российском рынке через официальных дилеров. Рост импортных закупок увеличит поступления в бюджет, что отвечает задачам ГТК. Ну а потребитель получит проверенный автомобиль по доступной цене. Похоже, эта не слишком сложная схема, устраивающая всех, находит понимание в ГТК. Теперь - дело за правительством. Торговля иномарками в России - динамично развивающаяся, несмотря на множество преград и ограничений, сфера автомобильного бизнеса, оперирующая суммами в 330-500 миллионов долларов в год. Эти деньги можно направить на полезные дела, но они могут и просто "уйти" из страны. Все зависит от разумности государственной политики, касающейся им1 томобилей. Записал Юрий БУГАЕ••щ