103
104
П F» !•! Л ОЖЕ И l/lКЖ УРНАЛУ":ЗА.F»yj"IEIVIСОДЕРЖАНИЕЧто может стробоскоп Разбираем отопитель "Жигулей" Разбираем карбюратор "Вольво-740" "Самара" глазами механика Прошу объяснить 103105Ц ТО МОЖЕТ 1 СТРОБОСКОПАвтомобилисты определяют стробоскоп как "мигающую лампу, которая помогает правильно установить опережение зажигания". Но под это определение подходят три класса приборов. О них рассказывают Аркадий АЛЕКСЕЕВ и Андрей ЛАДЫГИН.108 110111,113,123Сайлент-блоки "Москвича": пора на замену Улучшаем охлаждение "ветерана" "Волга": неисправен экономайзер Учитесь "топить печку" Гидропресс из домкрата112114116 117 119КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Маслице для дизельковГидрокомпенсаторы стали лучше Большие колеса "Самары" и "десятки" Отказали тормоза? Наш словарь-2 "Перекрестки" карданных валов Советы бывалых 127 128 122 124 126120121Примитивный стробоскоп, собственно, почти и не прибор. Крохотный корпус (обычно от одноразового шприца), два проводка, неоновая лампа да пара радиодеталей - вот и все устройство. Возможности малютки вполне под стать размерам. Итак, проводки присоединяем к выводам низкого напряжения катушки зажигания и направляем тусклое мерцание лампы на шкив коленчатого вала при работающем двигателе. В полумраке гаража метки на "остановившемся" (зрительно) шкиве станут заметны. А вот для солнечного дня прибор, пожалуй, не подойдет - пятнышко света в таких условиях неразличимо. Допустим, метка установки зажигания на шкиве "сдвинута" относительно шпенька-указателя восстанавливаем их совпадение, вращая корпус прерывателя-распределителя. Готово? Предположим, да. Но только при каких оборотах коленчатого вала это сделано? Инструкция называет необходимые обороты, но есть ли уверенность, что холостой ход в точности им соответствует? Если нет (а скорее всего, нет) - без тахометра не обойтись, иначе точность установки опережения вряд ли будет удовлетворительной: как известно, угол заметно меняется с изменением оборотов. И тут наш мини-прибор уже не помощник. Однако как ни прост этот стробоскоп, а все же есть у него дополнительная функция он позволяет проверить свечи и высоковольтные провода на работающем двигателе. Достаточно оплести свечной провод одним из проводков прибора (сделать четыре-пять витков), а второй провод присоединить к "массе", как "неонка" зажжется - но только в том случае, если и свеча, и провод исправны. Есть у прибора еще одно достоинство - низкая цена. Двадцать пять тысяч рублей в наше время - очень небольшие деньги (всего четверть стоимости от одной заправки), а коечто им сделать все же можно. Просто стробоскопы отличаются уже более солидным корпусом в форме пистолета или фонарика и мощной лампой с линзой или отражателем. Два провода с "крокодилами" присоединяются к аккумулятору, а третий заканчивается чем-то, по виду напоминающим бельевую прищепку. Это - так называемый индуктивный датчик (кстати, четыре витка вокруг свечного провода у приборов предыдущего класса как раз и играют роль индуктивного датчика), устанавливаемый на свечной провод первого цилиндра. А еще в корпус прибора встроен индикатор (обычно - стрелочный) с двумя функциями - тахометра и указателя угла опережения в градусах. Соответственно, имеется кнопка переключения режимов, а также ручка, которая управляет запаздыванием вспышки лампы относительно момента искры в первом цилиндре (встречаются стробоскопы и без этих возможностей, они менее удобны). Сравнивая это запаздывание со временем между двумя импульсами на первой свече, то есть временем полного рабочего цикла, прибор и определяет опережение зажигания. Работать со стробоскопом довольно просто. Подсоединяем провода и датчик, проверяем тахометром обороты коленчатого вала и ручкой подгоняем вспышку стробоскопа так, чтобы совпали метки (не перепутайте - здесь речь идет о метке ВМТ). Теперь на индикаторе - опережение в градусах по маховику. Можно и наоборот - сперва установить ручкой необходимое при этих оборотах значение, аСтраничка "Мото" Откуда свет в автомобиле "Курилка"129 130 131 GOHMHG ОИМИШЭМИ"прищепку" можно повесить на любой из свечных проводов). После самопроверки тестер выдал на дисплее (индикатором это уже не назовешь!) обороты холостого хода и напряжение на клеммах батареи, а после короткого нажатия на газ - колебания зарядного напряжения в процентах. Пока все в норме. Следующая проверка - баланс мощности по цилиндрам. Блокируя последовательно искру в каждом из цилиндров (самостоятельно, без участия мастера, который лишь включает режим проверки), ной провод шестого цилиндра, подальше от остальных высоковольтных проводов, которые на этой машине собраны в плотный пучок и, видимо, вносили помехи. Ведь индуктивный датчик очень чувствителен, и "посторонние" импульсы (в том числе и от трамблера) могут сбить его с толку. На большинстве проверенных машин было установлено бесконтактное зажигание, поэтому мы опробовали режим проверки падения напряжения на коммутаторе - все параметры уложились в норму. Заинтересовало нас то, что при этом тестер все же показывал и некий угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). Почему? Тут вспомнилось, что и отечественные автотестеры при проверке бесконтактных машин отслеживают этот угол - но показывают при этом произвольные цифры, каковые, видимо, выдал и американский прибор. На "семерке" же с контактным зажиганием прибор уверенно остановился на цифре 58,1° - чуть выше нормы для этой машины, а колебания угла не превысили 2%, то есть прерыватель еще в "хорошей форме". Кроме УЗСК, прибор может измерять и длительность управляющих импульсов на форсунках систем впрыска, эту функцию мыщшщшшшшу^•затем поворотом прерывателя-распределителя совместить метки. Стробоскопы этого типа дают возможность выполнить и довольно тонкую по гаражным меркам операцию - проверить центробежный и вакуумный автоматы опережения зажигания. Для этого измеряем опережение при разных оборотах двигателя, например, с шагом 300 об/мин, а полученные результаты наносим на график. Затем сравниваем его с фафиком, представленным в руководстве по эксплуатации и ремонту данного автомобиля. Если обнаружится несовпадение - одни заменят трамблер, другие же - наиболее умелые (или, может быть, смелые) - решатся его настраивать, подгибая усики пружинок и т. д. Проводя эту работу, не стоит забывать, что получена всего лишь зависимость "обороты угол опережения" на холостом ходу (!), а вовсе не многопараметрический фафик, по которому работает завод-изготовитель трамблеров. Поэтому вполне приличный по результатам домашнего теста прерыватель-распределитель вполне может отличаться от "эталонного" при работе мотора под нафузкой. Цена стробоскопов "среднего" класса примерно 250-350 тысяч рублей. Гаражному умельцу это вполне по карману, а совсем уж "чайнику" такой прибор пригодится вряд ли. Еще более сложны и дороги приборы, сочетающие "в одном флаконе" (в смысле, корпусе) стробоскоп и мотор-тестер. Они также компактны и легки, их удобно держать в руке, а для транспортировки чаще всего прилагается чемоданчик, в котором умещаются сам тестер, жгут проводов, необходимые дополнительные разъемы и инструкция по эксплуатации. Примером такого мини-тестера может служить "Макситьюн 200М" американской компании "Балко" (Balco), любезно предоставленный редакции фирмой "Барклай-авто" (кстати, этот прибор уже встречается в магазинах). Он был опробован на нескольких автомобилях, и, надо сказать, небезуспешно. Первым "подопытным кроликом" стала редакционная "Волга". Подключаем провода: два - к клеммам аккумулятора, третий - к "минусу" катушки зажигания, четвертый - с "бельевой прищепкой" - к высоковольтному проводу одного из цилиндров (если тестер используется не в режиме стробоскопа,щприбор определяет, насколько снизились обороты, и запоминает результат. Кстати, ему не нужно даже сообщать, сколько цилиндров в двигателе, - тоже догадывается сам (по числу импульсов на катушке на каждую искру в первом цилиндре). Итак, двигатель "Волги" при отключении четвертого цилиндра "сбросил" меньше всего оборотов. В чем причина? Прибор этого, понятное дело, не сообщает - впрочем, на то и автослесарь... Проверив неоднократно баланс мощности и убедившись, что именно четвертый цилиндр работает слабее других (многократная проверка исключает случайные сбои из-за неравномерности оборотов холостого хода), переходим к следующему тесту. Что такое - энергия искры отсутствует? Странно, она должна быть более высокой, чем на обычной машине: наша "Волга" уже оборудована системой "Мощность" с электронным коммутатором. Видимо, эта система и сыграла негативную роль при проверке, "скрыв" невероятную энергию искры... Зато угол опережения зажигания в норме, что подтвердил и перевод тестера в режим стробоскопа. Затем поверку прошли редакционная "десятка" (двигатель 21083), Таврия", ВАЗ2107 и БМВ-520 1985 года с шестицилиндровым двигателем. Отечественные машины весьма четко ответили на вопросы теста. А вот баварский мотор оказался орешком покрепче: никак не удавалось зафиксировать число цилиндров. Из-за этого и обороты на дисплее то завышались вдвое, то снова падали до нормальных. Мы не сразу догадались, что "прищепку" следовало повесить на свечне проверяли - под рукой не было подходящей машины. Итак, "Макситьюн" демонстрирует максимум возможностей такого прибора, как стробоскоп. Для проведения всех тестов, какие ему по силам, следовало бы применить целый ряд малофункциональных приборов, по очереди подключая и отключая их, да плюс к этому руками сдергивать провода со свечей (чтобы определить падение оборотов), рискуя получить сильный удар током и повредить катушку зажигания. Вот только цена 800 долларов заставляет крепко призадуматься... но, вероятно, лишь тех, кто обслуживает только свою машину. А в небольшом сервисе или у частного мастера, выезжающего к клиентам, подобный тестер окупится довольно быстро. Немаловажный плюс его также в том, что он не требует специальных навыков работы с автоэлекфоникой и надежно защищен от неправильного подключения.104ЗА РУЛЕМ 3/97