32
33
"Задача эта так же сложна, как если бы вам предстояло создать современный легковой автомобиль, но с одним условием - объем топливного бака должен быть не больше литра" - так начал свою речь перед журналистами один из создателей электромобиля EV1. Эта неказистая аббревиатура расшифровывается прямо-таки с царственной простотой: "Электрикл вийкл 1" - "Электрический автомобиль первый". Его появление - не причуда, а необходимость: согласно калифорнийскому законодательству, производители, желающие присутствовать на рынке самого богатого штата Америки, обязаны поставлять 2% автомобилей с нулевыми выбросапередач, поэтому привыкать не пришлось. ми в атмосферу от общего объема продаж. Поэтому компания "Дженерал моторе" Единственная особенность - кнопка "Coast с 1997 года начинает продавать EVi - серийный электромобиль массового произDown" на селекторе трансмиссии. Она певодства. Заметим, это первый опыт такого масштаба - французская программа "Ля реключает режимы наката и торможения Рошель" еще не ушла дальше нескольких десятков опытных машин "Рено", "Пежо" двигателем (с одновременной подзарядкой батарей) - это удобно соответственно на и "Ситроен". Здесь же речь идет о десятках тысяч экземпляров. шоссе ив городе. Чтобы добиться максимально эффекЧто нужно, чтобы избалованный амеплуатации - поездок на работу и по магариканский потребитель захотел купить в зинам. Если бы обычный автомобиль тивного использования энергии аккумулядополнение к обычному бензиновому еще и столь же экономно расходовал энергию, торов, нужно свести к минимуму потери. электрический автомобиль? "Дженерал как EV1, то ему бы требовалось меньше Инженеры довели коэффициент лобового сопротивления машины до Сх=0,19 - на моторе" рассудила так: электромобиль во одного литра топлива на 100 км. всех отношениях не должен уступать бенАвтору удалось проехать пару миль на четверть ниже, чем у лучших серийных авзиновым машинам по комфорту, ходовым EV1. Этого, конечно, маловато, но можно томобилей; по форме электромобиль напокачествам и надежности. Маркетологи доотметить следующее. Двухместная машина минает каплю - самое аэродинамически бавили к этому, что потенциальный заказимеет вполне достаточный по объему басовершенное тело. Машина сильно заужечик такой машины - средних лет, разделягажник (275 л), комфортабельный салон с на к задней части и имеет полностью гладет озабоченность экологическими проблеэлектроприводами стеклоподъемников, кое днище - этого невозможно достичь на мами и зарабатывает в год около 125 тыдверных замков и наружных зеркал, с конобычных автомобилях из-за выпускной сисяч долларов. А стало быть, он в состоядиционером, электрообогреваемыми задстемы. Сопротивление качению сводят к нии купить почти любую из предлагаемых ним и ветровым стеклом. Есть у нее круиз- минимуму довольно узкие (175/65R14) шина рынке машин, за исключением суперка- контроль. усилитель рулевого управления, ны "Мишлен-Проксима" с повышенным вну2 ров и топ-моделей "Мерседеса" и БМВ. тормоза с АБС, противобуксовочная систетренним давлением (345 кПа - 3,5 кгс/см ), Отсюда задача - удержать цену мама и, разумеется, стереомагнитола с Си- разработанные специально для EV1. шины в пределах 35 тысяч долларов. Ради Ди-плейером. Одно из немногих отличий от Одна из главных проблем, с которой этого пришлось отказаться от эффективобычных автомобилей - отсутствие клювстречаются создатели таких машин, ных. но очень дорогих никель-кадмиевых чей замков дверей и зажигания, их функмасса электромобиля. Здесь дело обстоит и серебряно-цинковых батарей в пользу цию выполняют кодовые панели. Наружтак. Двадцать шесть 12-вольтовых аккумудешевых свинцово-кислотных. Однако даная служит для открывания машины, внутляторов хранят 1378 Ач электроэнергии. же с ними EV1 проходит 150 км до подзаренняя исполняет роль противоугонного Вся батарея весит 533 кг, что составляет рядки по шоссе и 120 км в городе, разгоустройства. После того, как введены коды, более трети от полной массы машины. няется с места до 96 км/ч за 9 секунд и достаточно нажать кнопку "RUN", и EV1 гоСпециальная система окисляет выделяюразвивает принудительно ограниченную тов к движению. Органы управления элекщийся при зарядке аккумуляторов водород скорость 129 км/ч. Таких параметров тромобиля такие же, как иу обыкновенных в воду и "доливает банки". Снаряженная вполне достаточно для повседневной эксавтомобилей с автоматической коробкой масса EV1 - 1350 кг, примерно столько ве32 ЗРЛМ 3.97 А УЕПРОСТО ТЕХНИКА"Заправка" электромобиля: сейчас катушка будет помещена в специальный паз и ... через три часа машина снова готова к работе. сзади - вовсе цельная балка на четырех продольных рычагах с тягой Панара. Иное дело - тормоза. Здесь не нужны огромные вентилируемые диски, куда важнее координация тормозного усилия между двигателем и собственно тормозами. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, сначала мотор переключается в режим генератора, затем в действие вступают передние гидравлические дисковые тормоза и задние барабанные с электроприводом (!). Обратную связь и реактивное усилие на педали обеспечивает гидравлический механизм. Известно, что кондиционер и отопитель "съедают" немало энергии. Поэтому у EV1 есть таймер включения климатической установки. Он позволяет прогреть или охладить салон, пока электромобиль заряжается от сети, чтобы потом не тратить на это драгоценную энергию аккумуляторов. Естественно, привод компрессора кондиционера - электрический, так же как и усилитель руля, и... масляный насос, подающий смазку для двигателя и редуктора. Теперь немного о процессе зарядки. Когда приходится браться рукой за электрический провод высокого напряжения, каждый задается почти детским вопросом: "А не... долбанет?". "Дженерал моторе" утверждает: "Не должно". В процессе зарядки обладателю EV1 не придется иметь дело с разъемами - ток передается индуктивным путем. Надежно изолированная индуктивная катушка на конце зарядного кабеля вставляется внутрь другой катушки в передней части электромобиля, так что прямой электрический контакт исключен. Процесс зарядки от стационарного устройства занимает около трех часов. Переносное зарядное устройство легко помещается в багажник, его можно подключить к обычной бытовой розетке амери канского стандарта 120 В/60 Гц, но зарядка займет 10-12 часов. Разрабатывают +• также высоковольтное устройство для промышленной зарядки, которое позволит сократить ее время до 40-50 минут. Любопытен еще один факт - электромобиль не требует обслуживания на протяжении 160 тысяч километров. Единственное. что может потребоваться за этот срок (предположительно два раза) - замена аккумуляторов, которые выдерживают только 450 циклов зарядки и разрядки. Можно сказать, что усилиями всех подразделений "Дженерал моторе" создан электромобиль, по удобству управления, пользования и ходовым качествам почти не уступающий обычным автомобилям. Это первое изделие корпорации, выпущенное не под маркой "Шевроле", "Понтиак" или "Кадиллак", а под общей маркой "Джи-Эм". Кстати, пока машины будут продаваться в пределах мегаполисов Лос-Анджелес, СанДиего, Финикс и Тусон. Что касается цены, то за эти деньги в США можно купить полностью оснащенный новейший "Кадиллак-Катера", огромный "Шевроле-Тахо", престижные европейские "Мерседес-С220" или 5MB-328i. Добавив еще три тысячи, можно обзавестись даже спортивным "Шевроле-Корвет". Честно говоря, с трудом верится, что американец предпочтет им EV1. Однако в Лос-Анджелесе управление по охране чистоты воздуха западного побережья субсидирует покупку EV-1. Желающему приобрести электромобиль придется платить по 480 долларов в месяц без предварительного взноса. 8 остальных трех районах, где в покупке EV-1 не помогает государство, оплата в рассрочку составит 640 долларов в месяц за машину и 50 за трехфазное зарядное устройство.25 дилеров в Аризоне и Калифорнии уже начали зазывать покупателей. Анатолий ФОМИНПЕРВЫЙсит современный легковой автомобиль среднего класса. Для того, чтобы обеспечить хорошие динамические качества, требуется мощный двигатель - трехфазный электромотор переменного тока развивает 102 кВт/138 л. с. в диапазоне от 7000 до 14 000 об/мин. Крутящий момент на ведущих колесах при троганье с места - 1640 Нм. Он держится на этой отметке до тех пор, пока двигатель не раскрутится до 7000 оборотов. Разумеется, коробка передач этой машине не нужна, поскольку скоростная характеристика электродвигателя идеальна. Вместо нее - двухступенчатый редуктор, замедляющий вращение электродвигателя в 10,946 раза. Немало новых технологий нашли воплощение в кузове электромобиля - пространственная сварная несущая конструкция из алюминиевого сплава весит всего 132 кг. Снаружи она облицована панелями из формованного полиуретана. Двери, крышки капота, багажника и крыша изготовлены из литого реактопласта, усиленного стекловолокном. Панели устойчивы к атмосферным воздействиям и легко восстанавливают форму после несильного удара. Технология позволяет изготовлять кузова пока только трех цветов - красного, темно-зеленого и серебристого. Подвеска машины в основном сделана из алюминиевых сплавов, а по конструкции традиционна: спереди - независимая двухрычажная, аРентген" EV1.ЗА РУЛЕМ 3 97