16
17
КРЕПКА ЛИ НОВАЯКакое из испытаний автомобиля самое ответственное и вместе с тем самое короткое? Правильно, тест на пассивную безопас ность. Проще говоря - запланированная авария. Если не принимать во внимание подготовительные операции, то длится она всего несколько секунд. Например, при моделировании лобового удара машину разгоняют ис хода бьют о неподвижное препятствие. Бац! Все, испытание как таковое закончено. Теперь специалисты займутся изучением полученной груды металлолома. Прежде всего их интересует, каковы шансы людей остаться целыми и невредимыми в подобной переделке. Предварительное "прицеливание" - автомобиль должен протаранить бетонный куб строго под прямым углом. не требующей внешнего лоска ситуации они показали товар лицом. Тщательно пригнанные панели, окраска лазурным "металликом", фирменные эмблемы - экземпляр, скорее, достойный стенда в автомобильном салоне, а не разбития о бетонный куб.Надо сказать, на пути каждой модели к серийному производству эта неприятная процедура неизбежна. Опытные образцы непременно пробуют на прочность. Сокрушить автомобиль по определенной методике - часть программы сертификационных испытаний. И будь конструкция машины самой передовой, дизайн эффектным, а салон удобным - без документа, подтверждающего соответствие нормам безопасности, к потребителю она не попадет. Понадобился он и новой "Волге". Очевидцами лобового удара ГАЗ-3110 довелось стать корреспондентам журнала "За рулем". Сертификационные испытания проходили в лаборатории ОИБА (отдел исследования безопасности автомобилей) Дмитровского автополигона в присутствии инженеров АО "ГАЗ". Приговоренная к разбитию "Волга" с 16-клапанным двигателем ЗМЗ-406 была полностью укомплектована, включая декоративные колпаки колес и запаску. К чести заводчан, даже в этой, казалось,тКинограмма столкновения - все случилось за доли секунды.^ *-e^Sffl < ' г*Непосредственно перед фронтальным столкновением специалисты-"ударники" провели подготовительные операции. Оснастили ГАЗ-3110* измерительной аппаратурой и нанесли на боковые панели кузова шашечки - разметку: по ней оценивают деформацию деталей. Потом "Волгу" выкатили на улицу и прицепили к тросу буксирного устройства, которое должно разогнать ее до положенной скорости, через открытые ворота втащить в помещение и шмякнуть о неподвижное препятствие. О том. как прошел эксперимент. читатели могут судить по фотографиям. Отметим лишь, что в жизни все происходит слишком быстро и как-то чересчур буднично. Нет звука фанфар и напряженной барабанной дроби. Глазом моргнуть не успеешь, а красавица "Волга" уже превратилась в калеку. Но отбросим лирику, автомобиль пострадал не на потеху публике. Основных усилий требует анализ полученных результатов. Представители ГАЗа остались довольны первым этапом эксперимента. Второй - удар сзади - состоится позже. "Волга" с запасом уложилась в установленные нормативы, и, судя по всему, проблем с ее сертификацией не будет. Ну а теперь - о конкретных показателях. Столкновение с бетонным кубом произошло на скорости 50.6 км/ч. Максимальное ("пиковое") перемещение руля в вертикальной плоскости достигло 120 мм, а остаточная деформация составила всего 90 мм. В горизонтальной плоскости аналогичные показатели - 113 и 52 миллиметра соответственно. По ныне действующим нормам смещение руля не должно быть больше 127 мм (так называемое Правило 12). Внимательный осмотр показал, что топливные магистрали и другие элементы системы питания целы,осталось в рамке. Крыша идеально ровная - складки отсутствуют. Силовой агрегат внутрь не въехал. Сиденья не стронулись с места (Правило 17). Замки всех дверей легко открываются. Панель приборов, центральная консоль не деформированы. Материалы обивок передней части салона опасных сколов не имеют. Запасное колесо с креплений не сорвалось. Вообще-то у "Волги" всегда была репутация прочной машины. Однако прочность в житейском понимании и способность противостоять удару так, чтобы прежде всего сберечь жизни пассажиров, суть вещи разные. Так вот: специа-Идет подготовка к эксперименту. На кузов нанесены метки, установлено измерительное оборудование, включены софиты. Однако за благополучным исходом испытаний нельзя не видеть проблему: зарубежные нормы безопасности ныне во многом жестче российских. Там давно уже терзают автомобили по расширенной программе: например, имитируют удар в борт, кософронтальный удар, опрокидывание. Наш автомобиль все современные требования вряд ли выполнит.А это то, что принято называть последствиями аварии - покалеченная "Волга" после удара. листы сообщили нам, что по ряду параметров пассивной безопасности новая модель ГАЗа существенно превосходит предыдущие благодоря усовершенствованиям, о которых рассказано в №2 с. г. Что же, можно порадовать будущих владельцев ГАЗ-3110 - в случае чего "Волга" не только спасет жизнь своим пассажирам, но и, скорее всего, избавит их от тяжелых травм. Если, конечно, люди будут пристегнуты ремнями безопасности. И если российские заводы хотят создавать конкурентоспособную, а главное - по-настоящему безопасную технику, медлить нельзя. Усилительные брусья в дверях, надувные подушки, другие элементы пассивной безопасности пора испытывать и внедрять в массовое производство уже сегодня. как можно скорее. Отдел испытаний Фото Владимира Князевато есть при реальной аварии утечек бензина не произошло бы: а в электропроводке нет замыканий. Следовательно, соблюдены требования к пожарной безопасности автомобиля (Правило 34). В салоне тоже все в порядке - жизненное пространство сохранилось (Правило 32). Ветровое стекло не разбито иЗА РУЛЕМ 3-9717