124
125
А К JTD vБАвтолюбителейГ)ТКАЗАЛИ ТОРМОЗА?Как правило, тормоза легковых автомобилей имеют гидравлический привод, основные узлы которого - главный и рабочие цилиндры тормозных механизмов. Крайне важно обеспечить их надежное уплотнение, чтобы исключить любые (в том числе внутренние) утечки тормозной жидкости и проникновение в систему воздуха. Отсюда - очень малые зазоры в сопряжениях ряда деталей, высокие требования к чистоте и точности их рабочих поверхностей, ведь уплотнительные кольца (манжеты) рабочих цилиндров должны сохранять полную работоспособность при температурах 170-190°С, а тормозная жидкость не должна закипать при температурах ниже 200°С. Поэтому гидравлические устройства, как правило, изготовляют специализированные предприятия. Так, за рубежом элементы тормозной системы делают такие фирмы, как "Бендикс", "Гирлинг", ATE (ITT) и другие, чью продукцию покупают многие известные производители автомобилей. Работа гидропривода тормозов определяется законами гидростатики. При нажатии на педаль всем рабочим цилиндрам передается одинаковое давление, появляется возможность одновременного торможения всех колес. Но - независимо от диаметра рабочих цилиндров - увеличение давления жидкости становится возможным только тогда, когда все ко-Знаете ли вы, что при экстренном торможении автомобильные тормоза способны "поглотить" мощность, десятикратно превосходящую мощнос двигателя? А могут и вовсе ничего не поглотить -достаточно малюсеньк пузырька воздуха, блуждающего по трубопроводам системы... О некоторы тонкостях устройства и работы тормозных систем рассказывает инжене Валентин ГРИГОРЬЕВ.лодки прижмутся к барабанам и дискам. Отсюда и главный недостаток гидропривода: нарушение герметичности системы приводит к ее полному отказу. Для повышения надежности тормозной системы последнюю разделили на два контура. Иногда эти два контура делают полностью независимыми (ЛуАЗ-969М) два главных цилиндра, расположенные рядом, управляются одной тормозной педалью. Бывает, главный цилиндр один, но в схеме есть так называемый разделитель привода контуров, назначение которого - отключать неисправный контур. Такова, например, схема "Волги" ГАЗ-24. Наибольшее же распространение получили приводы, в которых один (конструктивно) цилиндр на деле объединяет в себе два, расположенных соосно, тандемом. В этом случае один контур "заведует" рабочими цилиндрами передних колес, а другой - задних (как на ВАЗ2101...2107), или же контуры сделаны "диагональными": один включает в себя цилиндры переднего левого и заднегоправого колес, другой - наоборот (ВАЗ1111, 2108, 2109, ЗАЗ-1102). А вот и более сложная схема: один контур включает в себя по одному цилиндру из тормозных механизмов передних колес, а другой - вторые цилиндры передних колес и , цилиндры задних колес (ВАЗ-21212, АЗЛК-2141). Срок службы гидропривода зависит не только от качества изготовления деталей, сборки, обслуживания, но и от величины рабочего давления в нем. А оно во многом определяется вашими физическими возможностями - известны "таланты", способные так надавить на педаль, что либо она ломается, либо лопаются шланги и трубки. Как известно, сев поудобнее, человек способен приложить к педали силу, на 10-20% превышающую его собственный вес. Данные некоторых исследований показывают, что при обычном торможении давление в системе тормозов составляет 20-40 кгс/см2, но при экстренном или аварийном может перевалить за 80-100 кгс/см2.Тормозная система автомобиля ВАЗ-2101: 1 - поршни правого переднего тормоза; 2 - тормозные колодки; 3 - тормозной диск; 4 - питающий бачок гидропривода тормозов; 5 - главный тормозной цилиндр; 6 - рабочий тормозной цилиндр правого заднего колеса; 7 - регулятор давления в гидроприводе задних тормозов; 8 - педаль тормоза; 9 - уплотнительное кольцо.124ЗА РУЛЕМ 3/97 втолюбителейСовременные автомобили, даже осоФ бо малого класса, как правило, имеют в гидроприводе тормозов усилитель - чаще всего вакуумный, работающий от разрежения во впускном трубопроводе бензинового двигателя или от специального вакуумного насоса дизеля. Усилия ноги и усилителя суммируются, давление в гидроприводе, соответственно, повышается. На деле это значит, что для экстренной остановки автомобиля уже не надо быть атлетом, вождение становится менее утомительным делом, а легкость "дозирования" тормозных сил повышает безопасность движения. Итак, гидропривод тормозов - это система, в которой рабочее давление жидкости может превышать 100 кгс/см 2 , а температура (в цилиндрах дисковых тормозов) - 200°С. Упрощенно ее работу • легко представить так: движением ноги вы воздействуете на один конец столба несжимаемой жидкости - и перемещаете его на вполне определенную величину, зависящую от площадей поршней вра ­ бочих цилиндрах и от зазоров между ко ­ лодками и дисками (барабанами). Когда колодки прижмутся к дискам (барабанам), движение жидкости прекращается; теперь меняется - в зависимости от вашего усилия - лишь давление, а значит, тормозные силы колодок. Разумеется, при этом податливость трубок, шлангов и т. д. должна быть настолько малой, чтобы • не влиять на работоспособность системы. Условие несжимаемости объема жидкости может быть легко нарушено при попадании в этот объем пузырька воздуха. Если он невелик в сравнении с количеством жидкости, вытесняемой в рабочий цилиндр, то после некоторого хода педали пузырек под действием нарастающего давления "схлопывается" - и тормоз худо-бедно работает, хотя ход педали и увеличен. Большой пузырек де ­ лает весь ход педали мягким - тормоз практически не работает. Пузырь в жидкости - не обязательно оттого, что в нее попал воздух. Часто пуФ зыри образуются прямо в рабочих цилиндрах (особенно дисковых тормозов), если тормозная жидкость от долгой эксплуатации пришла в негодность. Ведь современные жидкости "Нева", "Томь", "Роса" на гликолевой основе чрезвычайно гигроскопичны, то есть охотно впитывают воду, пусть это всего лишь атмосферная влага. Тормозная система вентилируемая, а значит, жидкость постоянно соприкасается с влагой воздуха. В сыром климате иногда года-двух достаточно, чтобы в жидкости оказалось до 5% воды, что резко снижает температуру кипения такого раствора - и тут уж хватает нескольких интенсивных торможений для того, чтобы жидкость в цилиндрах закипела... и ваш автомобиль остался без тормозов. Крайне опасен неожиданный разрыв тормозного шланга, особенно при такой схеме, как на "Жигулях" ВАЗ-2101...2107. Случается подобное ис металлическими трубками, обычно из-за коррозии после многолетней эксплуатации. Если оцинкованные трубки уже лишились защитного слоя цинка, их нужно заменить новыми, не дожидаясь беды. Передние шланги на "Жигулях" д о ­ вольно короткие, при работе подвески они испытывают знакопеременные на ­ пряжения, что вызывает трещины наружной (защитной) оболочки вблизи заделок, где перегибы максимальные. Углубляясь, трещины доходят до внутреннего, силового слоя - и шланг рвется. Возможно, вы слышали или читали рекомендации менять шланги через пять лет или 100 тысяч километров, смотря что раньше наступит. Мы не советуем следовать этой удобной теории, потому что еще не встречали шланга, на котором уже через год не появились бы первые трещины. Стоит ли испытывать судьбу? Как правило, все владельцы "жигулей", если у них лопается шланг, сходятся в одном: тормоза "исчезают" сразу и полностью! А ведь теоретически хода педали должно хватать хотя бы на то, чтобы действовали тормоза задних колес. Отчего это происходит? Во-первых, передние дисковые тормоза значительно эффективнее задних, поэтому их отказ даже при исправных задних! - воспринимается как общий провал. Во-вторых, именно потому, что передние эффективны, многие, эксплуатируя машину годами, даже не замечают того, что задние тормоза давным-давно не работают - износились колодки, "закисли" цилиндры и т. д. Случается и так, что их эффективность снижена из-за неотлаженного регулятора давления. Наконец, в главном "тандемном" цилиндре после длительной (свыше 50 тысяч километров) работы среднее уп лотнительное кольцо порой тоже изношено, и от "независимости" двух контуров остается одно название (см. рис.): при обрыве переднего шланга жидкость через негерметичное уплотнительное кольцо 9 уходит и из заднего контура. Как же предотвратить отказ тормозов? Кое-что вы, очевидно, уже поняли: вовремя менять тормозную жидкость, проверять состояние задних тормозов, а не только передних, контролировать регулятор давления в гидроприводе задних тормозов, следить за исправностью стояночного тормоза ("ручника"). Кстати, о последнем - почаще им пользуйтесь, чтобы выработать необходимую "моторику", привычку. Иначе при обрыве шланга или трубки, растерявшись, о "ручнике" забывают. Это же касается и умения вовремя включить пониженную передачу для торможения двигателем. В этом случае важно не впасть впа ­ нику - иначе вместо того, чтобы включить передачу (грамотно, с "перегазовкой"), кое-кто просто ломал коробку пе ­ редач. Опять-таки полезны тренировки, хотя бы мысленные: проигрывая в голове опасную ситуацию, водитель привыкает к тому, как нужно действовать в случае беды. Если вы решили заменить трубки и шланги, не покупайте сомнительный товар даже задешево. А после замены обязательно "опрессуйте" систему - п ро ­ верьте на прочность, нажав на педаль с силой не меньше 50 кг. При замене цилиндров не торопитесь ставить новые, не проверив их чистоту. В них часто оказывается металлическая стружка и другая грязь. Разберите цилиндры, промойте детали тор ­ мозной жидкостью и вновь соберите. Иначе нежное "зеркало" чугунного ци ­ линдра при первой же поездке будет повреждено, а царапины обернутся те ­ чью. Кольца ("манжеты") высокого давления, как бы хорошо они ни выглядели при разборе работавшего цилиндра, з а ­ меняйте новыми. В последние годы мы получаем больше сообщений об опасном перегреве тормозов, обычно происходящем при экстренном торможении автомобиля, двигавшегося с высокой скоростью. Не каждый автолюбитель знает (о чем можно лишь сожалеть), в каких условиях ра ­ ботают те или иные детали тормозной системы. Например, температура по ­ верхности накладок порой превышает 450°С, а тормозной диск чуть ли не светится. Признак перегрева - педаль привычно "твердая" (значит, с жидкостью все в порядке!), а торможения почти нет. Д е ­ ло в том, что поверхность колодок вкон ­ такте с диском мгновенно оплавляется и после небольшого, предварительного снижения скорости автомобиль остается почти без тормозов. Из этой ситуации лишь один выход: заставьте себя на мгновение отпустить педаль, снова нажмите, отпустите... и так повторяйте эти действия. Картина почти та же, что рекомендована для остановки на льду. Конечно, остановочный путь удлинится, но это лучше, чем не тормозить вообще. Описывая случаи неисправности или полного отказа тормозов, мы вовсе не задавались целью запугать читателя напротив, хотели бы убедить в том, что своевременное и тщательное обслуживание тормозной системы, а также четкие и хладнокровные действия в критической ситуации помогут избежать не ­ приятностей, подчас весьма серьезных.ЗАРУЛЕМ 3/97 125