68
69
70
РЫНОКДля удобства весь этот класс автомобилей будем называть микроавтобусами, а также (для разнообразия) забавным термином середины 70-х - микробусы и еще американским - мини-вэны. На северо-запад России микроавтобусы поступают в основном из Финляндии и некоторых других стран Европы. При хорошем уходе живут они сравнительно долго, поэтому перед покупкой машины стоит выяснить, откуда она и кому (фирме или частному лицу) принадлежала. Покупая автобус, находившийся в крупной фирме или в армии (что тоже неплохо), можно вполне рассчитывать на то, что, скорее всего, сразу не придется заниматься серьезным ремонтом. Если есть желание и возможности съездить "туда" и самому пошататься по рынкам (а в этом - прямой смысл), то стоить выбрать Голландию или Бельгию. Но бывает, что некая фирма на аукционе выкупает лот из целой партии автобусов, скажем, бывших на консервации в армейском подразделении, и предлагает их на нашем рынке. Пробег у таких автобусов от... 20 (ей Богу, не вру) до 70-80 тысяч километров. Если учесть, что большинство этих машин в среднем успешно доживают до пробега 150-200 тысяч, то имеет смысл поискать таких продавцов, тем более что проблемы таможни они берут на себя. А теперь рассмотрим наиболее типичные модели вторичного рынка. "Фольксваген". Сегодня в Питере микроавтобусы этой марки предлагают во множестве вариантов: "Каравелла", "Транспортер", "Бус" и так далее, вплоть, наверное, до "Самбы" начала 50-х. Отдельно выделим LT, которые также многообразны - есть и грузовые фургоны различного объема, и пассажирские разной вместимости. Двигатели всех модификаций могут быть как дизельные - атмосферные ис наддувом, так и бензиновые, причем последние могут иметь воздушное (кроме LT) или жидкостное охлаждение, Чтобы лучше представлять себе "возрастные" особенности разных модификаций, отметим год появления тех или иных новшеств. 1979 год (начало выпуска Т-3) - двигатели 1,6 и 2,0 л бензиновые с воздушным охлаждением; 1981 - дизель 1,6 лс водяным охлаждением (он применялся также на "гольфах", "пассатах" и "ауди"); 1982 бензиновые 1,9 и 2,0 л; 1983 - впрыск на двигателе 1,9 л; 1985 - турбонагнетатель на дизеле 1,6 л. В том же 1985 году появилась полноприводная модификация Т-3 "Синкро" (ее делали до 1992-го); в 1990 году закончилось производство модели Т-3 и начался выпуск переднеприводного Т-4. Теперь о ценах. Пассажирский вариант, за редким исключением, стоит чуть дороже и там и здесь. Основное, что влияет на цену моделей до 1985 года выпуска, 68 ЗРЛМ 49 А УЕ /7А МНЕ НУЖЕНДолгие годы микроавтобусы в нашей стране были всего трех марок - РАФ, УАЗ и ЕрАЗ. Но с открытием границ многие наши соотечественники, заполучив аналогичные изделия зарубежных стран, смогли, как говорится, почувствовать разницу. Фирмы покрупнее приобретали новые автомобили, остальные, заинтересованные в этом виде транспорта, ориентировались на рынок подержанных машин. И он, надо сказать, не обманул ожиданий - появились предложения на любой вкус: потрепанные машины и не очень, "люксовые" и сугубо утилитарные, скоростные и, напротив, неторопливые. Наш корреспондент в Санкт-Петербурге Игорь ЛАГУТИН ознакомился с местным рынком микроавтобусов, фургонов, а также пикапов на их базе и делится СВОИМИ наблюдениями.МИНИ-ВЭН - водяное или воздушное охлаждение двигателя. Из-за сложностей с "печкой" последние берут менее охотно. В среднем цена, например, Т-3 десятилетнего возраста колеблется от 2500 до 5500 долларов США. Более ранние модели можно найти за 1000-1500 долларов. Особо отметим бортовой вариант Т-3, называемый "Дока". Он на 20-30% дешевле, чем "Транспортер".цены кв микроавтобус Т-3 с водяным охлаждением (в долларах США) Год выпуска Бенз Двиг. Дизель t двиг.Транспортер" "Каравелла" Транспортер" "Каравелла" 1980-1962 1982-1985 1985-1990 2500-3500 250IM500 3500-7000 2500-4000 2500-5000 4000-9000 3000-4500 3000-5500 4500-9000 3000-4000 2500-5500 5500-9500~В настоящее время можно подыскать фургон Т-4 от $9000. Цены на LT колеблютея весьма сильно. Скажем, грузовой вариант с индексом "28" 1980-1990 гг. вы-стие для троса спидометра (!), через которое в подшипник проникает вода. "Мерседес-Бенц". Модели фургонов и микроавтобусов этой марки относят к "наиболее уважаемым". Если иметь в виду двухсотую и трехсотую серии, выпускавшиеся в 80-е годы, то двигатель их мощнее, чем у "Фольксвагена", да и сам автомобиль побольше. Но и цены на них выше, чем на фольксвагеновские микроавтобусы, примерно на 25-75%. Причем чем машина моложе, тем больше разница в цене (конечно, на автомобили в одинаковом, нормальном состоянии). В Германии, Голландии и других европейских странах на рынках подержанных авто цены на "мерседесы" тоже достаточно высокие. И это понятно: эти микроавтобусы и фургоны живут в среднем дольше своих аналогов, а их запчасти дешевле. 250-300 тьюяч километров - не предел для многих "родных" деталей двигателя и подвески. Особо слабыхiГ •пуска может стоить от 3000 до $11000, в зависимости от состояния. Покупая за границей Т-3, Т-4 и LT, есть шанс при удачном стечении обстоятельств сэкономить приличную сумму от 25 до 40%, по сравнению с той, что придется выложить в России. И это с учетом расходов на дорогу, краткосрочное пребывание там и таможню. К примеру, Т-3 (фургон 1982-1985 гг.) в приличном состоянии в Голландии можно найти за $1500-2000. Растаможивание обойдется в $500-800. Маленький совет: собравшись покупать Т-3, избегайте дизеля с турбонаддувом - он менее надежен, а замена агрегата наддува может стоить дороже самой машины (в Петербурге - до $2500). А вообще слабыми местами Т-3 считают коробку передач и подшипники задних полуосей, а также левый передний. Почему именно левый передний подшипник? Дело в том, что в колпачке этой ступицы сделано отвер-мест у этих фургонов не отмечено, разве что жалобы на перекос сдвижной двери при солидном возрасте и пробеге. Разумеется, техобслуживание надо делать вовремя, используя рекомендованные эксплуатационные материалы, - в этом один из залогов долгой и успешной службы. Гораздо меньшим спросом у российских покупателей пользуется переднеприводная модель МБ100, поскольку она относится к числу сравнительно молодых и потому стоит недешево. За автомобиль 1990 года (в пассажирском варианте) могут запросить от $12500. "Форд-Транзит". Это один из первых европейских фургонов, получивших в Санкт-Петербурге широкое распространение. На рынке встречались даже совсем старые модификации (выпуска до 1976 года) с острыми, торчащими немного вперед передними крыльями. Конечно, сейчас на наших дорогах таких совсем немного, а вот "транзиты" с правым рулем (из Англии)можно увидеть чаще. Они несколько дешевле "нормальных". Правда, в последнее время, когда умельцы научились переносить органы управления на левую сторону, цены на них заметно поднялись. Слабым местом на моделях до 1986 года ("утконосы" не в счет) называют дифференциал заднего моста и подшипник хвостовика. Нередки жалобы на коробку передач, в особенности на "длинных" микроавтобусах со сдвоенными задними колесами. Обычно на седьмом-десятом году эксплуатации начинают сдавать кузовные детали 'Транзита" - появляется коррозия. Еще одно слабое место - передняя подвеска. Все, правда, зависит от того, как загружать и как ездить. При средней нагрузке сравнительно беспроблемный пробег - 150-200 тысяч километров, потом, скорее всего, потребуется серьезный ремонт. Модели после 1986 года (типа 100S и 120S), по свидетельству владельцев, более "хлипкие" и могут начать Цены на "Форд-Транзит "сыпаться" уже чемоделей 100 и 150 рез 100 тысяч килос дизельным двигателем метров. Бензиновые (в долларах США) варианты двигателя Год выпуска Цена на "фордах" встречаются реже, они по 1980-1986 2500-7000 устройству довольно 1986-1990 4500-9000 просты, но неэконо1990-1992 8000-15000 мичны. ФИАТ и ИВЕКО. ФИАТ модели "Дукато" какое-то время в Питере покупали весьма активно, но сегодня он большим спросом не пользуется. У водителей много претензий ик двигателю, и к трансмиссии, и к кузову. В Европе эти микроавтобусы также не столь популярны, как те, которые мы упоминали выше, и зачастую там "Дукато" покупают с целью "заездить и продать". Как раз после этого они обычно и попадают в Россию. Цены, однако, лишь на 10-15% ниже, чем на "Форд-Транзит". В последнее время в городе появилось относительно много новых микроавтобусов ИВЕКО, видимо, скоро увеличится и предложение подержанных. "Рено", "Пежо", "Ситроен". На рынке подержанных автомобилей этих микроавтобусов немного, да и спрос на них невелик. Наиболее известна модель "Рено-Трафик" по цене примерно "Форда-Транзит". Основная причина невысокой популярности этих моделей - возможные проблемы с ремонтом. "Фольксваген", "Мерседес", "Форд" худо-бедно можно отремонтировать либо на СТО, либо собственными силами, купив запасные части. А вот фирм, занимающихся "французами", мало - их надо искать. А кроме того, основные поступления подержанных микроавтобусов на наш рынок идут из тех стран, где французские модели не распространены и спрос на них, по сравнению с укоренившимися там "немцами", совсем невелик. З РЛМ 4'97 А УЕ 69 'Мерседес-ЭТТО"..делей, то они дешевле последних процентов на 10-15 и их пока немного. "Понтиак-Транс-Спорт", "ШевролеЛумина АПВ". "Крайслер-Вояджер" и др. "Американцы" - это совершенно особый класс микроавтобусов. Широкие, крепкие, нередко с дизелем, они, казалось, должны были заслужить уважение среди наших "извозчиков", но... Нехватка специалистов по ремонту этих машин и проблемы с добыванием запчастей удерживают очень многих от приобретения заокеанского чуда. Те, что можно увидеть на улицах, как правило, привезены из Европы и поездили там немало. Как утверждают сами американцы, у мини-вэнов с возрастом болезней становится меньше. Это намек на не очень хорошую сборку во второй половине 80-х - начале 90-х годов. При выборе микроавтобуса этого бояться не стоит, но иметь в виду надо: иногда случаются беды с передней подвеской и автоматической коробкой. Цены на "Понтиак-Транс-Спорт", "Шевроле-Лумина АПВ" - до $30000, в зависимости от года выпуска и состояния."Тойота", " М азда " , "Ниссан-Датсун", "Мицубиси"... Остановимся на четырех моделях: "Тойота Хай-Эйс", "Ниссан(Датсун)-Урван", "Мазда-2000" (2200) и "Мицубиси^ЗОО", к ак наиболее популярных. Ходят эти микроавтобусы примерно 130-150 тысяч километров. Потом может наступить момент, когда автомобиль целиком и сразу вдруг начинает "сыпаться". Основные Цены на вариант проблемы В03НИКЭ"фургон с дизелем" ют С ремонтом ДВИ(в долларах США) гателя и передней подвески. Но вообГод выпуска Цена ще-то свой срок 1980-1983 2500-4000 служат эти машины 1983-1986 3000-6000 преданно. 1986-1990 4500-8500 Что касается лидеров, то дороже всех "Мазда" - та, что с толстенным бампером. Видимо, оригинальный дизайн играет не последнюю роль в выборе даже рабочей машины. Однако по объемам продаж первенство не первый год держит не она, а "Тойота". Стремительно набирает популярность "Мицубиси^ЗОО", он встречается ив варианте 4x4. Микроавтобусы поменьше - "ТойотаЛайт-Эйс" ("Таун-Эйс") и "Ниссан(Датсун)-Ванетте" продают и покупают меньше. Видимо, грузоподъемность для наших условий недостаточна. "Болеют" они теми же болезнями и "умирают" примерно в те же сроки и так же стремительно, как и их старшие "собратья". Цены на небольшие микроавтобусы разных марок близки, выше они на модели представительские либо с полным приводом. Что касается "корейцев", которые, можно сказать, выросли из старых японских мо70 ЗА РЛМ 4#7 УЕИтак, подведем итоги. На рынке подержанных машин у каждого вида есть свои особенности. И если ворованный микроавтобус - это, в отличие от легковых машин, редкость, то подготовленных только для того, чтобы сбыть с рук, а потом хоть трава не расти - предостаточно. Покупая фургон или микроавтобус, очень трудно определить, как использовалась раньше выбранная вами машина. Поэтому не поленитесь повнимательнее обследовать приглянувшийся экземпляр. Если он крашеный, скорее всего, ему уже немало досталось в этом мире. Ободранный салон может сказать о характере предыдущего владельца, не в его пользу естественно. "Побитое" обрамление сообщит вам о его стиле вождения и т. д. и т. п. Попробуйте пофантазировать, откуда могли появиться те ИЛИ иные царапины и вмятины, и вам многое откроется... Тема подержанных автомобилей неисчерпаема, но, систематизировав некоторые сведения, всегда легче обойти подводные камни, которых на вторичном рынке автомобилей хватает.