94
95
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЖИЗНЬВ первом номере ЗР за этот год мы рассказали об инструментальном контроле автомобильного транспорта. Вернее, это был эксперимент: как почувствует себя отечественная продукция на немецкой линии диагностики. Результат был малоутешительным. манию на те самые независимые инструментальные станции. На немецкой земле все выглядело прекрасно. А вот дома... ГОСТы, стандарты, финансы, ВАЗы, ГАЗы... Но знаменитый русский "авось" и желание прослыть людьми с передовым мышлением дело сделали. По результатам поездок администраторы 25 регионов Сами того не подозревая, мы затрону(с благословения ГАИ РФ) издали располи не просто жизненно важный для авторяжения "о внедрении инструментального мобилистов вопрос, а оголенный нерв. Теконтроля". В теории это выглядеть должма эта не первый год (в скрытой от водино было так: в каком-нибудь таксопарке тельского глаза чиновничьей борьбе под (потому что компьютеризованных линий у ковром) весьма и весьма беспокоит ГАИ, нас нет) водитель личной машины должен Минтранс, Госстандарт, коммерсантов и был проехать ряд регулировочных стенместные администрации. Считанные месядов, получить полагающуюся бумажку ис ней явиться в ГАИ. Причем плата за процы и... удар придется по водителям. Если следовать букве закона, то обяхождение по "линии", установленная отцазанность следить за исправностью трансми области, не избавляла от оплаты и портных средств Правительство РФ воз"традиционных" квитанций. В принципе, ложило на Госавтоинспекцию. Об этом действующие Правила проведения ТО не сказано в "Законе о милиции", "Положении запрещают "обследование" транспорта о ГАИ МВД РФ", а самое главное, в разра"на стороне". НО ТОЛЬКО ПО ЖЕЛАНИЮ ботанных и утвержденных по постановлеВЛАДЕЛЬЦА. Хотя какие бывают Правила нию Правительства "Правилах проведебез исключений? Вот и решили отступить. ния государственного технического осмоСлегка, в виде эксперимента. тра автомототранспортных средств и приВ 12 экспериментальных областях (13 цепов к ним в Российской Федерации". регионов, выпустив распоряжения, замерВот основной документ, которому должны ли в ожидании, оставив все по-старому) подчиняться водители и должностные липри консультативном участии совместноца при техосмотре автомобилей. го российско-немецкого предприятия С тем и жили. Навещали ГАИ, плати"Трансдекра" (см. ЗР, 1997, № 1) начали ли установленные государством сборы, создавать центры инструментального конполучали "лобовички"... Да, где-то там за троля. В начале года по всей России их границей техосмотром занимаются незанасчитывалось 163. Экспериментируя, обвисимые, но уполномоченные государстласти (на всякий случай) особо автовлавом и полицией структуры. "Их" линии, осдельцев не дразнили. На контроль посынащенные компьютерами, за пару минут лали общественный транспорт, спецдиагностируют автомобиль, после чего транспорт да грузовики. Робкие попытки владелец обязан устранить неисправнопривлечь к диагностике машины старше десяти лет прекращались после возмусти. Если таковые находятся. У нас до сих пор ничего и близкого не щенных выступлений их хозяев. было. Существуют ГОСТы (не известные водителям) и ПДД с "Основными положениями о допуске транспортных средств к эксплуатации". Все. Кстати, наши ГОСТы строже, чем зарубежные. Однако в них не оговорены многие параметры, которые диагностируют те же немецкие линии. Состояние амортизаторов влияет на безопасность движения? Влияет, но наш ГОСТ о них не упоминает. Нет стандартов на измерение СО и СН в отработавших газах автомобилей, оснащенных газовым оборудованием. (Хотя у нас находятся "умники", измеряющие эти параметры и запрещающие эксплуатацию автомобиля, исходя из норм для бензиновых двигателей.) О качестве машин и их соответствии стандартам говорить не приходится. Ни до поездок по нашим дорогам, ни после. За границей все гораздо лучше. Только нам-то до них какое дело? А дело, оказалось, есть, и очень большое. В 1995 году по инициативе Минтранса, НИИАТа и Госстандарта начался массовый выезд высоких начальников в Гер94 ЗРЛМ 49 А УЕ /7 Местные начальники ГАИ, по распоряжению глав администраций оставшиеся в стороне от технического контроля, писали письма в Главное управление и спрашивали, что делать. ГАИ РФ отмалчивалась. Тем временем разброд и шатание начались и среди "двенадцати". Более-менее гладко инструментальный контроль пошел только в Астрахани, Красноярске, Перми, Ульяновске и Ханты-Мансийском автономном округе. Там уже обучили на "Трансдекре" персонал, создали аттестационные комиссии, подсчитали окупаемость проектов и приготовились вкладывать деньги в развитие новых центров. Краснодар, Иркутск, Челябинск, Рязань, Ярославль, Омск и Московская область от эксперимента отказались. Тут в ГАИ РФ взялись за калькулятор. Вот это да! Если прибрать к рукам инструментальный контроль, то за год в среднем можно "заработать"' 20 триллионов рублей! К министру внутренних дел полетела докладная. Министр ахнул, но ограничился рекомендательным письмом: мол. на новые регионы "заразу" не распространять, а в работе руководствоваться старыми документами. Вдогонку письму (разумеется, на местах воспринятому как приказ) пошла телеграмма ГАИ РФ. Типа: "Подумайте, как действующие линии инструментального контроля, помещения и сотрудников взять в аренду, а потом все быстренько выкупить". Регионы, где вложили в центры свои кровные (например, в Сургуте администрация потратила около семи миллиардов рублей), заняли глухую оборону. А там, где экспериментаторы сидели в ожидании команд сверху, и вовсе растерялись. И тут (как в анекдо^___——-»*iте, весь в белом) на сцене появился столичный мэр. 10 сентября прошлого года, "во исполнение" расплывчатого закона "О безопасности дорожного движения" и постановления правительства столицы "О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обета-* Г т ча as.::::.•••ваавввавав* •ааввававаав'новку в Москве" решено создать за пару ме-••• сяцев 175 (!) центaSiu:::n::::i' .::: ров инструменr v:::я." и.ттального контроля. ГАИ? В сторону. "Правила"? Плевать! Если захотим, заблокируем и эвакуируем, кадры выращены и подготовлены. На деньги налогоплательщиков создана Московская городская служба технического контроля (кстати, уже никакого отшины придется платить. По самым скромным, предварительным расчетам, около 200 тысяч рублей. И платить до тех пор, пока коммерсант не даст "добро". Свет фар, к примеру, не отрегулирован. Возвращаешься, отрегулировав - оплачиваешь снова инструментальный контроль. Все в порядке - вот тогда в ГАИ: сверять номера, "звонить на угон" и получать заветный талон. Объявили, что с начала года ТО можно пройти лишь в двух подразделениях ГАИ, где есть свои линии техосмотра. Но и это - до 15 апреля. Что потом? Двум станциям с двумя миллионами столичных машин не справиться. А построить в рекордные сроки новые (а ля "Трансдекра") почти две сотни центров невозможно. Москве бы завершить к юбилею строительство МКАД да рассчитаться со скульптором Церетели. Увы, в погоне за длинным рублем в который уже раз готовы были нарушить права автовладельцев. Во-первых, закон "О защите прав потребителей" запрещает навязывать платные услуги. Здесь же - не навязывание, а просто шантаж какой-то! Платить за то. что нас контролируют. Недолго дойти до того, чтобы инспектор ГАИ выставлял счет за проверку документов на дороге... Кстати, во-вторых, Госавтоинспекция не вправе владеть движимым и недвижимым имуществом и извлекать из него доход. Так что притязания ГАИ на участие в грабеже автовладельцев (даже если выкупить линии не получится, дорожная инспекция, дабы не обижалась, может быть взята "в долю") беспочвенны, а проведение ТО кем-то другим, не Госавтоинспекцией - нарушение постановления правительства. В-третьих, обязательный инструментальный контроль ставит автовладельцев в неравные условия: жители глубинки проходят техосмотр по-прежнему, на глазок, а машину горожанина экзаменуют на линии по всему ГОСТу. В-четвертых, пока не работает механизм привлечения к ответственности автозаводов, выпускающих автомобили, не соответствующие стандартам, и их детали, не отвечающие требованиям эксплуатации. Опять расплачиваться за все должен потребитель! Чем выше цена прохождения техосмотра, чем сложнее его условия, тем больше взятки. Богатые любой строгий техосмотр по-прежнему обойдут и будут ездить на небезопасных машинах, а вот бедные, они и на оплату законного ТО не всегда найдут деньги. Или эта ситуация кому-то выгодна? Главная же беда: в руках наших новых грабителей - власть. Если автовладелец не пройдет ежегодный техосмотр вовремя, ГАИ на совершенно законных основаниях запретит эксплуатацию машины.ношения к "Декре"' не имеющая). Печально известные своим вымогательством и беззаконием коммерсанты (типа ОАО "Республиканская служба технической помощи"(!) под крылышком мэрии создают и спешно оснащают посты инструментального контроля. Разумеется, за осмотр маИ кричи себе на здоровье о своих нарушенных правах. Конечно, чтобы обезопасить себя, лучше пройти ТО поскорее. Требования техосмотра известны, необходимые документы (не забудьте медсправку, водители!) тоже. Кстати, напомним, что при техосмотре проверяют эффективность торможения рабочей тормозной системой (измеряя тормозной путь), герметичность гидравлического тормозного привода, стояночную тормозную систему (для легковых машин - на уклоне до 23%), люфт в рулевом управлении, световые приборы, работу стеклоочистителей, состояние шин, замков дверей, механизмов регулировки сидений, привод управления дверями, спидометр, ремни безопасности и многое другое. Что именно - не поленитесь, купите Правила дорожного движения (кстати, Издательство "За рулем" выпустило их в очередной раз в 1996 году) и изучите в приложениях Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Приведите машину в порядок. Не успели? Копите деньги. Для них уже подставлены карманы руководителей многих наших регионов. Конечно, можно пытаться бороться за свои права и не идти на инструментальный контроль, можно обратиться в суд, который, по идее, должен признать вашу правоту. Но не мешает при этом помнить: вы рискуете, потеряв время, остаться без талона о прохождении ТО со всеми вытекающими отсюда неприятностями. "Но ведь мы делаем это, заботясь о вашей же безопасности!" - лукавят чиновники, лоббирующие инструментальный контроль. Так пусть, для начала, сделают его бесплатным. Пусть согласуют нововведение с действующим законодательством, наведут порядок на автозаводах, чтобы выпускаемые ими машины были требуемого качества. Да и вводить его вот так, с бухты-барахты нельзя. Только обсудив сам механизм техосмотра с автовладельцами и юристами, только создав материальную базу, только выдав на конкурсной основе лицензии экспертам. На это уйдет немало времени, но зато тогда инструментальный контроль будет во благо автомобилистам, нашим рядовым согражданам-налогоплательщикам, а не группам доверенных коммерсантов. Все происходящее очень напоминало превышение полномочий ради чьих-то корыстных интересов. Видимо, поняв это, московские власти смягчились - решили в нынешнем году оставить все по-прежнему. Но идея инструментального контроля жива. Надеемся, что при новой попытке ее воплощения права автовладельцев и здравый смысл не будут нарушены. Елена ВАРШАВСКАЯ, Дмитрий ЖЕРНОВЗА РУЛЕМ 4/97 95