129
ЛвтолюбителейIK J1У IB )* £ Щ Е ОДИН ФИЛЬТРПрисланный нам с завода экземпляр фильтра 2108-1012005-05 (Ф83) так же, как и названные здесь модели, был аккуратно вскрыт с помощью ножовки, а его содержимое тщательно рассмотрено. Вот первые впечатления. Фильтр довольно простой и по схеме (см. рис.) почти идентичен привычному нам ливенскому, образца 1970 года. Клапаны расположены аналогично: противодренажный - на основании, а перепускной - на противоположном торце фильтрующего элемента. В отличие, скажем, от "Кинапа", вскрыв который не сразу ф поймешь, как в нем все работает и как идут потоки масла, здесь никаких хитроумных "изысков" нет. Отличающаяся от предыдущих конструкция противодренажного клапана представляется довольно надежной уплотнение достигается не за счет упругости самой резины, как на бопьшинстве известных моделей, а благодаря тарельчатой разрезной пружине, по виду напоминающей стопорную шайбу. Основная идея краснодарской конструкции, так сказать, "ноу-хау", заключена в двухступенчатой системе очистки, причем первая ступень вообще не имеет байпаснож го прохода дпя масла (что несколько настораживает). Иными словами, этот предварительный фильтр, выполненный из хлопчатобумажной ткани на каркасе основного бумажного фильтрующего элемента, включен последовательно с перепускным клапаном, а значит, должен бесперебойно пропускать масло на всех режимах работы двигателя. Что же дает такая схема? В отличие от фильтров обычной конструкции, где весь объем корпуса перед бумажной шторкой промывается маслом при открытом перепускном клапане, здесь две полости АиБ (см. рис.), разделенные тканевой шторкой. Крупные металлические частицы (продукты износа), которые не могут пройти через нее, должны скапливаться в полости А, оставаясь там навсегда. По замыслу разработчиков, это исключает попадание крупных частиц в магистраль не только из полости фильтра, но и непосредственно из поддона картера при холодном пуске, когда все фильтры работают с открытым перепускным клапаном. Здесь конструкторы столкнулись с двумя противоречивыми требованиями. С одной стороны, ткань нужна достаточно плотная, чтобы ячейки между ее волокнами задерживали мелкие частицы С другой - сама тканевая шторка, которая к тому же не сложена гармошкой, как бумажная, а зна• чит, имеет меньшую площадь, должна оказывать минимальное гидравлическое соОбыкновенный неразборный масляный фильтр, прозванный когда-то "жигулевским", - изделие настолько простое и идейно законченное, что, казалось бы, придумать здесь что-то новое невозможно. Но конструкторская мысль не стоит на месте, и время от времени появляются иные схемные решения, призванные улучшить процесс очистки масла. О двух таких фильтрах С'Кинап" и "Пюролатор"), отличающихся от прочих расположением перепускного клапана, мы уже рассказали (ЗР, 1996, № 9). И вот очередная новинка - выпускаемый краснодарским заводом ЗИП фильтр Ф83. Его представляет читателям Антон УТКИН.противление потоку загустевшего на морозе масла. То есть ячейки между волокнами ткани должны быть достаточно большими, чтобы шторка не дросселировала потоккроме того, отмечена еще и способность индикации предельного загрязнения: как только тканевая шторка основательно забивается грязью и давление в магистрали па-1-я ступень очистки 2-я ступень очисткиПерепускной^ клапанАнтидренажный клапанМасляный фильтр Ф83: вверху - внешний вид; справа - схема работы.масла больше, чем это допустимо. В противном случае между полостями АиБ возникнет ощутимый перепад давления, и от исходных четырех атмосфер, развиваемых маслонасосом, в магистрали останется всего одна-две. Поэтому не удивляет, что ткань действительно выглядит весьма и весьма неплотной и напоминает тонкий слой ваты, армированный ниткой из натурального волокна. Таким образом, фильтр с достаточно "прозрачной" тканевой шторкой практически идентичен фильтру без оной, что и подтвердили испытания, проведенные в НТЦ ВАЗа. Так же как и ливенский, краснодарский фильтр соответствует ТУ и рекомендован для комплектации автомобилей ВАЗ на конвейере и поставки в запчасти. Ответ на вопрос, насколько возрастает срок службы двигателя при использовании фильтров новых систем, будь то ЗИП, "Кинап" или "Пюролатор", пока неизвестен, поскольку долгосрочных сравнительных испытаний фильтров разных моделей никто не проводил. Но косвенно оценить преимущество нетрадиционных схем помогло вскрытие отработавших свой срок образцов. Как и ожидалось, в фильтрах, полость которых не промывается при перепуске, оказалось заметно больше блестящих металлических частиц, чем в обычных. А у фильтра ЗИП,дает, сразу же загорается лампа аварийного давления на панели приборов, требуя немедленно заменить фильтр на новый. Аккуратный и заботливый хозяин, у которого в багажнике всегда есть запасной фильтр, оценит это. А для простых "наездников" или, скажем, владельцев "таврий", где фильтр трудно поменять в дороге (доступ к нему только снизу), предпочтительнее будет "Пюролатор", который не оставит мотор без масла ни при каких обстоятельствах. Впрочем, как показали испытания на ВАЗе, срок службы фильтра Ф83 на стандартном, обкатанном моторе, в котором нет основательно изношенных деталей, составляет не менее положенного Руководством по эксплуатации автомобилей. Помимо Ф83, на ЗИПе выпускают еще и уменьшенный (Ф68), и увеличенный (Ф112) варианты фильтра. Последний поставляют на конвейр УАЗа. Все они красного цвета. Специально в запчасти выпускают фильтр желтого цвета под торговым названием "Спектрол-Чистюля". И последнее. По сравнению с зарубежными фильтрами Ф83 сделан весьма добротно (литое основание, оцинкованный каркас и др.), что несколько непривычно для одноразового изделия. З РЛМ 4/97 129 А УЕ