118
119
GOHMHGA8MHвенно запрессовка выполняется с использованием больших слесарных тисков или пресса. При этом отверстие в проушине и наружную втулку сайлент-блока смажьте моторным маслом. Размеры оправки 4 на рис. 4 выбраны так, что правильная за -гели подшипник-^ "ЗАПЕЛ"...Подшипники ступицы переднего колеса на "жигулях" различаются размерами, динамической грузоподъемностью и сроком службы. Чаще выходит из строя меньший (наружный). О некоторых проблемах, связанных с ним, рассказывает Росс ТВЕГ.Подшипники колес работают в сложных ханизма с диском, без риска повредить упусловиях, подвергаются ударным и динамилотнение. Делается это следующим образом. ческим нагрузкам. Поэтому один из показаИзвлекаем внутреннее кольцо в сборе с телей, влияющих на долговечность подшипсепаратором и роликами - это сделать неника, - его динамическая грузоподъемность. сложно, так как между кольцом и цапфой Например, на заднеприводных "Жигулях" имеется зазор 0,005-0,028 мм (табл. на рис. наружный подшипник 6-7804У ступицы пе1). Наружное кольцо установлено в ступице прессовка сайлент-блока происходит при реднего колеса имеет динамическую грузос натягом 0,013-0,063 мм, поэтому для его упоре оправки в проушину амортизатора. подъемность примерно в 1,5 раза меньшую, демонтажа требуется приспособление. То, (При упрощенных способах, упоминавшихчем внутренний 6-7807У (рис. 1). что показано на рис. 2, неоднократно позвося выше, нужно следить за тем, чтобы сайОпыт показывает: если колесо испытыляло извлечь это кольцо в считанные минулент-блок одинаково выступал по разные вало сильные удары на неровностях дороги, ты - каждому, кто занимается ремонтом, стороны проушины.) это прежде всего сокращает срок службы полезно иметь его в своем арсенале. В заключение напомню, что упругость наружного подшипника. Бывает, его прихоПриподняв колесо домкратом, нужно резинометаллических шарниров в подвесдится заменять в два-три раза чаще, чем снять колпак ступицы (обычно его аккуратно ке автомобиля играет существенную роль, внутренний. поддевают отвертками) и отвернуть гайку суммируясь с упругостью, например, рееПо каким признакам определяют негод(на правом колесе "жигулей" резьба левая). ность подшипника для дальнейшей работы? Затем снимаем шайбу и внутреннее кольцо Прежде всего, это местное выкрашивание подшипника в сборе с сепаратором и ролиметалла на дорожках качения и роликах ками. С наружного кольца 2 удаляем смазку (питтинг), которое можно обнаружить при (вытираем насухо), затем на ступицу 1 устаосмотре, если вы решили пополнить смазку. навливаем опору 3. Внутрь кольца подшипКроме того, при подтягивании регулировочника вталкиваем до "защелкивания" цангу 4 ной гайки можно обнаружить неравномерс навернутой на нее шайбой 6. Если силы ность вращения колеса ("перебор" роликов). руки не хватает, аккуратно вбиваем ее моНа дефект указывает и характерный гул при лотком через деревянную прокладку. Теперь в цангу вставляем втулку 5, после чего работе. _2"45° ._ 1* Еще один признак сильного износа с помощью винтов 7, равномерно ввертывая 1 подшипника - невозможность отрегулироих в резьбовые отверстия цанги, выпрессовать в нем осевой зазор. Нормальный долвываем кольцо подшипника. Для снятия ОШC — (Л D Cj пчт ^ v Рис. 4. Запрессовка кSвОS жен составлять 0,02-0,08 мм, предельно докольца с цанги последнюю вывертываем из сайлент-блока Iв проушину пустимый в эксплуатации - 0,15 мм. В изношайбы 6. амортизатора задней шенном подшипнике контакт роликов с доЧтобы правильно запрессовать в ступиподвески(позиции ."То рожками качения возможен уже не по обрацу наружное кольцо нового подшипника, см. рис. 3). •5 , зующей ролика, а в отдельных точках, из-за можно воспользоваться оправкой, показансор, пружин. Поэтому затягивать гайки чего износ лавинообразно нарастает, осоной на рис. 3. сразу полным моментом не рекомендуется бенно при попытках выбрать зазор затяги- сайлент-блок может оказаться нагружен ванием гайки. Случается даже, при этом односторонними силами ив дальнейшем разрушается (скалывается) внутреннее при работе подвески будет быстрее изнакольцо. Рис. 1. Подшипники шиваться. Поэтому поступают так: сначала Итак, вам понадобилось заменить наступицы переднего завертывают гайки небольшим моментом, ружный подшипник. Чтобы затратить на это колеса ВАЗ-2101... 2107. позволяющим болту проскальзывать внутминимум времени и труда, любой предпочтет ри сайлент-блока. Затем при нормальной обойтись без съема ступицы, тормозного менагрузке автомобиля делают несколько качков его задней части - и уже после Посадки по диаметрам, мм Основные размеры, мм "самоустановки" упругих элементов подПодшипник dDВС0d вески в равновесие окончательно затяги6-7804У 45,237 16,637 12 19,05 зазор 0,005-0,028 натяг 0.013-0.063 вают гайки сайлент-блоков.А кРис. 3. Выпрессовка сайлент-блока из проушины амортизатора задней подвески: 1 - опорная втулка; 2 - амортизатор; 3-сайлент-блок; 4 - оправка.ш67807У2657,1517.46214зазор 0.00С—0,013натяг 0.000-0,038118 ЗРЛМ 4/97 А УЕ GOHMHGABMHОкончание. Начало - на стр. 112 Дальше приступаем к разборке подвески. На нашем автомобиле необходимо было поменять изношенные сайлент-блоки продольных рычагов. Для этого требуется снять заднюю балку, поскольку рычаги к ней приварены. Плоскогубцами снимаем с троса разрезную шайбу - упор для пружины "ручника" (фото 11). Накидным ключом "на 17" отворачиваем по четыре болта, крепящих ступицу с тормозным щитом к фланцу балки с каждой стороны (фото 12). Операция отнюдь не простая. Резьбовая часть болтов выходит наружу, где активно корродирует. Поэтому тщательно очищаем металлической щеткой выступающие концы, обрабатываем резьбу проникающей жидкостью и аккуратно, попеременно отворачивая, заворачивая (при возрастании усилия) и смазывая, постепенно отворачиваем болты. Снимаем тормозной щит и вынимаем из него трос "ручника" (фото 13). Чтобы не повредить тормозной шланг, подвешиваем узел проволочным крючком за детали на днище кузова. Двумя ключами "на 10" отворачиваем крепление троса к лонжерону (фото 14). Протаскиваем его через отверстие в продольном рычаге подвески. Двумя ключами "на 19" отворачиваем от балки крепление поперечной тяги (фото 15). Резким движением снимаем ее с болта на балке. Ключом "на 13" отворачиваем от поперечного рычага гайку крепления тяги регулятора тормозных сил (фото 16). Под балку подводим подставки, слегка сжав пружины подвески. На яме это можно сделать с помощью домкрата, опустив немного основные подставки и автомобиль. Одним ключом "на 17" отворачиваем гайку крепления амортизатора к балке, другим (тоже "на 17") придерживаем болт (фото 17). Вынимаем его и разъединяем балку и амортизатор. Бывает, болт "намертво" прихвачен в распорной втулке крепления амортизатора. Тогда придется его выбивать. Без помощника, кувалды и выколотки из цветного металла не обойтись. На болт наворачиваем обратной стороной гайку так, чтобы она была вровень с его торцом, отводим поперечную тягу в сторону, наставляем выколотку точно по оси и наносим два-три основательных удара (фото 18). Тут уж болту деваться некуда - непременно выскочит. Отсоединяем амортизатор с другой стороны. Вынимаем пружины. Ключами "на 19" отворачиваем крепление балки к кузову (фото 19). Вынимаем (выбиваем) болты и снимаем балку с автомобиля (фото 20). В больших тисках с помощью подходящих по диаметру коротких отрезков труб перепрессовываем сайлент-блоки в продольных рычагах (фото 20, указаны стрелкой). Сборку проводим в обратной последовательности. ЗА РЛМ 4/97 119 УЕ, 15аб 2, 2отв,6|ЕВншшак^1ЕРис. 2. Выпрессовка наружного кольца подшипника ступицы: 1 - ступица; 2 - кольцо подшипника; 3 - опора; 4 - цанга; 5 - втулка; 6 - шайба; 7 - винты (3 шт.).ЯL-JSU I..\80 Jо со S±Ш$8 0Итак, вы заменили наружный подшипник ступицы, заложили в него необходимое количество смазки, тщательно отрегулировали осевой зазор. Если после этого ,12. 5x45осевого зазора. Минимальный зазор, допускаемый здесь, равен 0,02 мм. На практике это означает, что никакой "качки" колеса относительно поворотного кулака выявить руками вам не удается. При этом лучше покачивать колесо в вертикальной плоскости (но не путать с "качкой" в шаровых опорах!). Для уменьшения зазора в подшипниках гайку "на 27" (М18х1,5) заворачиваем (еще раз напомним, что на правом колесе левая резьба), одновременно вращая колесо и проверяя "качку". Когда она исчезнет, стопорим гайку, обмяв ее шейку в пазы на конце поворотной цапфы. После первых поездок и приработки подшипников снова проверяем зазор и при необходимости регулируем его, подтянув гайку. (Напомним, что гайка по способу ее фиксации одноразовая. Но при правильной регулировке подшипников ее обычно можно не трогать очень долго, иногда пробег достигал сотен тысяч ки ­ лометров.) Помните, чаще всего подшипник разрушается (питтинг, раковины и так далее) изза контактной усталости материала, накапливающейся при чрезмерных зазорах. В этом случае динамические нагрузки могут в два-три раза превышать нормальные расчетные. Значит, большие зазоры важно своевременно устранять.I сч oolo •М Г см СО тГ ВSSSг11Рис. 3. Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 6-7804У ступицы переднего колеса. все-таки снова заметите при вращении колеса "перебор" роликов, придется заменить и внутренний подшипник, что потребует похожего приспособления, но с другими размерами. Разговор об этом отложим на будущее. Продлить срок службы подшипников невозможно без тщательной регулировки