ЛвтолюбителейВС ЛIVI IB сиденье максимально отодвинуто назад, руки вытянуты практически прямо и уперты в • руль. А кто-то любит близкую посадку. - Есть ли у нее какие-то плюсы? - На мой взгляд, никаких. Если человек сидит, растопырив локти, его руки, как и плечевой пояс, устают быстрее. Кроме того, он задевает при этом (особенно в маленькой машине) дверь и соседа. На современном автомобиле с маленьким рулем, не требующим приложения больших усилий, руки устают меньше, если они вытянуты, а не свисают. И, кроме того, при резких торможениях или даже столкновениях выпрямленные руки более безопасны. - Что вы думаете о многочисленных подкладках "под мягкое место", которые есть в продаже? - "Жигулевские" и особенно "москвичовские" сиденья быстро просиживаются. Они Ф сделаны из резиновых полос, сплетенных на манер циновки, и человек, попрыгав года два на наших дорогах, продалбливает, простите, своим задом эти сиденья: рвется одна полоса, другая... В итоге водитель практически не сидит, а висит на блине из кожзаменителя, из которого сделана обшивка кресла. Разумеется, если нет средств поставить новое сиденье - а оно неоправданно дорого, надо что-то подкладывать. Лучше сшить из войлока или из конского волоса (но ни в коем случае из поролона или ваты) подушку так, чтобы под ягодицами она была потоньше, а под бедрами - потолще, хорошенько ее проФ стегать и жестко прикрепить к старому креслу. Что касается "массажных ковриков от остеохондроза", анатомически правильной посадки от них ждать нечего - позвоночник они не разгружают. - Что вы посоветуете водителю, который устает на своем рабочем месте? - Любой водитель, особенно за рулем "трясучего" автомобиля, должен не реже, чем раз в два часа, отдыхать - останавливаться, выходить из машины, делать несколько упражнений. Хорошо еще и повисеть на придорожном дереве на руках, либо - если машина грузовая - на бортике кузова. Полезно носить специальный "индустриальный пояс" своеобразный полукорсет из плотного синтетического материала с усиливающими вставками в области поясницы. Такой пояс разгружает спину и страхует от избыточной нагрузки на позвонки. Водителям я обычно рекомендую и специальные подушки под поясницу, выполненные с учетом анатомии позвоночника. Очень недорогие и хорошего качества такие подушки выпускает американская фирма "Champion". Ну а главное - следите за посадкой. Даже если вы привыкли сидеть по-другому, попробуйте все же положить под поясницу подушку - и вам обязательно станет удобнее.КАТАЛИЗАТОР НЕ КАРТОШКА!Почему бы не подшутить над соседом по стоянке? Если плотно заткнуть выхлопную трубу картошкой, то мотор заведется и тут же заглохнет. После того, как ваш сосед, потратив время, все-таки найдет и удалит затычку, двигатель заработает снова как ни в чем не бывало. Иное дело каталитический нейтрализатор: при неумелом обращении он может успешно сыграть роль "картошки", удалить которую значительно труднее. Как правильно эксплуатировать автомобиль с экологически чистым выхлопом? Слово - Михаилу ГОРБА ЧЕВУ.Обычно, видимо, для краткости, каталитический нейтрализатор (его "начинку" вы можете видеть на верхнем фото) называют просто катализатором. Последуем этомумасла на тысячу километров пробега. Так вот - любую иномарку с катализатором может ожидать такая беда. Темы "Каталитический нейтрализатор в российских условиях эксплуатации" мы касались не раз, всячески подчеркивая губительность этилированного бензина для этого дорогостоящего устройства. А время не стоит на месте - все больше и Одна из керамических решеток "сварилась", полностью закупорив выхлопную трубу. Это произошло изза нарушения правил эксплуатации каталитического нейтрализатора.Катализатор в разрезе (вверху). Внутри корпуса с двойной оболочкой и жаропрочной прокладкой находятся "соты" катализатора. Они сделаны из керамического материала и покрыты внутри тонким слоем напыленного металла - платины или родия. "правилу" и мы. А теперь реальная ситуация. У моего знакомого двигатель "Мерседеса" потерял мощность, вяло реагировал на педаль газа. Чего только не поменял незадачливый владелец! Бензонасос с фильтром, расходомер воздуха системы впрыска (по чьей-то настоятельной рекомендации) и кое-что еще обошлись ему чуть ли не в половину стоимости "Жигулей". Улучшений не последовало. Разгадка же оказалась до обидного простой: владелец грубо нарушал правила обращения с такой нежной и дорогостоящей системой, как катализатор. В результате один из его элементов полностью разрушился, закупорив все сечение выхлопа, что хорошо видно на фото внизу. Это - резупьтат эксппуатации двигателя на этилированном бензине и вдобавок - при повышенном расходе масла на "угар": основательно изношенный "Мерседес" нуждался в дополнительных 2-2,5 литраDбольше поступает к нам "бэушных" иномарок, оснащенных катализаторами, все больше появляется неэтилированного топлива (в Москве, например, продажа другого просто запрещена). Это приводит к тому, что автомобили с такими системами начинают приживаться и на нашей почве. Сегодня вряд ли нужно доказывать полезность и эффективность катализатора. Не оснащенный им двигатель выбрасывает в атмосферу букет вредных веществ, отравляя все окружающее. Назовем хотя бы три окись углерода СО, углеводороды СН, окислы азота NOx. При этом добиться, чтобы содержание СО в выхлопных газах такого мотора было меньше 0,5%, трудно: уменьшение содержания одного компонента может оборачиваться увепичением содержания другого. Задача катализатора, если ее оп ределить в самых общих чертах, сводится кЗА РУЛЕМ 4/97 131 ЛвтолюбителейIK ЛИ У 1Ь>тому, чтобы "дожечь" СО и СН (на что требуется некоторое количество кислорода, содержащегося в выхлопных газах до их поступления в катализатор), а окислы азота восстановить до безвредного азота, что связано с выделением некоторого количества кислорода. Чтобы катализатор мог нормально выполнять эти функции, состав выхлопных газов, покидающих цилиндры двигателя, должен быть строго опредепенным - появление в них, например, несгоревшего бензина из-за сбоев в работе зажигания (избыток СН) или отсутствие кислорода (богатая смесь) нарушают работу устройства. Ну и самое главное: если на него попадают соединения свинца после заправки этилированным бензином, это быстро оборачивается полным отказом катализатора. При нормальной же его работе состав выхлопных газов, выбрасываемых автомобилем, с экологической точки зрения почти "чист". Например, содержание окиси углерода не превышает 0,03%. Как скоро приживутся каталитические нейтрализаторы в России? При всех существующих проблемах с выпуском неэтилированного бензина, с организацией у нас производства самих катализаторов, думается, это время не за горами. Поэтому уже сегодня полезно будет познакомиться с правилами их эксплуатации. Для того, чтобы не вывести из строя катализатор и кислородный датчик (лямбдазонд), запомните следующее: - заправлять автомобиль можно только неэтилированным бензином; - если на автомобиль впервые устанавливается катализатор, перед этим надо дважды заправиться неэтилированным бензином и уточнить угол опережения зажигания; - пуск мотора с "толчка" или на буксире не разрешается: несгоревшее топливо, попадающее в катализатор, может привести к его перегреву и выходу из строя (для пуска двигателя с отказавшим аккумулятором используйте специальный стартовый кабель); - если мотор не удалось пустить с двухтрех попыток, необходимо сделать длительную паузу, иначе несгоревшее топливо соберется в сетке катализатора и, воспламенившись, выведет его из строя; вообще при затрудненном пуске двигателя не "гоняйте" его подолгу стартером, а выясните причину неполадок и устраните ее, дабы избежать печальных последствий; - если возникли неисправности электрооборудования, устранение которых требует включить зажигание, отключите реле электрического топливного насоса, чтобы предотвратить попадание горючей смеси в выхлопную систему ив катализатор; - не проверяйте работу свечей, снимая с них наконечники высоковольтных проводов, так как не сгорающее при этом топливо дополнительно попадает в катализатор (помимо того, что уже попало туда из-за отказа конкретной свечи);132 ЗА РУЛЕМ 4/97- если двигатель работает нечетко изза неисправности в системе зажигания, не давайте ему большой нагрузки и как можно скорее устраните неисправность (при повышенной нагрузке доля несгоревшего бензина больше). Таким образом, катализатор - это еще и своеобразный индикатор состояния двигателя, весьма точно показывающий, что пришло время регулировки или ремонта мотора. На этот "индикатор" нельзя не обратить внимания и ездить, как это делают некоторые, канистрами доливая масло в практически убитый мотор или закрывая глаза на сумасшедший расход топлива. При работе катализатор - с учетом реакций в нем - нагревается от 300 до 800° С. Отсюда еще одно предостережение: после быстрой езды по шоссейной дороге не ставьте машину на поляну с сухой травой или листвой. Они могут вспыхнуть под днищем автомобиля. Как проверить, работает ли катализатор? Прежде всего найдите кислородный датчик: он ввернут в выхлопную трубу. Наличие его - свидетельство того, что автомобиль оборудован катализатором. Правда, в начале восьмидесятых устанавливали нерегулируемые катализаторы без такого датчика. Но эффективность их была невысока, и от них отказались довольно быстро. А вот определить, стоит ли у вас нерегулируемый катализатор, не так-то просто. Это можно делать по табличкам под капотом, но разобраться в них в состоянии только специалисты фирменных станций техобслуживания. Сейчас нас больше интересует регулируемый катализатор. Найдя датчик, надо проверить, подключен ли он к проводке автомобиля. По специальной методике мастера СТО определят, исправен ли датчик. Водитель же может быть уверен в нормальной работе катализатора, если двигатель хорошо тянет и расход бензина в норме. Кислородный датчик - это электрический прибор, измеряющий содержание кислорода в выхлопных газах и передающий эту информацию на электронику системы питания. Последняя постоянно контролирует состав горючей смеси, поддерживая оптимальное соотношение бензина и воздуха. Неисправный датчик дает команду топливной системе на максимальное обогащение рабочей смеси. (То же происходит, если датчик отключен.) Если в этот момент измерить СО, прибор показывает до 9%. Ухудшения работы двигателя и возросшего на 30-50% расхода топлива вы вряд ли не заметите. Итак, на машинах с катализатором в выхлопной системе постоянно работает прибор, измеряющий СО. Поэтому для корректировки состава смеси не нужно других приборов: отрегулировать мотор с каталитическим нейтрализатором можно абсолютно автономно. Как это сделать? Отложим разговор на будущее.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬМой ВАЗ-2103 (пробег 200 тысяч км) с новым карбюратором "Озон" явно стал более вялым, чем с прежним "Вебером". В чем причина? Карбюраторы "Вебер" устанавливались на автомобили ВАЗ еще в те времена, когда реально об экологической чистоте выхлопа автомобиля не заботились. Поэтому задачи специалистов по топливной аппаратуре сводились к тому, чтобы обеспечить устойчивую работу двигателя на всех возможных режимах при достаточной мощности и экономичности. В соответствии с этим подбирались и характеристики карбюратора, а значит, и некоторые его чисто конструктивные параметры, включая порядок работы первичной и вторичной камер, тип привода, производительность ускорительного насоса, воздушных и топливных жиклеров и т. д.*Наилучшие мощностные показатели двигателя достигаются, как известно, на несколько обогащенных смесях, при сгорании которых выхлопные газы содержат значительную долю окиси углерода (СО). Поэтому двигатели с карбюратором "Вебер" по пока- ф зателям токсичности выхлопных газов совершенно неприемлемы сегодня, даже если исходить из норм, действующих в России, не говоря уже о европейских и американских. "Озон" конструктивно во многом похож на "Вебер", но в нем учтены и дополнительные требования - экологические, при достаточной мощности и экономичности двигателя. "Озон" получил автономную систему холостого хода, позволяющую обеспечить устойчивую работу мотора при прочих равных показателях не при обогащенной, а при обедненной смеси. Теперь при правильной регулировке карбюратора удается снизить концентрацию СО в выхлопных газах на хопостом ходу в среднем до 1,5%, а в идеале до 0,4-0,5%. "Обедненная" настройка "Озона" лишь в отдельных случаях бывает причиной почти незаметного снижения динамики автомобиля. Если же речь идет о значительном ухудшении разгона, то его вызывают, скорее всего, те или иные неисправности, например, загрязнение переходной системы первичной или вторичной камеры, неполадки в ускорительном насосе, позднее включение в работу вторичной камеры и т. д. На практике "Озон" - при условии его правильной регулировки - должен обеспечивать автомобилю достаточно высокие динамические ка чества, позволяя в то же время экономить топливо и... беречь окружающую среду.-•