19
20
ПРЕЗЕНТАЦИЯПрезентацию нового грузовика ДАФ-95ХР провели в самый канун Брюссельского салона, чтобы ни у кого из приглашенных не возникло сомнений по поводу главного экспоната открывающейся выставки. Их и не возникло - отчасти потому, что более масштабных новинок просто не было, отчасти благодаря качествам самого флагмана ДАФ.ЦВЕТ - КАК ЗАКАТ СОЛНЦА... Наверное, не было ни одного журналиста, приглашенного на премьеру, который не задался бы вслух или про себя вопросом: почему он рыжий? Лежащее на поверхности объяснение, что это национальный голландский цвет (кстати, в него "одета" футбольная сборная), явной поддержки хозяев праздника не встретило. Дело оказалось не в этом или, вернее, не только в этом. Напомню фирменную цветовую гамму ДАФа: зеленый (как указано в пресс-релизе. "Порше-Грин") для 45-й и 55-й серий и красный ("Феррари-Ред") для более тяжелых 65, 75 и 85-й серий; прежняя 95-я серия "одевалась" в желтое платье. Новой машине нужна была свежая раскраска, но при этом гармонирующая с другими цветами гаммы. Остановились на ярко-рыжем и тоже "спортивном" "Мак-Ларен Оранж": энергичный, насыщенный цвет как нельзя лучше соответствует имиджу нового грузовика. К тому же, по исследованиям дизайнеров, оранжевый будет цветом 1997 года. Фирменный "презентационный" колер отнюдь не единственный - клиент при заказе может выбрать любой другой. За ошеломляющим цветом чуть не забыл расшифровать название нового ДАФа: 95 - номер серии, как иу прежних машин тяжелого класса, a XF означает "Экстра форте". "Экстра" - понятно, а "форте" в музыке - это сильно, громко, во всю мощь звука. В моем очень вольном переводе XF превратилось в "ДЗ" - дюже здоровый, кровь с молоком... Но вернемся к внешности. Главное отличие от старых "девяносто пятых" - черный язык облицовки радиатора, хотя естьи другие: удлинившиеся двери, видоизмененный бампер, боковые дефлекторы. Всего три года назад появилась кабина "Супер Спейс Кэб", поразившая автомобильный мир простором (аж 10 "кубов" внутреннего объема) и удобствами. Она-то вместе с сестрами поменьше ("Спейс Кэб" и "Комфорт Кэб") перекочевала, перекрасившись и обзаведясь совершенно новым интерьером, в XF. Все это. конечно, тянет на то, чтобы называться лучшей премьерой салона. Но взгляните на дизайнерский проект (фото внизу). Как жаль, что так мало из него воплотилось в "Экстра форте", а без этого до звания совершенно нового грузовик, по-моему, не дотягивает. Но внешность, конечно, дело вкуса, а посему во избежание споров оставим эту тему. ЖИЛПЛОЩАДЬ ДАЛЬНОБОЙЩИКА Должен сразу предупредить: мое впечатление от водительского и пассажир-В полоборота стоит 95XF с самой большой кабиной "Супер Спейс", лицом и спиной - со средней "Спейс Кэб".ского мест в кабине 95XF сугубо "статическое", поскольку знакомиться с ними пришлось только в стоящем в помещении грузовике. Тем не менее утверждаю: там очень удобно и, пожалуй, уютно. А что касается простора... Когда, сидя за рулем, оглядываешься назад, действительность превосходит самые смелые ожидания - до задней стенки остается не меньше 80 см и все они отведены под великолепную спальную полку. Над ней - вторая - поуже, ее можно легко откинуть. Поднимешь голову вверх - потолок как в собственнойИнтерьер "Супер Спейс" снят через люк в крьь ше. Обратите внимание на центральную консоль - в ее верхней части скрыт выдвижной столик. Дизайнерский проект нового грузовика. '-. - ^ - Г . * J l - ^ ^ ^ ^ : ^ . i ^ ^ ^ ^ S № ^ ¥"Семейный портрет" грузовиков 95XF украшает фирменный автопоезд.рация и звук при работе мотора были минимальными. В среднем новый двигатель тише предшественника на 4 децибела и стоит по этому показателю в ряду лучших мировых образцов. Шестицилиндровый дизель объемом 12,6 лс непосредственным впрыском топлива, разумеется, оснащен турбонаддувом с промежуточным охлаждением и может быть исполнен в трех вариантах: мощностью 280, 315 и 355 кВт (381, 428 или 483 л. с). У двигателя две головки блока (каждая на три цилиндра) и, как у многих современных моторов, 24 клапана - по два впускных и выпускных на каждый цилиндр. Новомодных насосфорсунок нет - "старый добрый" рядный ТНВД "Бош" без всякой электроники в управлении вполне позволяет получить весьма достойные характеристики - и по уровню вредных выбросов, и по мощности. Есть в моторе подлинная "изюминка" система DEB (Daf Engine Brake) - моторный тормоз. В дополнение к заслонке, перекрывающей систему выпуска, здесь установлено устройство, управляющее работой клапанов. При торможении двигателем оно вмешивается в функции газораспределительного механизма в конце такта сжатия, приоткрывая выпускной клапан и сбрасывая давление в цилиндре. На следующем такте (рабочий ход"Рентген" двигателя. Под клапанными крышками - механизм DEB.квартире: внутренняя высота кабины "Супер Спейс" - 2,255 м! Две другие кабины пониже - 1,885 и 1,585 м - тут уж кому что нравится и что по карману, хотя и здесь по два таких же ложа и сходный интерьер. Планировать внутреннее пространство кабины конструкторам помогал Феликс III - манекен, изображающий среднего человека 2005-2010 годов. Его старшие братья были в свое время использованы дизайнерами прежних ДАФов. Человечество в целом растет, но нельзя рассчитывать кабину только под высокорослых людей. Когда отрабатывали эргономику XF, учитывали требования трех групп возможных водителей: ростом 1,65; 1,83 и 1,95 м. В результате диапазон регулировки сиденья по высоте - 100 мм, в продольном положении - 180 мм, руль ходит вверх-вниз на 85 мм такие трансформации размеров рабочего места устроят любого водителя. Баранка показалась очень удобной: диаметром 450 мм, формой и "пухлостью" очень напоминает легковую. Да и расположена она не близко к горизонтали, как это принято в грузовиках, а наклонена на 30...45е - это зависит от желания водителя. В передней стенке над ветровым стеклом помещаются комод, буфет, секретер, горка - что хотите. Три вещевых отделения в "Супер Спейсе" предоставляют водителю полный простор для фантазии: что бы туда положить? В среднее, пожалуй, можно поставить микроволновую печь - надо же где-то разогревать продукты из штатного холодильника под нижней полкой! Понравилось, что места водителя и сменщика четко разделены выступающей средней частью панели приборов: слева рабочее место, справа - зона отдыха. В целом впечатление от кабин такое: на ДАФе знают толк в устройстве интерьера и очень заботливо относятся к "его вели-честву дальнобойщику". Но это не единственный "конек" фирмы. Вторым я бы назвал двигатели. "ТИШАЙШИЙ" МОТОР В моторостроении голландцы всегда шли чуть впереди времени. В 1959 году одними из первых применили турбонаддув, в 1973-м - впервые в Европе внедрили на грузовиках промежуточное охлаждение наддувного воздуха (интеркулер). Позже всегда ходили в лидерах по части удовлетворения экологических требований - еще в 1992 году уложились в нормы Евро-1 и за три года до обязательного введения Евро2, в 1993-м, выполнили и их. В ближайшее время ДАФ готов предложить модификацию двигателя, удовлетворяющую уже требованиям Евро-3. А ныне такой мотор (но пока по нормам Евро-2) ставят на новое семейство 95XF. Он в противовес громкому названию машины "Форте" обладает очень низким уровнем шума. Специалисты считают, что только капотированием или капсулированием двигателя кардинально проблему шума не решить. Поэтому новый блок рассчитан так, чтобы виб- все клапаны закрыты) поршень, идя вниз, тормозит под действием разрежения в цилиндре и, соответственно, замедляет вращение коленвала. Реализовано это просто (см. "рентген"): в верхней части головки блока установлен механизм, который нажимает на одно из плеч рычага, открывающего выпускные клапаны. Когда поршень при сжатии идет вверх, один клапан открывается, но, чтобы он не сломался о поршень, в днище последнего сделана специальная выемка. При работе DEB развивается тормозная мощность до 290 кВт. Справедливости ради надо отметить, что такая система родом из Америки. DEB - плод совместной работы ДАФ и "Джейкобе Вини Эквипмент Компани", США. Кстати, оттуда же и самый мощный двигатель, предлагаемый для модели 95XF: 14литровый дизель "Камминс VF390" развивает 390 кВт/530 л. с. при 1900 об/мин. Не буду останавливаться на других системах и агрегатах нового ДАФа - на это не хватит места. Напоследок - новость от московского представительства фирмы. Три машины 95XF уже заказаны клиентами в России. Встречайте! Антон ЧУЙКИН20ЗА РУЛЕМ «97