34
35
рос. Хотя в значительной мере увеличение на литр-полтора объясняется тем, что стало возможно реализовать более динамичный стиль езды. При равномерном же движении где-нибудь по шоссе увеличение расхода практически незаметно.щДо недавних пор конструкция отечественных малолитражек вписывалась в строгий канон: двигатель рабочим объемом 1,2-1,4 л для стандартной и 1,5-1,6 л - для люксовой комплектации. Считалось, что советскому человеку больше ни к чему. Однако с появлением на дорогах автомобильной продукции стран, которые мы собирались "догнать и перегнать", неожиданно выяснилось, что наши соотечественники с удовольствием могут ездить на машинах с двух-, трех- и более литровыми моторами. Практика показывает, что, выбирая российский автомобиль, покупатель тоже отдает предпочтение более мощным. Идя "навстречу пожеланиям трудящихся", автозаводы выдают "на-гора" двигатели все больших кубатур. Так, на классические ВАЗы сегодня ставят мотор объемом 1,7 л, на пятидверную "Ниву" - 1,8 л, а для переднеприводных создан спортивный 1,6-литровый. Да и на базе старого доброго УЗАМ-412 появились модификации в 1,6, 1,7 и 1,8 л. Вершина же модельного ряда уфимских двигателей - созданный в 1995 году, образно говоря, "УЗАМ Сильный" - двухлитровый 3320. За прошедшее с той поры время он непрерывно совершенствовался. Шла установка 34 ЗРЛМ 49 А УЕ /7ПОМЕЧТАЕМ? Новый мотор для АЗЛК может оказаться своеобразной палочкой-выручалочкой. Ведь чем хорош "сорок первый"? Большая машина за сравнительно небольшие деньги. А чем плох? Низкое качество изготовления и сборки, слабый, надсадно звенящий мотор. "Пересадка сердца", скажем, от "Рено", бесспорно, снимет пос* ледний минус, но она же уничтожит и единственный плюс цену. А вот без малого сотня сил от привычного УЗАМа - это на него микропроцессорного залично себя показал при устауже кое-что. Само собой ходовую часть жигания, распределительных новке, например, на пятидвервалов с измененными фазами, ную "Ниву" ВАЗ-2131. Но в напрягать он будет посильнее. системы распределенного Тольятти доводят "до ума" свой Но ведь и со старым двигатевпрыска. На сегодняшний день двигатель, объемом 1,8 л, и, по лем она не отличалась долголеэто, пожалуй, один из наиболее всей вероятности, именно для тием. Может попробовать приинтересных для нас моторов. него и сохраняется "вакансия" вести ее в божеский вид? В Нет-нет, он привлекателен не в моторном отсеке вседорож- конце концов, если уж так какими-то сверхвысокими хараника. А вот куда двухлитровый сложно самостоятельно изготоктеристиками (по мировым мерпросто просится, так это под вить высококачественные узлы, # кам, они более чем скромны) и капот "Орбиты" ИЖ-2126 и "Мо- есть ведь надежные амортизане конструктивными изысками - сквича-2141". торы и диски сцепления "Сакс", его базовая конструкция, мягко "Просьба" была услышана, специальные "москвичовские" говоря, "пожилая". Сильнейи "УЗАМ Сильный" поселился в приводы "Гло". Стоимость всей ший козырь двухлитрового редакционном "Москвиче-2141", этой роскоши от силы вдвое УЗАМа в том, что его можно выо чем мы уже писали (ЗР, 1996, больше, чем штатных комплекпускать уже сегодня, да еще на № 2). Сказать, что машина статующих. Так что цена машины в основном сборочном конвейере. ла другой - это просто ничего такой комплектации хотя и возА что касается совершенства... не сказать. Обычный полутора- растет, но, скорее всего, лишь Форсированный современный литровый "Москвич" подсознана полтора-два миллиона. Что силовой агрегат требует приметельно ассоциируется с двумя же касается сборки, здесь уже нения соответствующих масел и определениями - неповоротлизаводу придется рассчитывать бензина, предполагает компьювый и тихоходный. Но уже постолько на свои силы. терную диагностику и высоколе нескольких поездок с новым Вот такой сравнительно технологичный сервис. А где мотором восприятие автомобибольшой, мощный, надежный и, % все это можно найти в какой-ниля радикально меняется: тесамое главное, недорогой автобудь Нижней Таракановке? Да и перь это, скорее, мощный, бымобиль имел бы шансы стать при наличии современного серстроходный. "Под педалью" аквиса выложить 30-50 долларов селератора постоянно ощущанародным. За примером далеко за нормо-час работы далеко не ешь запас, чего был напрочь ходить не надо - гораздо более каждому по карману. Так что у лишен прародитель. Разгон до почтенного возраста "волги" обновленного мотора найдется "сотни" с места занимает 13,4 сегодня расхватывают, как пончики. И не стоит обращать немало поклонников. секунды, а от 60 км/ч на четвервнимания на снисходительные той передаче - 13,1 секунды. По сравнению с исходным взгляды владельцев современКак видите, показатели совсем полуторалитровым рабочий не плохие. Да и максимальная ных иномарок. На нашей истообъем двигателя увеличен на скорость 155 км/ч способна порической родине функциональ25%. При этом мощность возность машины чаще всего опрещекотать самолюбие. росла на 30%, а крутящий моделяется количеством мешков мент - почти на 50%! Мотор поЧто же касается расхода картошки, которые можно налучился очень тяговитым и оттоплива, то он, естественно, выдежно перевезти с дачи домой."УЗАМ Сильный" - двухлитровый девяностосильный УЗАМ-3320 в моторном отсеке "Орбиты" (вверху). ТЕХНИКАДВА ЛИТРА НА "ОРБИТЕ" ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ... Недавно в редакции появился и ИЖ-2126 с двухлитровым мотором. Новая машина внешне никак не отличается от своего менее мощного собрата с двигателем объемом 1,7 л (ЗР, 1997, № 2). Нет даже таблички с указанием литража мотора на крышке багажника. А жаль, такую не грех и на люди показать, все-таки "2,0" - звучит гордо. Внутри также никаких изменений, за одним исключением - слева от рулевой колонки появился октан-корректор. В среднем положении его переключатель упирается носком в число "92". Слева надпись "газ", справа - "76" - все предельно ясно, никакие инструкции не требуются. А что же под капотом? Первое, что бросается в глаза, - крупная надпись "2000" на крышке клапанного механизма. На брызговике левой колесной ниши - блок микропроцессорного зажигания. Так-то, господа, все-таки 1997 год на дворе! Кто успел поездить с такой системой - оценит ее преимущества. Никаких тебе прерывателей, распределителей, зазоров и регулировок. Датчики Холла, пара катушек и "мозги" - простенько, но со вкусом! Конечно, при условии, что сработано все на совесть. Забегая чуть вперед, отметим, что тут не обошлось без маленькой ложки дегтя. От одной из ножек колодки процессора отвалился провод, и двигатель начал безбожно детонировать, не реагируя на повороты октан-корректора. Подумалось: "Ну вот, опять привычные "москвичовские" звуки". Однако неполадку удалось довольно быстро обнаружить и устранить. Кроме микропроцессорной системы зажигания, по нашей просьбе, в качестве резервной смонтирована и обычная контактная. На этом видимые отличия и заканчиваются. Теперь попробуем "два литра" в деле, то бишь на дороге. Вымороженная за ночь "Орбита" завелась с полуоборота! Прекрасно. Короткий прогрев - и в путь. Пока выбирались на большую дорогу, успели сполна оценить достоинства жесткой, длинноходной подвески. В сочетании с высокой посадкой кузова она дает возможность не только переваливаться через немалого размера препятствия. но и проходить колдобины на повышенной скорости. Там, где владелец "Жигулей" инстинктивно втянул бы голову в плечи, ожидая болезненного удара в подвеску, мы ощущали лишь средний силы толчок. Другие водители заинтересованно поглядывают на "знакомую незнакомку": вроде отечественная машина, но попадается столь редко, что от встречи до встречи ее непритязательный облик успевает почти стереться из памяти. Полный триумф ожидал нас у первого же светофора. По "зеленому свистку", буксуя на сухом асфальте, "Орбита" легко ушла от пелетона. Все-таки двенадцать с половиной секунд до "сотни", пожалуй, неплохой результат для отечественных машин. На пустынном загородном шоссе двигатель подтвердил обоснованность своих высоких претензий, легко разогнав машину до 150 км/ч. За удовольствия нужно платить - в данном случае повышенным расходом бензина, о чем напоминал мерно тикающий расходомер, установленный на время теста. Средние цифры расхода топлива на сто километров выглядят так: 7,5-8,0 л за городом и 9-10 л по Москве. В принципе, приемлемые цифры, ничего запредельного. Новый двигатель позволяет ощутимо легче, с меньшим числом переключений передач держаться в общем потоке. Гораздо более динамичными и безопасными стали обгоны мотор отлично разгоняет машину и на четвертой, и на пятой передачах. Да и ускорение груженого автомобиля уже не отвечает обидному "раскочегарить". Впрочем, такой шустрой машине тормоза нужны помощнее. А если бы вместо куцего багажника еще и кузов универсал - получилась бы настоящая рабочая лошадка. Сегодня купить двухлитровую "Орбиту" еще нельзя. Собрано всего несколько опытных экземпляров, один из которых передан на испытания нам, а остальные - в ГАИ Ижевска. Но будем все-таки надеяться, что скоро в автосалонах появится новый ИЖ с шильдиком "2,0" на корме. Что же получилось в итоге. Попытку вдохнуть новую жизнь в "четыреста двенадцатый" двигатель можно считать вполне успешной. "Старичок" еще послужит. Конечно, создавать под него новые машины бессмысленно. Но уже выпускающимся моделям он позволит продержаться на конвейере еще пару-тройку лет. Юрий НЕЧЕТОВСлева от рулевой колонки поселился весьма полезный в нашем отечестве октан-корректор.ническая характеристика автомобиля ИЖ-2126 "Орбита" с двигателем 2,0 лСнаряженная масса - 1040 кг; максимальная скорость - 164 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 12,6 с, от 60 км/ч на IV передаче 9,7 с; от 60 км/ч на V передаче - 13,9 с; время прохождения 1000 м при старте с места - 34,9 с; расход топлива при 90, 120 км/ч ив ГЦ 7,7; 10,2; 1 )J> л/100 км. Двигатель - УЗАМ3320, четырехцилиндровый, восьмиклапанный; рабочий объем - 1945 см3; диаметр цилиндра - 88 мм; ход поршня - 80 мм; мощность - 67 кВт/91 л. с. при 5200 об/мин; максимальный крутящий момент - 155 Нм при 3000 об/мин. Система питания - карбюраторная. Система зажигания - микропроцессорная бесконтактная с двумя катушками. Топливо - бензин А-92. З РЛМ 4/97 А УЕ 35